Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Это преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. 23 глава




 

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

 

Комментарий к статье 274

 

1. Под правилами эксплуатации компьютерной системы следует понимать как правила, которые могут быть установлены компетентным государственным органом, так и технические правила, установленные изготовителями компьютерного оборудования, разработчиками программ, сетевыми администраторами, владельцем компьютерной системы или по его полномочию.

2. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы должно повлечь уничтожение, блокирование или модификацию информации и, кроме того, существенный вред (оценочный признак). Специфической чертой этого преступления является наличие двух уровней последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъект преступления специальный - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети (см. комментарий к ст. 272 УК).

Часть 2 ст. 274 УК предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия (см. комментарий к ст. 272 УК).

 

Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО

СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

Статья 275. Государственная измена

 

Комментарий к статье 275

 

1. Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность РФ, т.е. состояние защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности России от внешнего враждебного воздействия.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением любого из следующих действий: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

3. Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только субъектом преступления. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью подпадает под описание, содержащееся в ст. 276 УК (см. комментарий к ней).

4. Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, несанкционированная огласка которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности России и которые отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" в редакции Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г.

5. Деяние образует состав государственной измены, если государственная тайна выдается именно иностранному государству, иностранной организации (государственной, негосударственной, межгосударственной) или их представителям - руководителям, сотрудникам, посредникам и т.д.

6. Выдача означает предоставление сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, вручение чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и т.д.

7. Под иным оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. К таким действиям относятся: вербовка агентов для зарубежных разведывательных служб; предоставление иностранным разведчикам жилья, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, одеждой, деньгами и т.д.

8. Если гражданин РФ, оказывая помощь указанным в законе субъектам в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности, совершает политическое (диверсия, вооруженный мятеж и др.) или общеуголовное (убийство, кража и т.п.) преступление, то оно подлежит дополнительной квалификации по совокупности с государственной изменой.

9. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственной измены с момента фактической передачи представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Государственная измена в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ считается оконченным преступлением с момента совершения конкретного действия, которым оказывается реальная помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности.

10. Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом. Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства и т.д.

11. Субъект преступления специальный - гражданин РФ, достигший возраста 16 лет. Его соучастником не может быть лицо, не обладающее названным специальным признаком. Действия иностранного гражданина или лица без гражданства, привлекшего россиянина к противоправному завладению сведениями, составляющими государственную тайну, должны квалифицироваться как шпионаж, а совершение иных враждебных действий в ущерб внешней безопасности нашей страны надлежит квалифицировать по статьям гл. 29 УК, предусматривающим ответственность за такие действия (ст. ст. 277 - 282).

12. Субъектом выдачи государственной тайны может быть не только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе (такое мнение не основано на букве закона), но также лица, которым такие сведения стали известны иным путем (за исключением их собирания или похищения), например были сообщены знакомыми, попали в распоряжение данного лица случайно и т.п.

13. Примечание к ст. 275 УК содержит основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий.

Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ.

Во-вторых, условием освобождения от уголовной ответственности за государственную измену является отсутствие в действиях гражданина РФ иного (помимо государственной измены) состава преступления.

При наличии обоих указанных в примечании к ст. 275 УК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности за государственную измену или за шпионаж является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание (п. "и" ч. 1 ст. 61 УК).

 

Статья 276. Шпионаж

 

Комментарий к статье 276

 

1. Объект шпионажа, как и государственной измены, - внешняя безопасность РФ.

2. Предмет шпионажа - это, во-первых, сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, при определенных условиях - иные сведения, т.е. не составляющие государственной тайны.

3. Объективная сторона шпионажа определяется в законе как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений.

4. Действия, имеющие своим предметом сведения, составляющие государственную тайну, состоят в: а) передаче; б) собирании; в) похищении; г) хранении этих сведений.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, означает их сообщение указанным в законе адресатам любым способом: лично или через посредника, устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.

Похищение сведений - это незаконное их изъятие любым способом из правомерного или неправомерного владения.

Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения секретной информации (личное наблюдение, фотографирование, копирование, звукозапись и т.д.).

Хранение означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и собранными либо похищенными не самим хранителем, а другими лицами, а также сведениями, добровольно переданными хранителю их законным обладателем для последующей передачи иностранной агентуре.

5. Объективная сторона шпионажа, имеющего своим предметом сведения, не составляющие государственной тайны, характеризуется только двумя действиями: собиранием или передачей этих сведений. В этом случае предметом преступления могут быть самые различные сведения экономического, политического, научного, технического или иного характера, не относящиеся к государственной тайне. Им могут быть и несекретные, в том числе открытые, сведения, поэтому закон не предусматривает такой формы их получения, как похищение, и не наказывает за их хранение. Способы собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение периодической печати или специальной литературы, личное восприятие, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д.

6. Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий. Во-первых, эти действия совершаются по заданию иностранной разведки. Во-вторых, они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности РФ. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает квалификацию деяния как шпионажа.

7. Шпионаж отличается по объективной стороне от выдачи государственной тайны как формы государственной измены (ст. 275 УК) тем, что сведения, упомянутые в ст. 276 УК, при шпионаже не находятся в распоряжении или обладании виновного.

8. Оконченным преступлением шпионаж является с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции ст. 276 УК.

9. Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. При передаче или собирании сведений, не составляющих государственной тайны, виновный преследует специальную цель: использование собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности РФ. Мотивы шпионажа могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

10. Субъект преступления специальный - только иностранный гражданин или лицо без гражданства. Аналогичные действия гражданина РФ могут квалифицироваться только как государственная измена либо в форме шпионажа, если он был соисполнителем, либо в форме оказания иной помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, если он оказывал иностранному шпиону содействие.

11. Лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление в связи с деятельным раскаянием при наличии двух условий, указанных в примечании к ст. 275 УК и рассмотренных при анализе государственной измены.

 

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

 

Комментарий к статье 277

 

1. Непосредственным объектом этого преступления являются не только основы политической системы РФ, но и жизнь государственного или общественного деятеля (дополнительный объект).

2. Потерпевшим от посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля может быть только государственный или общественный деятель.

К государственным деятелям относятся руководители и иные должностные лица высших органов законодательной, исполнительной, судебной власти и прокуратуры как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации РФ, члены Правительства РФ, лица, занимающие аналогичные должности в органах власти субъектов РФ, прокуроры, федеральные судьи, следователи и т.д.).

Под общественными деятелями понимаются руководители и активные функционеры политических партий, общественных движений, фондов, профессиональных и иных союзов на федеральном или региональном уровнях.

3. Объективная сторона преступления состоит в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля. "Под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство..." (Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 288).

4. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля признается оконченным преступлением с момента совершения общественно опасных действий, направленных на лишение потерпевшего жизни, но фактическое причинение ему смерти охватывается составом рассматриваемого преступления и не меняет юридической сущности деяния.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью (прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего) либо специальным мотивом (отомстить потерпевшему за указанную деятельность). Если убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной целью или по иным мотивам, нежели указанные в диспозиции ст. 277 УК, деяние квалифицируется по ст. 105 УК.

6. Субъект посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля - лицо, достигшее возраста 16 лет. Аналогичное деяние, совершенное лицом в возрасте от 14 до 16 лет, квалифицируется по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

 

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

 

Комментарий к статье 278

 

1. Непосредственным объектом преступления являются основы политической системы РФ в части легитимности государственной власти, конституционного порядка установления и функционирования государственной власти и ее органов. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

2. Объективная сторона преступления может выражаться в действиях троякого характера: направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, или на насильственное изменение конституционного строя РФ.

3. Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку неконституционного способа прихода конкретных лиц, политических партий, движений и иных политических сил к власти в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя в стране. Насилие как неконституционный способ захвата власти или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании, насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда здоровью лиц, представляющих органы власти, сформированные в соответствии с Конституцией РФ и законами России.

4. Действия, направленные на насильственное удержание власти, - это отказ уступить власть вопреки результатам выборов, референдума или иному законному, основанному на Конституции РФ акту, соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым в соответствии с Конституцией РФ должна перейти государственная власть. Насилие при неконституционной попытке удержать власть по своему содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке захватить власть.

5. Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, характеризуются насилием, преследующим цель изменить общественный строй, политическую систему, государственное устройство либо основные политические институты РФ и сформировать новую систему органов власти.

6. Крайней формой насилия при совершении анализируемого преступления является применение оружия. Но если такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК) и не требует дополнительной квалификации по ст. 278 УК, поскольку названные цели предусмотрены и в ст. 278, и в ст. 279 УК (цель свержения конституционного строя выступает средством последующего захвата власти). Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за рамки ст. 279 УК, и одновременно цель нарушения территориальной целостности РФ, которая не охватывается составом преступления, описанного в ст. 278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 278 и 279 УК.

7. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти, или на насильственное изменение конституционного строя РФ, независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы (захватить или удержать власть, изменить конституционный строй РФ).

8. Если в процессе применения насилия причиняется смерть человеку, она не охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - неконституционный захват власти, неконституционное удержание власти или изменение конституционного строя РФ насильственным путем.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При насильственном удержании власти субъект специальный - представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею же передать государственную власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.

 

Статья 279. Вооруженный мятеж

 

Комментарий к статье 279

 

1. Непосредственный объект преступления - основы политической системы РФ в части незыблемости основ конституционного строя и территориальной целостности России.

2. Объективная сторона преступления характеризуется как организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем.

В смысле ст. 279 УК мятеж понимается не как стихийное восстание, а как спровоцированное, организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности РФ.

3. Организация вооруженного мятежа - это действия, направленные на провоцирование вооруженного выступления против законной власти в РФ. Они могут состоять, в частности, в пропаганде вооруженного мятежа, в вербовке его участников, в снабжении мятежников оружием, воинским снаряжением, в планировании вооруженных операций и других действиях по идеологическому, материальному или организационному обеспечению мятежа.

4. Активное участие в вооруженном мятеже означает совместное с другими участниками мятежа совершение насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа. Убийство в процессе применения насилия не охватывается составом данного преступления и подлежит дополнительной квалификации по ст. 105 УК, а если потерпевшими являются государственные или общественные деятели либо сотрудники правоохранительных органов, то по ст. ст. 277, 295 или ст. 317 УК (при наличии остальных признаков этих составов преступлений).

5. Описывая две формы данного преступления - организацию мятежа и активное участие в нем, законодатель в обоих случаях подразумевает реальное выступление мятежников. Поэтому вооруженный мятеж в форме его организации следует признавать оконченным преступлением с момента первого вооруженного выступления мятежников. Если действия организатора фактически не привели к вооруженным выступлениям против законной власти, их следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу.

Активное участие в вооруженном мятеже может считаться оконченным с момента совершения участником мятежа конкретных насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и (альтернативно) специальной целью: а) свержения конституционного строя; б) насильственного изменения конституционного строя; в) нарушения территориальной целостности РФ.

Цель свержения конституционного строя РФ предполагает стремление насильственным путем упразднить основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, ликвидировать права и свободы, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ, и установить общественный и государственный строй, не соответствующий Конституции РФ.

Цель насильственного изменения конституционного строя РФ имеет то же содержание, что и в ст. 278 УК.

Цель нарушения территориальной целостности означает намерение разрушить принципы федеративного устройства, закрепленные в гл. 3 Конституции РФ, и насильственно отторгнуть часть ее территории с провозглашением ее независимости от России или присоединением к иностранному государству.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При совершении преступления в форме организации вооруженного мятежа им могут быть его организаторы и руководители. Активные участники вооруженного мятежа - это лица, непосредственно совершающие насильственные действия с применением оружия ради достижения целей мятежа.

 

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

 

Комментарий к статье 280

 

1. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности.

2. Объективная сторона состоит в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности, которая в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ и Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ) понимается следующим образом:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в п. "е" ч. 1 ст. 63 УК;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

3. Обязательным признаком уголовно наказуемых призывов является их публичность. Она означает, что призывы обращены к широкому кругу людей (к массам, толпе и т.д.), поскольку преследуют цель вовлечения масс в экстремистскую деятельность. Склонение конкретных лиц к совершению действий, предусмотренных ст. 278 УК, надлежит квалифицировать как подстрекательство к этому преступлению.

По форме призывы могут быть устными (на собраниях, митингах, демонстрациях), письменными (листовки, плакаты, изобразительные средства) и проч.

4. Преступление признается оконченным с момента публичного призыва, даже если под его влиянием ни одно лицо не было вовлечено в экстремистскую деятельность.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. От подстрекательства к массовым беспорядкам, хулиганству и вандализму рассматриваемое преступление отличается, в частности, наличием мотивов идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

6. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 280 УК) характеризуется публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности, совершаемыми с использованием средств массовой информации (печати, радио, телевидения и др.).

 

Статья 281. Диверсия

 

Комментарий к статье 281

 

1. Непосредственным объектом диверсии являются экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Под экономической безопасностью понимается состояние защищенности важнейших экономических интересов РФ.

Обороноспособность РФ означает состояние ее защищенности от возможного нападения внешнего агрессора и включает такие элементы, как экономический и военный потенциал России, боевая подготовка и профессионализм личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационная готовность гражданского населения и т.п.

2. Объективная сторона диверсии характеризуется совершением взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

3. Способами диверсии являются не только взрывы и поджоги, прямо выделенные законодателем, но и иные действия, которые подобно взрывам и поджогам также являются общеопасными и тоже направлены на разрушение или повреждение объектов, перечисленных в диспозиции ст. 281 УК. К иным действиям относятся, например, устройство аварий и катастроф, обвалов, затоплений, радиоактивных и иных подобных заражений или загрязнений и т.д.

Разрушение перечисленных в диспозиции объектов означает их физическое уничтожение, утрату народно-хозяйственного значения, невозможность или экономическую нецелесообразность восстановления. Повреждение понимается так же, как и в ст. 167 УК.

4. Диверсия является оконченным преступлением с момента совершения общеопасных действий, направленных на разрушение или повреждение названных в законе объектов, даже если они фактически не были ни разрушены, ни повреждены.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.