Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2 Создание предпосылок для перспективной полицентрической структуры территории Санкт‑Петербурга




Для Санкт‑ Петербурга характерна двойственная планировочная структура, одновременно моноцентричная и сложносоставная.

Как исторический город и имперская столица Санкт‑ Петербурга моноцентричен. Планировочный центр города совпадает с его историческим центром.

Центральная подзона занимает 72, 6 кв. км Площадь исторического центра Санкт‑ Петербурга[7] составляет около 40 кв. км (площадь Парижа, для сравнения, 105 кв. км). Здесь сформировалось основное городское общественное пространство, часть которого, локализованная у Большой Невы, имеет не только общегородской, но столичный и международный статус и значение. Снижение значения и статуса городского центра возможно только вследствие форс‑ мажорных обстоятельств, влекущих его физический
и моральный упадок. Создание территории, равноценной историческому центру, маловероятно.

 В Стратегии социально‑ экономического развития Санкт‑ Петербурга на период до 2035 года поставлена задача «Реализация оптимальной модели пространственного развития Санкт‑ Петербурга», решение которой предусматривает изменение моноцентрической модели пространственного развития Санкт‑ Петербурга на полицентрическую, предполагающую эффективное функционирование системы взаимосвязанных центров экономической активности, которая может быть сформирована за счет создания новых центров на территории бывших промышленных зон, в районах массовой жилой застройки и на периферии Санкт‑ Петербурга, имеющих привлекательную среду для жизни, работы, бизнеса, отдыха и удовлетворения социальных потребностей населения.

Необходимо отметить, что для Санкт‑ Петербурга, как мегаполиса - очень крупного, как по занимаемой площади, так и по численности населения города, образовавшегося за счёт присоединения соседних населённых пунктов, [8] характерна фрактальная планировочная структура. Это особенно очевидно для Пригородной зоны.

Полицентризм Пригородной зоны имеет административные предпосылки. Как уже упоминалось, с 1931 года Ленинград с городами Кронштадт, Сестрорецк, Петергоф, Детское Село, Слуцк и Колпино был выделен из Ленинградской области в самостоятельную административно‑ хозяйственную единицу – город республиканского подчинения РСФСР[9], что отразилось в современном административно‑ территориальном устройстве Санкт‑ Петербурга, включающем 9 городов и 21 посёлок.

Включение Пригородной зоны в процесс интенсивной урбанизации неотлагательно требует формирования городских подцентров.

o Наиболее явные предпосылки для этого складываются в Пушкинско‑ Колпинском секторе, как территории, на которой ожидается наиболее динамичный рост населения. Анализ проектного освоения территории Пушкинского района показывает, что вокруг Царского Села (110 тыс. чел. ) формируется город «Большой Пушкин», численность населения которого на проектный период приближается к таким областным центрам, как Новокузнецк и Кемерово (~550 тыс. чел. без Южного и Павловска).

Сам город Пушкин можно рассматривать как залог петербургского полицентризма, как «экстерриториальный» центр города, складывающийся из статуса императорской резиденции, жемчужины мирового культурного наследия и самобытной городской среды[10].

Формирование «Большого Пушкина» позволило бы частично переориентировать миграционные потоки в южной части города с радиального направления на широтное. Потребуется организация внутренних корреспонденций между частями нового «поселения», что особенно актуально с учётом того, что в Пушкинском районе размещаются кампусы двух ведущих университетов города – ИТМО и СПбГУ. В парадигме инновационного развития Санкт‑ Петербурга это не просто градообразующие объекты, но и драйверы развития территории.

Однако градостроительный комплекс города Пушкина не обладает территориальным резервом и инфраструктурными возможностями для обслуживания кратно возрастающего населения. Кроме того, у самого города есть только исторический центр, а в новых условиях необходимо развитие общегородского, который предлагается формировать восточнее Петербургского шоссе при въезде в Пушкин.

o Территориальные резервы и безусловная потребность в размещении объектов притяжения горожан и формировании значимой городской среды есть на территориях нового массового строительства на вновь образуемых территориях в акватории Финского залива, а также в районе реки Охты.

o Проектируемое размещение в Кронштадте туристического кластера и образовательных функций создаёт предпосылки для формирования здесь городского аттрактора

o Сохранение функции оздоровительного отдыха на уникальном в природо‑ ландшафтном отношении северном побережье Финского залива создаёт предпосылки для развития здесь рекреационного центра города.

 


5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПО СТЕПЕНИ ИНТЕНСИВНОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ

Градостроительное развитие Санкт‑ Петербурга, как города с трёхсотлетней историей, в существующих границах имеет ограниченные территориальные ресурсы. Значительная часть территории, особенно освоенная в соответствии с предыдущими Генеральными планами, не претерпит существенных изменений (Рисунок 18, Рисунок 19).

В настоящее время сохраняется некоторый резерв для нового строительства, который по прогнозу разрабатываемого документа, будет использован к концу расчётного срока. Образование новых территорий в акватории Финского залива не предусматривается.

Ситуация ограниченного территориального ресурса вкупе с необходимостью преодоления физического и морального износа фонда капитального строительства, утратой ранее сложившихся городских функций, появлением новых функций и требований к комфортности городской среды требует мероприятий по реорганизации городской среды. Те же обстоятельства, принятые во внимание вместе с задачами по охране культурного наследия, определяют особое направление для развития территорий исторического центра и пригородов.

Одним из неотъемлемых факторов устойчивого развития городской территории является устойчивость её природно‑ ландшафтного каркаса.

Основные направления градостроительного освоения территории Санкт‑ Петербурга (Таблица 6) учитывают возможности и особенности территориального развития города:

· Интенсивное хозяйственное и градостроительное освоение территории:

o Зона нового строительства и реорганизации территории:

- развитие незастроенных территорий, формирование новой городской среды в результате освоения территории необходимыми городскими функциями и её благоустройства с целью повышения качества жизни населения, решения социально‑ экономических задач городского хозяйства и развития инновационной деятельности;

- трансформация застроенных территорий путём комплексного преобразования, в том числе с изменением существующего функционального использования этих территорий и их планировочной структуры, направленная на преодоление экономического, социального и физического упадка территорий, предусматривающая более эффективное их использование как территориального ресурса города с целью привлечения инвестиций, стимулирования городской экономики и повышения качества жизни населения;

· Территории незначительного вмешательства в природную и урбанизированную среду:

o Зона сохранения и благоустройства сложившихся территорий – застроенные территории, впределах которых преимущественно сохраняются существующие функционально‑ планировочная структура и использование территории, проводится её благоустройство и озеленение с целью сохранения идентичности городской среды и повышение качества жизни населения;

· Территории ограниченного освоения:

o Зона резерва развития территории сохранение существующего функционального использования (главным образом, сельскохозяйственного) территории с возможным опережающим строительством городской инфраструктуры с целью освоения территории за пределами расчётного срока Генерального плана;

o Зона сохранения свободных пространств - восстановление, воссоздание природных, создание новых озелененных территорий и сохранение экономически и институционально обусловленного сельскохозяйственного использования территории города с целью сохранения природно‑ ландшафтного каркаса и своеобразия планировочной структуры Санкт‑ Петербурга.

 Таблица 6

Основные направления градостроительного освоения территории Санкт‑ Петербурга

Направление градостроительного освоения территории Территория реализации Площадь, га Сроки реализации
Зона нового строительства и реорганизации территории Незастроенные территории. Застроенные территории: изменение или сохранение функции 2021‑ 2050
Зона сохранения и благоустройства сложившихся территорий Застроенные территории: сохранение функции 2021‑ 2050
Зона резерва развития территории Незастроенные территории 2021‑ 2040
Зона сохранения свободных пространств Незастроенные территории 2021‑ 2050

Таблица 7

Дифференциация территории Санкт‑ Петербурга по степени интенсивности градостроительного и хозяйственного освоения

Интенсивность урбанизации и хозяйственного освоения Наименование зоны

 

Зона нового строительства и реорганизации территории
Зона сохранения и благоустройства сложившихся территорий
Зона резерва развития территории
Зона сохранения открытых пространств

Дифференциация территории города с выделением зон, требующих интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения, зон незначительного вмешательства в природную и урбанизированную среду и зон ограниченного освоения как с максимально сохраняемой или регенерируемой природной средой, так и с целостной исторически сложившейся городской средой представлена на Карте отдельных планировочных элементов, зон различной интенсивности хозяйственного освоения территории, размещения особых экономических зон


Рисунок 18 Основные направления градостроительного освоения территории Санкт‑ Петербурга

Рисунок 19 Соотношение основных направлений градостроительного освоения территории Санкт‑ Петербурга


6 СТРАТЕГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ) (РАЗВИТИЕ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Градостроительная деятельность в Санкт‑ Петербурге основывается на следующих принципах, изложенных в ст. 2 Градостроительного кодекса:

o обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

o обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

o обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

o осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;

o участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

o ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

o осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

o осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно‑ технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

o осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

o осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

o единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений;

o ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

o возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Формирование градостроительных принципов и направлений стратегического развития территорий Санкт‑ Петербурга целесообразно производить, исходя, во‑ первых, из основных морфологических особенностей Санкт‑ Петербурга, во‑ вторых, из условий устойчивого развития, в‑ третьих, через эволюцию приоритетов, целей и задач социально‑ экономического развития Санкт‑ Петербурга на плановый период:

· основные морфологические особенности Санкт‑ Петербурга (Рисунок 20):

o самый северный мегаполис со столичными функциями – город, имеющий пространственную структуру мегаполиса - совокупность населённых мест различного масштаба и характера, разделённых свободными пространствами. Размещение города в северных широтах ограничивает его рост, наличие столичных функций - сдерживает стагнацию;

o город с 300-летней историей – развитие города изначально сопровождалось планированием. Градостроительная система в целом является не только культурной ценностью Санкт‑ Петербурга: высокие эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают особую инвестиционную привлекательность города и его реальную коммерческую ценность, служат залогом благосостояния граждан. Поддержание высокой сохранности и целостности исторической среды является ключевой задачей, которая с течением времени требует вложения существенных сил и средств. Кроме этого, большая часть фонда капитального строительства (не исторического наследия) в целом имеет срок эксплуатации около пятидесяти лет и более. Репутация, созданная градостроительным наследием и столичными функциями, также требует постоянной поддержки;

o город в дельте Невы на Балтике – Балтийско‑ Ладожская гидросистема имеет для Санкт‑ Петербурга ведущее значение, и как градообразующий ландшафт, и как градообразующая функция. Во всех генеральных планах тема выхода города к морю была основной, но не получив окончательного решения, эволюционирует в соответствии с требованиями времени для каждого проектного периода.

Рисунок 20 Основные морфологические особенности Санкт‑ Петербурга

· устойчивое развитие (sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно‑ технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений:

o устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

· приоритеты, цели и задачи социально‑ экономического развития Санкт‑ Петербурга [11] согласованы с приоритетами и целями социально‑ экономического развития Российской Федерации.

Генеральная цель социально‑ экономической политики Санкт‑ Петербурга - генеральная цель Стратегии 2035, тесно связана с миссией Санкт‑ Петербурга. Миссия характеризует его роль во внешней среде и участие в реализации приоритетов развития Российской Федерации, обуславливается его специализацией и определяется следующим образом: Санкт‑ Петербург - глобальный центр создания и внедрения инноваций, науки, мировой культуры, межрегионального и международного сотрудничества.

 Однако, если миссия Санкт‑ Петербурга больше обращена к внешнему миру и несет информацию о роли Санкт‑ Петербурга во внешней среде, то генеральная цель Стратегии 2035 в большей степени обращена к обществу и бизнесу Санкт‑ Петербурга.

Генеральная цель Стратегии 2035 - обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан на основе обеспечения устойчивого экономического роста с использованием результатов инновационно‑ технологической деятельности и повышения глобальной конкурентоспособности Санкт‑ Петербурга.

Понятие «качество жизни» является ключевым элементом системы целей социально‑ экономической политики Санкт‑ Петербурга, имеет интегральный характер и определяется уровнем развития экономики, состоянием городской среды, включая экологическую составляющую, качеством и доступностью услуг организаций здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения. Существенное влияние на качество жизни оказывают уровень доходов граждан и показатели общественной безопасности, а также эффективность государственного и муниципального управления, возможности населения реализовывать свои законные права и интересы.

Исходя из содержания генеральной цели Стратегии‑ 2035, сформированы следующие приоритеты социально‑ экономической политики Санкт‑ Петербурга:

o Город инноваций - развитие в Санкт‑ Петербурге инновационно‑ технологической деятельности;

o Комфортный город - повышение уровня комфортности проживания в Санкт‑ Петербурге;

o Открытый город - развитие эффективной системы внешних и внутренних коммуникаций Санкт‑ Петербурга.

Приоритеты социально‑ экономической политики Санкт‑ Петербурга являются основой для создания системы целей и задач социально‑ экономической политики Санкт‑ Петербурга, сгруппированных в разрезе направлений социально‑ экономической политики Санкт‑ Петербурга. Направлениями социально‑ экономической политики Санкт‑ Петербурга являются:

- развитие человеческого капитала;

- повышение качества городской среды;

- обеспечение устойчивого экономического роста;

- обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества.

Рисунок 21 Основные градостроительные принципы развития Санкт‑ Петербурга

Таким образом, градостроительные принципы развития Санкт‑ Петербурга (Рисунок 21) на современном этапе могут быть сформулированы как триада равновесных взаимодействующих звеньев, выпадение или диспропорция ни одного из них недопустимы для сбалансированного развития экосоциотехнической системы города.

В соответствии со Стратегией социально‑ экономического развития Санкт‑ Петербурга на период до 2035 года для каждого из элементов планировочной структуры Санкт‑ Петербурга необходимо определить направления трансформации и градостроительной деятельности, обеспечивающие реализацию оптимальной модели пространственного развития Санкт‑ Петербурга.

Функционально‑ пространственные преобразования в Санкт‑ Петербурге, как городе, имеющем пространственную структуру мегаполиса, будут иметь различный характер в разных структурных элементах.

Основное различие состоит в характере и интенсивности хозяйственного и градостроительного освоения Городской и Пригородной зоны.

· Городская зона – это территория, в пределах которой Санкт‑ Петербург развивался на протяжении предыдущего исторического периода. На данном этапе территориальные ресурсы для нового строительства здесь стремительно уменьшаются, а на расчётный срок будут полностью исчерпаны.

o В Центральном ядре основными направлениями градостроительного освоения территории (в порядке убывания) будут:

- сохранение и комплексное благоустройство сложившихся территорий;

- новое строительство и реорганизация;

- сохранение открытых пространств;

o В Периферийной подзоне основными направлениями градостроительного освоения территории (в порядке убывания) будут:

- новое строительство и реорганизация территорий;

- резерв развития;

- сохранение открытых пространств.

При этом доля нового строительства и реорганизации территории почти равновесны.

· Пригородная зона – становится основным театром городских преобразований. За проектный период предусматривается расширение процесса урбанизации до административных границ Санкт‑ Петербурга, главным образом за счёт жилищного строительства . Одновременно Пригородная зона в силу своих специфических отличий от Городской зоны является зоной:

- сохранения ландшафта водосборного бассейна р. Невы и Финского залива, являющегося градообразующим для Санкт‑ Петербурга;

- развития функций, дефицитных для Городской зоны, главным образом, рекреационных и социальных;

- нового импульса развития города, связанного с освоением территорий для инновационно‑ технологической деятельности.

Новое жилищное строительство в Пригородной зоне должно формироваться либо как район существующего муниципального образования-города и муниципального образования-посёлка, либо как самостоятельный объект, имеющий самодостаточную сбалансированную городскую структуру и покрывающую дефициты планировочного района в той части Санкт‑ Петербурга, в которую встраивается новая застройка.

o В Пригородной зоне основными направлениями градостроительного освоения территории (в порядке убывания) будут:

- новое строительство и реорганизация территорий;

- сохранение открытых пространств;

- сохранение и комплексное благоустройство сложившихся территорий.


7 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Согласно пункту 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Состав функциональных зон и особенности установления их границ описаны в СП 42. 13330. 2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в Методических рекомендациях по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26. 05. 2011 № 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов».

Проектом Генерального плана перечень функциональных зон установлен в соответствии п. 133. 1 Приказа Минэкономразвития России от 09. 01. 2018 № 10 (ред. от 09. 08. 2018) «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. № 793».

Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения могут определяться с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений.

Пунктом 12 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

· Основные цели утверждаемого в Генеральном плане функционального зонирования

- установление назначений и видов использования территории;

- выявление территориальных ресурсов и оптимальной инвестиционно‑ строительной стратегии развития города, основанных на эффективном градостроительном использовании территории;

- подготовка основы для разработки нормативного правового акта – правил землепользования и застройки, включающих градостроительное зонирование и установление градостроительных регламентов для территориальных зон.

· Функциональное зонирование территории

- устанавливается по принципу преимущественного функционального использования;

- предусматривает комплексный градостроительный анализ территории и оценку системы планировочных условий, в том числе ограничений по развитию территории;

- учитывает экономико‑ географический, социальный, производственный, историко‑ архитектурный и природный потенциал;

- выполнено в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами;

- поддерживает планировочную структуру, максимально отвечающую нуждам развития территории и охраны окружающей среды;

- предусматривает территориальное развитие жилой, рекреационной и производственной зоны;

- направлено на создание условий для развития инженерной и транспортной инфраструктуры, способной обеспечить растущие потребности в данных сферах;

- устанавливает функциональные зоны с определением границ и особенностей функционального назначения каждой из них;

- содержит характеристику планируемого развития функциональных зон и подзон с определением функционального использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории указанных зон, рекомендации для установления видов разрешенного использования в правилах землепользования и застройки города.

В составе Генерального плана разработаны две карты функционального зонирования – на расчетный срок Генерального плана и на прогнозируемый период. Функциональное зонирование на расчетный срок установлено на всю территорию Санкт-Петербурга. Функциональное зонирование на прогнозируемый период разработано для территорий, изменение существующего функционального зонирования которых предусматривается за расчетным сроком Генерального плана.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...