Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Здравоохранение и состояние здоровья населения в различных странах мира. Международное сотрудничество в области здравоохранения.




Здравоохранение зарубежных стран, типы.

Системы и формы здравоохранения в экономически развитых странах
I. Преимущественно государственная (общественная система), - бевериджская наиболее демонстративно представлена в Великобритании.
II. Преимущественно страховая система (бисмаркская), наиболее полно и четко представленная в таких европейских странах, как Германия, Франция.
III. Преимущественно частная система, наиболее характерная для здравоохранения в США.

Преимущество государственной системы в том, что она создает благоприятные возможности для формирования и реализации крупномасштабных программ охраны здоровья населения за счет высокой централизации средств.
Недостатки государственной системы:
1.Для основанной на налогах бюджетной системы здравоохранения характерна безадресность.
2.Склонность к монополизму, игнорирование прав пациентов, как правило, отсутствие возможности выбора врача, лечебного учреждения.
3.Снижение качества медицинских услуг из-за диктата их производителя и отсутствия возможности осуществлять контроля деятельности лечебно-профилактических учреждении со стороны потребителей медицинских услуг.
4.Система не дает материальных стимулов медицинским работникам.

Система здравоохранения Великобритании состоит из трех секторов:
*служба врачей общей практики: амбулаторно-поликлинические учреждения, аптеки, фармацевты, зубные врачи (не стоматологи), глазные врачи (не офтальмологи), т.е. персонал и учреждения, работающие в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
* служба больничной помощи (госпитали, больничные службы, амбулатории при госпиталях, врачи-специалисты, в том числе стоматологи и офтальмологии, и другой персонал стационаров);
* служба общественного здравоохранения (подведомственные муниципалитетам медицинские службы здравоохранения, санитарно-гигиенические организации, организации социальных медицинских работников).

Каждый сектор имеет свои специфические механизмы (структуры, организации) управления.
1. Так, сектор первичной медико-санитарной помощи (врачи общей практики) подконтролен соответствующим комитетам (комиссиям), имеющихся в каждом районе (около 500).
2. Деятельность стационаров контролируется больничными советами или комитетами, имеющимися в районах и регионах (областях) (около 15).
3. Муниципальный сектор подчинен местным властям.

Предоставляется бесплатная МП всему населению, за искл. 4-5%, вкладыв.допол.средства. традиционная практика оплаты МП самими пациентами заменена общ.налогообложением. На 85-87% обеспечивается гос.бюджетом, остальное – частные источники и ДМС. Бюджет распределяется в соответствии с решением Парламента. Центр.орган управления – МЗ. 60 тыс.врачей 2\3 – 1сектор, 1\3- 2 и 3. распространена групповая практика – добровольное объединение работающих в 1 помещении неск.врачей. Консультации спецов в амбулаториях, в стационарах врачи общей практики.

Работники службы ОЗ базируются в ц.зд\охранения (5-6 врачей на кажд.10-20тыс населения). Задачи: проф.прививки, п\эпид.мероприятия, обслуживание псих., престарелых и инвалидов.

Финансирование 6,5% ВВП. С целью устранения недостатков проводится реформа: усиливаются финанс.и администрат.права госпиталей, организуется допуск средств мед.страхования, самоуправления больниц, усиливается профилактическая работа. Создана единая ассоциация страх.организаций, курир.плат.МП и закл.договоры только на опред.виды МП.

Основные услуги, по которым в Великобритании заключается частное страхование:
1.Госпитализация в частные стационарные учреждения, где пациенты размещаются в более комфортных условиях (палаты на 1-2 чел).
2. Больной может выбрать врача, больницу, время проведения операции.
3. Оказание услуг консультантов, узких специалистов - частная страховка позволяет попасть к лучшему врачу.
4. Пособие в случае болезни выплачивается по более высоким ставкам.
5. Организуется сестринское обслуживание.

 

Преимущества страховой медицины:
1. Страховая система оплаты медицинской помощи является адресной, целевой.
2. Страхователям и застрахованные имеют возможность контролировать использование страховых средств.
3. Застрахованным дано право выбора врача, лечебно-профилактического учреждения.
4. При удорожании стоимости медицинского обслуживания страховщику легче принять решение о повышении страховых взносов и платежей, чем правительству о повышении налогов.

5. Контрактный принцип отношений страховых организаций и медицинских учреждений позволяет повысить качество медицинской помощи.
6. Высокая степень участия предприятий в создании страховых фондов меняет их отношение к здоровью работающих, они становятся заинтересованными в проведении профилактических мероприятий.
7. Меняется отношение людей к своему здоровью

Недостаток страховой медицины - высокие административные расходы на содержание страховых организаций.

Эта система основывается на обязательном предоставлении большинству граждан МП за счет 3 источников финансирования: отчисления из з\п, от доходов, средства гос.бюджета. Наиболее важными являются проблемы обеспечения равнодоступной МП, а также возможность оплаты МП лицам из гр.повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), а также оптимальное распределение ресурсов для разл.гр.застрахованных.

На 20-30% - дмс, част.источники. омс не обеспечивает 100% МП.

В странах со страховой медициной сложилась трехуровневая структура служб, здравоохранения:
1. Центральный уровень (общегосударственный) представлен Министерством (Департамент, Комитет, Совет) здравоохранения и непосредственно подчиненными ему учреждениями (крупные центры, больницы);
2. Региональный уровень (областной, провинциальный) -муниципальные, общественные и частные медицинские учреждения; на 1и 2 также действуют попечительские советы
3. Местный уровень (районный, волостной, уездный и т.п.), действуют частные, благотворительные учреждения (преимущественно сельские) и отдельные врачи или их группы (групповая практика).

Органы управления и контроля отделены от сис.соц.страхования. контроль осуществляют профсоюзы и мед. ассоциации. Общ.часть фонда на 2и 3уровнях. Доврачебного уровня нет.

Германия 8,1% ВВП, 6,5% от фонда оплаты труда, 13% от работодателей, 13% от работающих, остальное – государство. 10% ДМС, 15% гос.ассигнования, 15% личные средства граждан, 60% соц.страхования. более 1200 страх.касс, страхованием охвачено 90% населения

 

Преимущество частной системы страхования - высокая ответственность за объем, качество, условия оказания медицинской помощи.
Недостатки:

1. Высокие административные расходы.
2. Постоянный рост цен.
3. Отбор клиентов по вероятности страховых выплат
4. Объем медицинской помощи зависит от платежеспособности населения, что приводит к расслоению населения по уровню доступности медицинской помощи.

США –единственная страна, став.во главу угла не обществ., а индивид.ответственность за свое здоровье. Имеется ДМС и ОМС для опред.гр.населения. Свыше 40% всех расходов – ассигнования гос.правительства, 2 круп.организации Medic A, Medic R. 20-25% религиозные организации. 14% ВВП.

 

ВОЗ определила системы и виды здравоохранения по уровню управления:

1. централизованные (учреждения здравоохранения подчиняются местным органам здравоохранения);

2. частной децентрализации (учреждения и местные органы здравоохранения не подчиняются центральным органам);

3. децентрализованные (указания центральных и местных органов здравоохранения не обязательны для учреждений; функционируют на основе устава).

По формированию системы подразделяются на:

1. государственные (при государственном законодательстве, управлении и финансировании);

2. страховой медицины (существует 3 основных источника страховых взносов: за счет государства 30-40%, за счет предприятий 30-40%, за счет средств населения 30-40%);

3. смешанные государственно-страховые;

4. преимущественную систему частной практики;

5. здравоохранение развивающихся стран.

Первичная медико-социальная помощь в большинстве стран осуществляется в системе амбулаторно-кабинетной практики, где ведется прием врачом (группой врачей). Существует система оказания помощи по принципу семейного врача. Выдача лицензии на право деятельности и контроль осуществляется ассоциациями врачей, местными органами медицинского управления. Финансовые расчеты пациента с врачом осуществляются через страховые компании (оплата счетов).

Основными многопрофильными специализированными медицинскими учреждениями являются больницы (объединенные больницы с амбулаторной помощью) различного уровня в соответствии с радиусом обслуживания и численностью населения. Государственное финансирование распространяется на медицинские программы по охране детства, профилактике инфекционных заболеваний, по медицинскому обеспечению военнослужащих, малообеспеченных, на специальные программы поддержки. Имеется сеть религиозных и благотворительных общественных фондов и медицинских учреждений, гарантирующих первую медицинскую помощь и уход при родах, заболеваниях и травмах.

Здравоохранение развивающихся стран характеризуется недостаточным количеством медицинских кадров, больничных учреждений и большим радиусом обслуживаемых врачами участков. Структура заболеваемости и смертности характеризуется большой долей инфекционных и паразитарных заболеваний, а также болезней, связанных с нарушениями обмена веществ. Наблюдается высокий уровень рождаемости (20-30 на 1000 человек населения) и смертности (15 на 1000 человек и более 20-25 младенцев на 1000 родившихся живыми). Медицинская помощь населению оказывается специалистами нетрадиционных методов лечения и знахарями; медицинскими сестрами и фельдшерами в пунктах и центрах здоровья; врачами сельских больниц (общей практики); врачами-специалистами в крупных больницах (преимущественно в городах).

Модели здравоохранения: отражение основных черт, главных характеристик, сложившихся в этой отрасли.

Наличие той или иной модели определяется: общим уровнем социально-экономического развития; социальной политикой в отношении охраны здоровья; историческими и национальными традициями.

Модели:

- частная модель здравоохранения без государственного регулирования (наименее развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки);

- с государственным регулированием (США, большинство арабских, некоторые африканские и ряд латиноамериканских стран);

- частная модель здравоохранения с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (Германия и Франция);

- монопольная государственная модель здравоохранения (Россия);

- государственная модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Великабритания, Италия, Испания, Япония).

Частная модель здравоохранения без государственного регулирования: Основывается на непосредственной оплате медицинской помощи потребителями медицинских услуг. Для нее характерны следующие признаки:

- основной источник финансирования медицинской помощи – личные средства граждан;

- свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;

- свободный выбор врача;

- высокие доходы врачей.

Частная модель здравоохранения с государственным регулированием: Основа этой модели здравоохранения – добровольное (частное) медицинское страхование при непосредственной оплате медицинской помощи потребителями (платная медицина). Для нее характерны следующие признаки:

- основным источником финансирования медицинской помощи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц;

- преимущественно негосударственный (коммерческий) статус страховых медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи;

- большой выбор медицинских учреждений, врачей, работающих на многоукладной хозяйственной основе;

- свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;

- достаточно высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение.

Положительными сторонами функционирования этой модели здравоохранения следует считать:

- наличие широкого диапазона медицинских учреждений с точки зрения уровня качества и стоимости медицинских услуг;

- отсутствие очереди на медицинское обслуживание;

- особое внимание уделяется качеству медицинской помощи, защите прав потребителей;

- высокие доходы врачей и других медицинских работников.

Проблемы присущие данной системе:

- высокая стоимость медицинских услуг, недоступность медицинской помощи для широких слоев населения;

- недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет в лечении «легких» заболеваний;

- неэффективное использование ресурсов, преобладание закрытых хозяйственных механизмов;

- гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;

- отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских процедур, применение медицинских технологий, небезопасных для здоровья пациента.

Для моделей с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (ОМС) характерны следующие особенности:

- наличие нескольких основных источников финансирования: обязательные платежи по медицинскому страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками, добровольные отчисления на программы добровольного медицинского страхования (ДМС), личные взносы граждан на платные услуги;

- наличие централизованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (Фондах, страховых компаниях);

- большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю качества медицинской помощи и объемам расходов при оказании медицинских услуг;

- многообразие форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным;

- регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи.

Среди наиболее важных положительных черт системы социального медицинского страхования выделяются следующие:

- высокая степень гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи;

- свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателями;

- разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг;

- обеспечение высокого, гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи.

Проблемы:

- недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования;

- недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе;

- высокие административные расходы, обусловленные прежде всего ведение информационных учетных операций.

Монопольная модель:

Особенностями такой модели являются:

- монопольное построение структуры лечебной сети;

- бюрократическая система управления;

- жесткая связь между центром и периферией;

- непредоставление дополнительных платных и сервисных услуг;

- отсутствие конкурентной среды;

- тарифный (не гонорарный) способ оплаты труда врачей, правила найма и оплаты труда диктуются государством;

- низкая заработная плата медицинских работников;

- отсутствие экономических стимулов в работе медицинского персонала;

- большая текучесть медицинских кадров;

- низкий приоритет в развитии первичной медико-санитарной помощи;

- тенденция преимущественно к стационарному лечению, что приводит к очередям на плановую госпитализацию.

 

Билет 26

Организация лечебно-профилактической помощи детям: ее задачи, особенности. Основные типы лечебно- профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям. Участковый принцип и диспансерный метод в организации медицинской помощи детям.

Орг-я ЛПП детям предусматривает преемственное функц-е трех основных звеньев: поликлиники, больницы, санатория. Антенатальную проф-ку, заботу о здоровье ребенка задолго до его рождения осущ-ют ЖК, роддом, медико-генетическая служба, детская поликлиника. Ведущая роль в проведении комплексных мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии, ↓заб-ти и млад смертности принадлежит детским поликлиникам, кот работают по участковому принципу (сред численность детей на педиатр участке - 800). При этом предусматриваются систематическое набл-е за здоровыми детьми и оказание мед помощи в поликлинике и на дому, а также набл-е за детьми, посещающими дошкольные учреждения и школы, расположенные в районе обслуживания поликлиники. Диспансерный метод явл основным в работе ДП. Совершенствуются формы деятельности учреждений, оказывающих стац помощь детям. Имеются санатории и пансионаты для родителей с детьми, в кот комплексное курортное лечение получают и взрослые, и дети. Важнейшим разделом ПП явл орг-я экстр мед помощи детям, оказываемой на догоспитальном этапе при неотлож сост-ях.

ДП – ЛПУ, являющееся струк подразделением детск бол или самост учр-нием, кот обеспечивает в р-не своей дея-ти внебольнич помощь детям 0-14 лет. Принципы работы: участковость (на 1 педиатра 800 детей), непрерывность наблюдения за ребенком с антенатал периода, преемственность в работе врачей, этапность лечения детей. Задачи: оказ медпомощи в п-ке и на дому, Д-наблюдение, орг-ция медпомощи в образов учр-ниях, взаим-ие с военкоматами по постановке подростков на первич воинский учет, работа по врачебно-проф консультированию и профориентации подростков, в отд медико-соц помощи выявляют факторы индивид и семейн риска, осущ медико-псих помощь, правовую, гигиен воспитание.

Работа ДП строится по след организ-му плану: 1. Дородовый патронаж. В ДП поступает инф-я из ЖК, что на участках есть беременные со сроком более 28 нед 2. Проведение осмотра врачом на дому в теч 3 дн после выписки из роддома 3. Ежемесячное набл-е за здоровыми детьми 1 года жизни, а на 1 мес д/б 3 осмотра. 4. На 2 году жизни поводятся осмотр каждые 3 мес. 5. Осмотр детей до 3 лет 1 раз в полгода 6. Углубленный осмотр школьников 1 р/г.

Детские больницы разл-т по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объед и необъед), по объему деятельности (различная коечная мощность). Обенности организации ДБ: предупреждение распр-я инфек заб-й, вопросы воспитания детей, питания детей лет жизни, организация дифференц подхода к режиму дня в зависимости от возраста ребенка, создание лечебно-охранительного режима, строгий соблюдение индивид подхода к ребенку с учетом его возраста, психического статуса, состояния здоровья на всех этапах пребывания в стационаре.

80. Предоставление лечебно-профилактической помощи в условии медицинского страхования. Источники финансирования лечебно – профилактических учреждений.

Мед учреждения явл-ся одним из 4 субъектов мед страх-я. Деят-ть их опред-ся 4ым раз­делом Закона "О мед страх-и граждан в РФ" и рядом подзаконных нормативных документов. Определенный вклад в подготовку некот регионов к работе в усло­виях мед страх-я внес новый хоз-ый мех-м, вводившийся в системе здравоохр-я, начиная с 1979 г. Он позволил подготовить некоторые учреждения к решению проблем ценообраз-ия, взаиморасчетов, контроля качества мед обслужив-я. Сохра­н-ся гос-ое финансир-ие мед учреждений, вво­димая модель здравоохранения - бюджетно-страховая, допускает исполь­зование всех не запрещенных законом источников финансир-я здра­воохр-я. Каждое мед учреждение в рамках закона может и должно найти отвечающие его конкретным условиям источники и формы финансир-я и организации работы. Одним из важнейших источников гарантир-го финансир-я текущих расходов путем оплаты мед услуг явл-ся мед страх-е. Для работы в условиях мед страх-я необходимы ли­цензир-е и аккредитация мед учреждений. Лицензир-е- это выдача гос-го разреш-я мед учреждению на осущ-ие им опред-ых видов деят-ти и услуг по программам ОМС и ДМС. Лиценз-ю подлежат все мед учрежде­ния независимо от формы собственности. Лиценз-ие проводят лиценз-ые комиссии, создаваемые при органах гос-го управления из представителей органов управле­ния здравоохр-ем, профес-ых мед ассоциаций, ме­д учреждений, общественных организаций (объединений). Не < чем за месяц до лиценз-ия мед учреждение представляет комиссии необходимые документы, а также данные, позво­ляющие оценить материально-технич-ую базу учреждения, его осна­щение, квалификац-ый уровень персонала. Комиссия в теч мес изучает деят-ть ме­д учреждения, может рекомендовать: выдать лицензию (на срок не > 5 лет), отказать в лицензир-и и дать рекомендации по даль­нейшей деят-ти учреждения, условно лицензировать отдельные ви­ды деят-ти. При провед-и лиценз-я мед учреждения имеют право: получать всю необходимую информацию о провед-и лиценз-я, оспаривать решение территор-ой лиценз-ой комиссии в республик-ой комиссии, решение кот явл-ся окончательным; проходить повторное лицензир-е, приглашать на процедуру лиценз-я независимых экспертов с правом совещательного голоса. Получ-е лицензии позвол мед учреждению заклю­чать договор со страх мед организацией на оказ-е мед помощи по программам ОМС и получать от них соотв-ую оплату мед услуг. Лиценз-е мед учреждений должна дополнять их аккредитация. Аккредитация – опр-е соотв-я мед учреждений профес-ым стандартам. Аккредитации подлежат все мед учреждения независимо от форм собственности. Аккредитацию мед учреждений про­водят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей орга­нов и учреждений здравоохранения, профес-ых мед ассоциаций, страховых мед организаций. Аккредитованному ме­д учреждению органами исполнит-ой власти выдается сер­тификат - документ, подтверждающий качество услуг и повыш-ий конкурентоспособность в условиях рынка мед услуг.

 

Гос-во с пом-ю законов опр-ет источники финансир-ия здравоохр-я в завис-ти от потреб-тей общества, типа и реальных возможностей экономики страны. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохр-я за­траты общества должны быть не < 6-9% ВВП, а для удовл-ия потребностей населения в современном мед обслуж-и с высоким уровнем качества не < 12% ВВП. Расходы на здравоохр-е в нашей стране сост-ют ≈ 4.5% ВВП, до начала реформ в СССР на здравоохр-е расходовалось 3-5%. Правовые основы финансир-я здравоохр-я определены Конституцией РФ, зако­ном "О мед страховании граждан в РФ". В соотви с Конституцией финансир-ся федер-ые программы охраны и укрепления здоровья населения, приним-ся меры по разв-ю гос-ой, муници­п-ой и частной систем здравоохр-я. Мед помощь в го­с-х и муницип-х учреждениях здравоохр-я оказыв-ся гражданам бесплатно за счет средств соотв-го бюджета, страх-х взносов, других поступлений. Источники финанс-я охраны здоровья указаны в ст 10 Основ законодательства РФ об охране здоровья грж­дан: 1. Средства бюджетов всех уровней. 2. Ср-ва, направляемые на ОМС и ДМС. 3. Ср-ва целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан. 4. Ср-ва гос-х и муницип-х предприятий, орга­низаций. 5. Доходы от ценных бумаг. 6. Кредиты банков и др кредиторов. 7. Безвозмездные и/или благотворит-е взносы и пожертво­вания. 8. Иные источники, не запрещенные законом.

 

Билет 27

Районные медицинские учреждения. Центральная районная больница как центр специализированной помощи в сельском районе, ее задачи, структура и функции. Организационно-методическая работа. Формы и методы этой работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...