Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. Развитие и обучение персонала




В ОРГАНИЗАЦИИ

Цель занятия – сформировать у студентов понимание сущности развития и обучения персонала как важнейшей функции кадрового менеджмента.

Задачи:

- дать определения ключевым терминам: «развитие персонала», «образование», обучение персонала;

- перечислить основные виды обучения персонала и дать им характеристику;

- определить формы, методы и средства обучения персонала;

- рассмотреть этапы процесса обучения персонала.

ПЛАН

1. Ключевые термины: развитие, образование, обучение персонала

2. Виды обучения персонала

3. Формы, методы и средства обучения персонала

4. Процесс обучения персонала

 

 

Ключевые термины: развитие, образование, обучение персонала

Обращаясь к теории рассматриваемого нами вопроса, следует сказать, что в самом широком смысле под развитием персонала понимаютсовокупность мероприятий, направленных на повышение качества человеческих ресурсов организации. Цель развития персонала – обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития.

Специалисты в области развития и обучения персонала выделяют два вида развития персонала: общее и профессиональное.

Общее развитие персонала – это процесс обогащения интеллектуального капитала работников, осознания окружающей действительности, принятия новых ценностей, расширения социальных связей и возможностей партнерства, способствующих полному раскрытию индивидуального трудового потенциала с целью личностного роста и увеличения вклада в дела организации.

Профессиональное развитие персонала – это система взаимосвязанных мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных компетенций работников и их мотивации с целью выполнения не только необходимых для работы обязанностей, но и новых функций для решения актуальных и перспективных задач организации.

Сущность профессионального развития персонала заключается в повышении уровня знаний, формировании умений, отработки навыков, овладении различными способами коммуникации, совершенствовании трудовой, производственной и организационной культуры для удовлетворения личных потребностей и запросов предприятия.

Важнейшим средством профессионального развития персонала является обучение. Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников. От термина «обучение персонала» следует отличать понятие «образование».

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.

Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия и организационного развития обусловлено следующими тремя факторами:

1. Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации.

2. Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации.

3. Без своевременного обучения персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным.

Для того чтобы высшее руководство было готово рассматривать обучение в числе ведущих приоритетов, обучение должно быть полезным как для всей организации, так и для отдельных работников.

Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала, выражаются в следующем:

- обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности (повышение качества и производительности (эффективности) труда персонала, сокращение издержек и снижение себестоимости, снижении травматизма и т.п.);

- повышение приверженности персонала своей организации, снижение текучести кадров;

- повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка. Таким образом, организация повышает ценность находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов.

- обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

Для работника польза от обучения состоит в следующем:

- более высокая удовлетворенность своей работой;

- рост самоуважения;

- рост квалификации, компетентности;

- расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации.

 

Виды обучения персонала

Специалисты в T&D-сфере выделяют большое количество видов профессионального обучения персонала (табл. 5).

В практике обучения персонала самым распространенным является деление на внутреннее и внешнее обучение.

Внутреннее (внутрифирменное, корпоративное) обучение персонала – этоособая система обучения персонала, ориентированная на персонал конкретного предприятия и строящаяся на решении специфических именно для данной организации проблем, проводимая как на территории предприятия, так и в корпоративных учебных центрах с привлечением как собственных, так и внешних преподавателей.

 

Таблица 5

Классификация видов обучения

Критерий для классификации Тип обучения
По срокам обучения Долгосрочное Среднесрочное Краткосрочное
По уровню организации процесса обучения Организованное Неорганизованное
По месту обучения На рабочем месте Вне рабочего места
По целевым группам программ обучения Для руководителей Для специалистов Для рабочих массовых профессий Для персонала всех категорий (открытые программы обучения)
По опыту работы в компании Обучение новых сотрудников Обучение опытных сотрудников
По субъекту, инициировавшему обучение Организационное Самообучение, самообразование
По целям обучения Необходимое Поддерживающее Текущее развивающее Стратегически развивающее

Внешнее обучение персонала – обучение, осуществляемое в сторонних учебных организациях – образовательных, учебных и бизнес-центрах, тренинговых и консалтинговых компаниях.

Кроме внутреннего и внешнего обучения персонала, традиционно выделяют еще четыре вида. Это: 1) подготовка новых работников; 2) переподготовка (переобучение); 3) повышение квалификации; 4) обучение вторым (смежным) профессиям.

Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Подготовка считается законченной, если получена квалификация для конкретной деятельности.

Начальная подготовка– развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамент для дальнейшей профессиональной подготовки.

Специализированная подготовка предназначена для получения специфической, профессиональной квалификации, углубления знаний и умений в целях овладения определенной профессией.

Повышение квалификации кадров обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением должности.

Переподготовка кадров – обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Обучение вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...