Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4.2. Стратегический контроллинг




Стратегический контроллинг – это подсистема стратегического планирования, которая координирует функции стратегического анализа, целеполагания, планирования и коррекции стратегии; контролирует функционирование всей системы в целом, а также задает, развивает и контролирует подсистему стратегического информационного обеспечения.

Функции стратегического контроллинга

К основным функциям стратегического контроллинга относятся:

1.контроль процесса реализации общей стратегии;

2. становление и развитие системы информационного обеспечения стратегического управления;

3. мониторинг системы стратегических показателей, в том числе
отдельно по внешней и внутренней среде;

4. первичный поэлементный и интегральный стратегический анализ;

5. первичная фиксация критических стратегических позиций организации (внешних и внутренних);

6. участие в постановке стратегических целей;

7. участие во вторичном стратегическом анализе

8. координация всех этапов стратегического управления как процесса и в целом
всех элементов стратегического менеджмента как органической системы.

Функции стратегического контроллинга могут быть по-разному распределены в организационных структурах организации.

Существует ряд типовых моделей распределения основных функций стратегического контроллинга для организаций с различными — по критериям стратегического менеджмента — оргструктурами: наличие (отсутствие) отдела стратегического развития; наличие (отсутствие) правления и/или других коллегиальных исполнительных органов (например, совета директоров, общего собрания акционеров) и т. д.

На современном этапе в России наблюдается своеобразный рост популярности контроллинга как новой и модной управленческой модели (концепции). Довольно быстро нарастает поток самых разных изданий, посвященных контроллингу. При этом имеет место большое разнообразие в концептуально-теоретических подходах как к общей системе контроллинга организации, так и к ееспециализированной — стратегической подсистеме.

Стратегический и тактический контроллинг

Стратегический контроллинг наряду с системой стратегического менеджмента одновременно может являться подсистемой общей системы контроллинг» организации.

Для ситуаций, когда общая система контроллинга включает только страте­гическую и тактическую подсистемы, основные различия между двумя видами контроллинга показывает таблица №.

Анализ данных, представленных этой схемой, показывает принципиальное, отличие стратегического контроллинга от тактического (оперативного) контро­ллинга.

Тактический контроллинг оценивает правильность отдельных функций и ра­бот; отслеживает текущую деятельность организации по фактическим значениям конкретных показателей, сравнивая их с запланированными или норматив­ными значениями.

Стратегический контроллинг как целевая подсистема в первую очередь оценивает ход реализации общей стратегии, возможность и целесообразность дальнейшего следования заданной стратегии, принципиальную достижимость посредством данной стратегии основных стратегических целей и миссии организации.

В форме афоризма иногда говорят так:

делать дело правильно — это тактический контроллинг;

делать правильное дело — это стратегический контроллинг.

В организации с хорошо поставленным стратегическим управлением функции стратегического контроллинга оптимально распределены по различным ее подразделениям.

Основные функции и задачи стратегического контроллинга, для выполнения которых требуется постоянная профессиональная деятельность в так называемом рабочем порядке, решаются и осуществляются отделом стратегического развития.

Главным стратегическим контролером в условиях нормального стратегического менеджмента всегда является первый менеджер организации и/или высший коллегиальный орган управления организации, который представляет интересы ее собственника.

Стратегический контроль на предприятии.

Задачей стратегического контроля является уяснения того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей.

Система стратегического контроля включает четыре основных элемента:

1. установление показателей контроля

2. создание системы измерения и отслеживания состояния параметров контроля;

3. сравнение реального результата с желаемым;

4. принятие решения по корректировке параметров контроля.

1. Существует несколько групп показателей, по которым фиксируется состояние предприятия:

· показатели эффективности;

· показатели использования трудовых ресурсов;

· показатели, характеризующие состояние внешней среды;

· показатели, характеризующие внутриорганизационные процессы.

При выборе показателей для стратегического контроля нужно определить их приоритетность, установить субординацию временных предпочтений (краткосрочная – долгосрочная эффективности), отразить структуру интересов отдельных групп влияния (например, собственников и сотрудников предприятия).

2. При создании системы измерения и отслеживания параметров возможны три подхода:

· система контроля на основе рыночных показателей функционирования предприятия (цены на продукцию (услуги), акции, доход на инвестированный капитал и т.д.)

· система контроля за выполнением целей, установленных отдельным подразделением;

· система бюрократического контроля, когда разрабатываются подробные процедуры и правила осуществления различных действий, а затем отслеживание их соблюдения.

3. Третий элемент системы контроля – сравнение фактического состояния параметров контроля с желаемым. При проведении данного сравнения возможны три ситуации: реальное состояние лучше желаемого; реальное состояние соответствует желаемому; реальное состояние хуже желаемого.

Четвертый, заключительный элемент – это оценка результата сравнения и принятия решения по корректировке:

· Если реальное состояние соответствует желаемому, то ничего менять не надо.

· Когда реальное состояние лучше желаемого, можно увеличить желаемое значение параметра контроля.

· Если реальное состояние хуже желаемого, необходимо выявить причины отклонений и разделить их на субъективные (зависящие от коллектива предприятия) и объективные. Затем проводятся мероприятия по устранению субъективных причин. При объективном характере отклонений предпринимаются шаги по корректировке средств достижения целей (операций, систем поощрения, оргструктуры и т.п.).

В случае серьезных причин отклонений возможен пересмотр выбранных стратегий и даже корректировка самих целей предприятия. Основной принцип организации этой работы – от частного к общему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...