Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-правовой договор.




1. Содержание деятельности исполнительной власти составляют выполняемые ею управленческие функции. А понятие ее формы многоаспектно, она имеет много форм. Организационной формой административной власти является аппарат, государственная администрация, юридически в основном оформлена администра­тивным правом.

В административно-правовой науке под формами управления чаще всего понимаются «виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения», «внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами госу­дарственного управления...»

Формы государственного управления – это внешние практические выражения управленческой деятельности в действиях, совершаемых субъектами управления.

Формы государственного управления формируются с учетом следующих закономерностей: они должны соответствовать характеру управленческой деятельности; компетенции субъекта; особенностям конкретного субъекта управления; целям управляющего воздействия и т.д.

Таким образом, можно сказать, что форма деятельности исполнительной власти – это внешне выраженные действия исполнительного органа или должностного лица, осуществляемые в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия.

Административно-правовые формы – это внешнее выражение управленческих действий, вызывающих последствия юридического характера или имеющие юридическое значение.

Фактически здесь речь идет о различии и разграничении исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или ее правовым последствиям.

2. В зависимости от многообразия деятельности исполнительных органов выделяют многие административно-правовые формы.

Различают правовые и неправовые формы осуществления исполнительной власти.

Правовой считается дея­тельность, которая непосредственно влечет определенные право­вые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются: 1) принятие правовых актов (решений); 2) заключение договоров; 3) совершение иных юридически значимых действий.

Для достижения стоящих перед ними задач субъекты испол­нительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменя­ются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращают­ся ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).

Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-техничес­кие операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламен­тируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут. Например, такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методичес­ких рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистичес­кого учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.

Выполнение материально-технических операций связано с де­лопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рас­сылка документов), обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки), разнообразными измерениями. К материально-техническим относятся и действия работников милиции, доставляющих в медицинские учреждения лиц, нужда­ющихся в неотложной помощи, исполняющих постановления об административном аресте (охрана, организация питания и др.).

В зависимости от характера и методов решения вопросов можно различать процессуальную и непроцессуальную формы осуществления власти. Непроцессуальная (процедурная) это, к примеру, принятие управленческих решений. Процессуальная деятельность осуществляется в рамках административно-юрисдикционного судопроизводства.

В зависимости от условий применения различают: формы, применяемые в нормальных условиях жизнедеятельности; формы, применяемые в особых режимах или чрезвычайных ситуациях.

3.Правовой акт управления – это основная административно-правовая форма реализации задач и функций исполнительной власти, которые выражаются решениями, принимаемыми субъектами исполнительной власти в процессе повседневного непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества и государства.

Признаки правового акта управления:

- это юридический вариант управленческого решения, то есть с помощью правового акта органы исполнительной власти регулируют те или иные вопросы своей деятельности.

- он создается только уполномоченным субъектом исполнительной власти в пределах его компетенции.

- это юридически властное, одностороннее волеизъявление субъекта исполнительной власти, в котором выражается природа управленческой деятельности

- он содержит в себе властные предписания, обязательные для исполнения лицами, которым они адресованы;

- он определяет правила должного поведения в управляемой сфере.

- может создавать основу для возникновения, изменения и прекращения юридических отношений, т.е., может быть юридическим фактом.

- правовые акты издаются с соблюдением официально установленных правил, регулирующих порядок разработки проектов, его обсуждения, экспертизу и утверждение.

- правовой акт может быть в установленном порядке обжалован или опротестован.

- правовой акт, в случае несоблюдения содержащихся в нем предписаний влечет наступление ответственности.

Т.о., правовой акт управления – это подзаконный, официальный юридический акт, принимаемый субъектом исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности и оформленный в соответствии с нормами права, содержащий односторонние властные волеизъявления, влекущие юридические последствия.

4. Классификация производится по различным основаниям.

- в зависимости от юридического содержания: нормативные (акты, которые содержат нормы права, регулируют отношения персонально неопределенного характера), ненормативные (индивидуальные, не содержат нормы права), общие (например, акты о переносе рабочего дня, о назначении и награждении по общим правилам), смешанные акты (содержат и нормы права и индивидуальные предписания).

-в зависимости от органов, издающих правовой акт: правовые акты Президента (указы и распоряжения), правовые акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, положения), правовые акты органов местной власти.

- в зависимости от наименования: указы, распоряжения, постановления, приказы, положения, правила, инструкции.

- в зависимости от формы выражения: словесные (могут быть устными или письменными), конклюдентные (выраженные в знаках, световых, звуковых сигналов).

- в зависимости от функциональной роли: плановые, методические, кадровые, учетные, финансовые и т.д.

- в зависимости от порядка принятия: коллегиальные и единоначальные.

-в зависимости от даты вступления в действие: правовые акты, которые вступают в силу немедленно; вступающие в силу с даты, указанной в самом акте; вступающими в силу с даты, указанной в другом акте; ведомственные правовые акты, вступающие в силу после государственной регистрации; правовые акты, вступающие в силу после официального опубликования.

5. Общие требования, предъявляемые к правовым актам:

1) эффективности.

2)целесообразность с точки зрения государственно-публичного интереса, т.е, в основе правового акта должно быть общественное благо. Он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, требованиям своевременности принятия и предусматривать механизм его реализации.

3)законность – правовой акт должен соответствовать конституции, законам, вышестоящим по юридической силе.

4)организационно-технические требования - требования, относящиеся к порядку изложения его текста и доведения до адресата. Язык правового акта должен быть четким, лаконичным и понятным для тех, кому он адресован, грамматически правильно оформлен, своевременно доведен до сведения исполнителей и заинтересованных лиц, должен был быть в установленном порядке оформлен и передан на хранение в государственный архив.

Важным условием является соответствие нормативного акта требованиям, предъявляемым к форме и содержанию правового акта.

В соответствии с Законом «Об актах законодательства» структура правового акта включает в себя:

1.содержательную часть, (выраженное в письменной форме словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы принятия).

2.реквизиты (обязательные сведения, включенные в текст правового акта для признания его действительным).

Содержательная часть состоит из: преамбулы, части правового акта, разделов, глав, пунктов, подпунктов, абзацев.

Общие реквизиты: государственный герб; наименование органа, принимающего акт; наименование вида документа; дата документа; номер документа; место составления или издания акта; гриф ограничения доступа к документу; заголовок; текст; отметка о наличии приложений; подпись лица, принявшего акт; гриф согласования; печать; фамилия исполнителя и его телефон.

К требованиям к форме правового акта можно отнести требования о соответствии формы документа и принимающего его органа. Требования к содержанию касаются структуры самого текста (например, в преамбуле не может быть нормы права). Требования к реквизитам также закреплены в Законе «Об актах законодательства» (например, как и любой бланк, он должен содержать сведения, закрепленные в определенной последовательности).

6. Договор есть волевое соглашение двух или более субъектов права об установлении, изменении или прекращении субъективных прав и обязанностей. Это правовой акт, его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия для его участников или третьих лиц.

Существуют разные типы договоров, но им всем присущи общие принципы договорного регулирования. Это:

1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий);

2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон;

3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;

4) эквивалентный характер;

5) взаимная ответственность сторон.

Договор всегда представляет собой акт многостороннего характера, выражающий не одностороннее волеизъявление, а согласование, взаимодействие воли договаривающихся субъектов. Он является универсальным средством правового регулирования и применяется как регулятор общественных отношений во всех отраслях права. При этом удельный вес и значение договорного регулирования определяются сущностью и содержанием соответствующей отрасли права.

Административный договор представляет собою вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Договоры между субъектами властных полномочий довольно часто называются соглашениями.

Административный договор — разновидность публично-правового. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим одностороннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основанным на равноправии сторон.

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение административных (финансовых и др.) прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного (финансового) правоотношения. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь.

Административный договор — это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Классификация административных договоров возможна как на основе общих, так и с учетом специальных, связанных с их спецификой критериев. К специальным относятся деление на «внутриаппаратные» (внутриорганизационные), заключенные между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями, и «внешние», заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами, организациями.

По степени сложности можно выделить ординарные административные договоры, сложные и уникальные. По предметному критерию можно различать: — договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);— договоры в сфере управления государственной собственностью;— договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «государственными контрактами»); — контракты с государственными служащими, студентами; — финансовые и налоговые соглашения; — договоры о взаимодействии, сотрудничестве; — различного рода концессии и инвестиционные соглашения; — договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (охрана общественного порядка и имущества, содействие занятости населения, перевозка в общественном транспорте, коммунальные услуги).

Особенности административного договора определяются и его субъектным составом. Государственно-властный субъект (государственный орган, должностное лицо или субъект с делегированными полномочиями) — обязательный, атрибутивный признак административного договора. Одной из сторон административного договора всегда выступает государство в лице своих органов власти.При этом в административном договоре государственный орган выступает именно как субъект, реализующий исполнительную власть и наделенный властными полномочиями.

В этом состоит главное отличие административного договора от договоров частноправового характера, в частности от гражданско-правовых. Участвуя в административном договоре, государственный орган выступает в качестве субъекта публичного права, его статус определяется компетенцией. А если он становится участником гражданско-правовой сделки в качестве обычного юридического лица, его правовой статус определяется его гражданской правоспособностью.

В числе функций административного договора можно выделить следующие.

1. Структурно-организационная. Она состоит в разграничении и фиксации прав и обязанностей сторон, предметов ведения, полномочий. Административный договор придает определенную стабильность, гласность, наглядность иерархическим отношениям.

2. Функция социального компромисса. Речь идет о согласовании интересов различных субъектов государственной и общественной жизни. Поскольку договор всегда означает некоторый компромисс, согласование, достижение консенсуса, то договорное регулирование может служить наиболее приемлемым способом снятия противоречий между публичными и частными интересами. Эту функцию выполняют и внутриаппаратные административные договоры, поскольку интересы различных государственных институтов на практике могут и не совпадать.

3. Обеспечительная. Состоит в обеспечении достижения общественно значимых результатов в тех областях, где прямое командное воздействие неэффективно (нерентабельные отрасли, образование, социальная сфера, приватизация) либо невозможно (частная собственность, межгосударственные, федеративные, меж­национальные отношения).

4. Ориентационно-стимулирующая. Никто не будет вступать в договор без какой-либо для себя пользы. Поэтому зачастую необходимо косвенное государственное воздействие на материальные интересы субъекта путем включения в договор позитивных стимулов, в качестве которых выступают различного рода льготы, обеспеченное финансирование, квоты, лицензии, субсидии, поощрения и т. д., чтобы создать у последнего заинтересованность в общественно значимых действиях.

5. Демократизации исполнительной власти. Договорный процесс всегда предполагает равноправное партнерство, сотрудничество, взаимодействие его участников, т. е. речь идет уже не о соподчинении, а о согласовании воли. Сам процесс подготовки договора позволяет вышестоящей стороне лучше проанализировать ситуацию, в которую она вмешивается, а нижестоящей — обосновать свое мнение и лучше понять мотивы и содержаниевключенных в договор положений. И отношения, которые возникают на основе этих договоров, более демократичны, чем те, которые основаны на властных актах.

6. Воспитательная. Участие в договорном процессе способствует пробуждению деловой и правовой активности субъектов.

7. Охранительная. Уже закрепление в административном договоре взаимных прав и обязанностей служит своеобразной гарантией их соблюдения.

Таким образом, в юридической литературе выделяются достаточные основания считать административный договор правовым актом исполнительной власти многостороннего характера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...