Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ форм и методов здоровьесберегающих




Раздел IV.

Анализ форм и методов здоровьесберегающих

технологий, использующихся в учреждениях

образования

 

 

Для того чтобы провести объективный анализ форм методов и опыта использования здоровьесберегающих технологий была проведена комплексная экспертиза и подготовлено экспертное заключение.

Экспертное заключение подготовлено по анализу более 150 образовательных учреждений, включая 56 отобранных из числа участвующих в широкомасштабном эксперименте 69 образовательных учреждений, являющихся федеральными экспериментальными площадками МО РФ, в том числе гимназии и общеобразовательные школы, детские дома и школы-интернаты, дошкольные ОУ, Центры медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам и 11 учреждений-соисполнителей Института возрастной физиологии РАО, работающих совместно с институтом по комплексным программам «Образование и здоровье».

В ходе экспертизы использован метод экспертных оценок, который осуществлялся высококвалифицированными специалистами, имеющими опыт экспертной работы.

Для организации экспертизы была разработана общая схема экспертной оценки, в основу которой была положена следующая схема:


 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
   
СУЩЕСТВУЮЩИЕ ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА
   
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ЭТИХ ФАКТОРОВ
   
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ

 

 

Предварительный мониторинг предполагает проведение комплексного исследования, направленного на анализ внутришкольной среды, организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима, а также организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Важным компонентом предварительного мониторинга является анализ организации медицинской помощи, состояния здоровья школьников. Компонентом предварительного мониторинга может быть учет факторов окружающей среды (экологический мониторинг).

Без предварительного мониторинга невозможно определить те направления здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, которые требуют первоочередного решения, особого внимания, невозможно выбрать и адекватные формы и методы такой работы. Только комплексное системное представление о проблемах, которые требуют решения, дает возможность разработать комплексную систему здоровьесберегающей деятельности.

Экспертный анализ показал, что предварительный мониторинг, в той или иной форме предваряющий разработку программ сохранения и укрепления здоровья школьников, используется крайне редко (такие случаи единичны). Как правило, обоснование форм и методов, выбор направлений этой работы диктуется не потребностями и проблемами конкретного образовательного учреждения, а скорее «модой» на отдельные виды здоровьесберегающей деятельности. В последние годы особенно значимыми стали материальные возможности образовательных учреждений, т. к. наиболее интенсивно развивающимся направлением является создание специальных лечебно-оздоровительных комплексов (кабинетов), оснащенных дорогостоящими приборами и оборудованием.

Как правило, обоснование здоровьесберегающей деятельности строится на общих данных о состоянии здоровья, учебной перегрузке. В то же время ни в одном образовательном учреждении не проведен анализ конкретной учебной нагрузки, ее сопоставления с режимом, программами, БУПами и т. п.

Ни в одном учреждении не проведен анализ его инфраструктуры для определения микроклимата, соответствия мебели, влияния сменности занятий, устройства рекреаций и т. п.

В то же время сравнительный анализ показателей заболеваемости учащихся в отдельных школах выявил их зависимость от вместимости общеобразовательных учреждений, расположения их по отношению к промышленным предприятиям, крупным транспортным магистралям, от сменности обучения и других факторов внешней и внутришкольной среды. Так, уровень острой респираторной заболеваемости связан с наличием: двухсменного обучения в школе (r=0, 41), нерациональным устройством рекреаций (r = 0, 41), бактериальной обсемененностью воздуха в учебных помещениях (r = 0, 41). Миопия, нарушение осанки связаны с уровнем освещенности рабочих мест школьников и классных досок, а также с превышением проектной вместимости учреждения. С переуплотнением в общеобразовательном учреждении связана (r = 0, 51) частота вегетососудистых дистоний (ВСД) среди детей и подростков (Б. З. Воронова, В. И. Белявская, Е. А. Ельковская, 1996).

В Государственном докладе «О санитарно-эпиде­мио­ло­ги­че­ской обстановке в Российской Федерации в 2001 году» указано, что детские и подростковые учреждения в РФ распределяются по группам санэпидблагополучия следующим образом: I группа 30, 9%, II группа –57, 6%, III группа – 11, 5%. Следовательно, благоприятные условия созданы лишь в 1/3 учреждений. При этом удельный вес детских учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет: по уровню ЭМП 37, 9%, показателям освещенности 26, 6%, параметрам микроклимата 17, 8%. В докладе отмечено, что в 2001 г. увеличились (до 23, 2%) показатели несоответствия мебели возрастным особенностям детского организма.

Во многих субъектах РФ, сказано в докладе, из-за дефицита бюджета в 2001 г. имели место перерывы в поставке топлива, что привело к несоответствию параметров микроклимата в детских и подростковых учреждениях в зимний период.

Практически повсеместно отсутствовало или было недостаточным финансирование из федерального бюджета горячего питания школьников. Основным дотационным источником продолжают оставаться местные бюджеты, откуда средства поступают на питание детей из малообеспеченных и многодетных семей. Однако только в школьных (из более чем 150) учреждениях в качестве одной из задач здоровьесбережения выделена организация и контроль за полноценным питанием.

Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений в области сохранения здоровья школьников является обесепечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. Создавая условия для обучения и воспитания, организуя образовательное окружение, школа формирует свой тип жизнедеятельности, который особым образом влияет на детей, их интересы, мышление, поведение и здоровье.

Существенное влияние на состояние здоровья школьников ока­зывают воздушно-тепловой режим школьных помещений, их осве­щенность, комплектация кабинетов школьной мебелью и т. д. при изучении причинно-следственных связей между отдельными формами заболеваний и факторами среды по результатам многомерного корреляционного анализа установлены связи между распространенностью миопии и уровнем освещенности учебных помещений; заболеваемостью ОРВИ и микроклиматом, режимом проветривания класса; распространенностью сколиоза и не­со­от­вет­стви­ем школьной мебели росту учащихся; заболеваемостью органов пищеварения и организацией питания в школе (Зорина И. Г., 2001). Именно поэтому соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям и организация школьных занятий имеет важное значение для успешной организации здоровьбесберегающей деятельности образовательных учреждений.

В то же время необходимо отметить, что в ряде образо­вательных учреждений ставится задача создания экологической и психологической комфортности образовательной среды. Для этого используются разнообразные формы и методы организации обра­зо­ва­тельного пространства.

Например, в средней школе № 17 г. Красноярска с целью предоставления учащимся возможности смены обстановки в течение учебного дня применяется зонирование образовательного пространства в виде беспарточных классов, игровых комнат, тренажерных залов, кабинетов психологической разгрузки. Значительное расширение зон внеучебного пространства за счет использования возможностей системы дополнительного образования применяется и школе № 47 г. Иркутска. Однако целесообразность и эффективность такого изменения внутреннего пространства школы пока не изучена. Интенсификация учебного процесса, увеличение длительности учебных занятий, учебный стресс, снижение двигательной активности – все это неблагоприятно влияет на состояние здоровья детей и подростков. Это известные факты, и при планировании работы по нормализации учебного процесса в конкретных образовательных учреждениях исходят не из ситуации в самом учреждении, а ориентируясь на общероссийскую тенденцию.

Наличие тесной связи между состоянием здоровья учащихся и организацией учебного процесса в образовательном учреждении требует разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, исходя из особенностей конкретного образовательного учреждения, с учетом негативного влияния на здоровье ребенка (перегруженность учебных программ, несовершенство педагогических технологий, режима учебных занятий, организации отдыха, физической активности школьников). Подобное дифференцирование задач, а значит и выбор форм и методов здоровьесберегающей работы не ведется, но задача оптимизации учебного процесса выделяется в большинстве школ.

В гимназии № 35 г. Тольятти создается модель экологически комфортной образовательной среды с использованием технологии реабилитации работоспособности школьников путем оптимизации учебного процесса. При этом большое внимание уделяется организационным формам урока и рациональному распределению учебных нагрузок в течение дня.

В Шелеховском лицее (Иркутская обл. ) помимо рационального составления расписания уроков, контроля величины учебной нагрузки, применяется построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся. В средней школе № 56 г. Новокузнецка (Кемеровская обл. ) разработана особая форма «составного урока» в виде блоков, состоящих из двух или трех 30-минутных уроков.

Школы адаптивного типа (Школа Ямбурга СОШ №70 г. Тюмень, Соломбальская школа № 41 г. Архангельска, НОУ гимназия «Золотая горка» г. Набережные Челны и др. ) создают гибкие режимы полного дня с учетом возможностей детей с ослабленным здоровьем: наряду с классно-урочной системой применяются формы блочных, индивидуально-групповых занятий.

Планируя новые варианты организации режима учебных занятий как компонента здоровьесберагающей деятельности, школы, как правило, не дают обоснования предлагаемым изменениям и объективно не оценивают эффективность их внедрения.

Следует отметить, что нетрадиционные формы организации учебного процесса наиболее часто вводятся в школах нового вида (лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением ряда предметов и т. п. ).

В то же время нарушения расписания отмечены при всех формах обучения, чаще всего в средних и старших классах. Наиболее частые нарушения расписания: отсутствие чередования трудных и легких предметов, сдвоенные и строенные уроки (в профильных классах), превышение максимальной недельной нагрузки (в лицее и профильных классах). Все это ведет к прогрессивному ухудшению состояния здоровья учащихся. Наименьшее число здоровых детей отмечено в эстетической школе и лицее, а наибольшее число учащихся, относящихся к III группе здоровья - в лицее и профильных классах школы (Зорина И. Г., 2001).

Специальные углубленные исследования организации учебного процесса и состояния здоровья учащихся старших классов общеобразовательных учреждений инновационного типа (лицеев, гимназий и т. д. ) проводились и другими авторами. Показано, что в этих учебных заведениях объем учебной нагрузки в неделю превышает установленные нормативы на 3 часа. Продолжительность перемен сокращена в среднем на 50%. По сравнению с традиционными школами на 10% больше выявлено нарушений режима учебных занятий в динамике учебного дня и недели. Продолжительность приготовления домашних заданий у 50% учащихся превышает гигиенические нормы в 2 раза. Оценка состояния здоровья в этих образовательных учреждениях показала увеличение числа подростков с хроническими заболеваниями и имеющих сниженную иммунную реактивность. Анкетное скрининг-тестирование показало значительный удельный вес учащихся старших классов, имеющих нарушения в неврологической сфере.

Сопоставительный анализ различных систем обучения проведен также в начальной школе. На базе общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону проведено обследование школьников, обучающихся по системе Давыдова-Эльконина, системе Занкова и традиционной системе начального образования. Показано, что адаптация к учебному процессу проходит с наименьшими физиологическими затратами у первоклассников, обучающихся по традиционной системе.

В ряде школе предпринимаются попытки рациональной организации учебно-воспитательной нагрузки в гимназии – вводится дополнительная двигательная нагрузка, релаксационная 1, 5-часовая пауза в середине учебного дня, организуются еженедельные 1–2 релаксационных дня в неделю. Это даже при достаточно высокой интенсивности учебного процесса не оказывает отрицательного воздействия на организм учащихся.

В качестве здоровьесберегающих педагогических технологий и режимов обучения предлагается ряд таких инновационных разработок, как модель структуры урока, разработанная группой авторов под руководством Г. Г. Левитаса, модульное обучение, адаптированное П. П. Третьяковым. Рассматриваются такие приемы педагогической деятельности, направленные на сохранение здоровья ребенка, как парацентрическая технология обучения Н. Н. Суртаевой, адаптивная система обучения А. С. Границкой, система В. В. Гузеева. Однако эти нововведения пока не имеют достаточного научно-методического обоснования, а без этого судить о здоровьесберегающей эффективности этих технологий сложно.

Ряд учебных заведений использует новый режим учебного года (семестры, триместры), есть вариант, когда каникулы длительностью 1–1, 5 недели устраиваются через каждые 5–6 недель учебы. Влияние подобных альтернативных режимов и их здоровьесберегающий потенциал также достаточно не изучены.

До настоящего времени недостаточно освещен вопрос о гигиенической оценке технологий обучения и воспитания в соответствии с индивидуальным здоровьесберегающим потенциалом организма. Обычно обсуждается влияние той или иной методики обучения на здоровье ребенка и предлагаемые методы коррекции. Например, для ряда школ Алтайского края разработана специализированная программа «Образование и здоровье», предусматривающая перестройку образовательного процесса на основе широкого использования сохраняющих здоровье учащихся информационных, личностно-ориентированных технологий, индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания с учетом региональных особенностей. Важнейшим направлением является подготовка нормативно-правового, научно-методического и кадрового обеспечения реализации программы, а также организация диагностики и мониторинга личностного развития и состояния здоровья детей на всех этапах образования, осуществление всесторонней профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с учащимися. При этом большое внимание в ней уделяется диагностической и оздоровительной работе. Но и в этом случае нет ни обоснования выбора конкретных направлений программы, ни вариантов дифференциации для разных школ.

В ряде школ Ленинградской области реализуется программа «Укрепи здоровье смолоду», предполагающая организацию педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей: типа ВНД, уровня развития, биоритмологического профиля, пола, степени адаптации к учебному процессу, уровня работоспособности. Много школ декларируют работу в рамках личностно-ориентированного валеологического подхода к организации образовательного процесса, который способствует сохранению здоровья школьников. Например, на основе реализации валеологического подхода и принципа индивидуализации работают некоторые школы г. Тюмени.

С 1994 г. в средней школе № 17 г. Иркутска проводится эксперимент по определению технологий индивидуального обучения ребенка с учетом его состояния здоровья и экологической ситуации в месте проживания. Разработчики проекта пытаются, не превращая школу в санаторий, в рамках общепринятых учебных программ только за счет модификации методов преподавания, обеспечить физическое и психическое здоровье школьников Комплексное медико-психологическое изучение индивидуальных особенностей детей позволяет установить причины школьной дезадаптации ребенка и разработать пути ее преодоления.

Таким образом, значительное число школ, выделяющих здоровьесберегающий подход к обучению, считают необходимым найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок учащихся.

Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школьников. Физическое воспитание – залог того, что ребенок вырастет всесторонне развитым человеком. Функциональные возможности организма ребенка в большой степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка. Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной учебной нагрузки (соответственно увеличивается статический характер деятельности школьников), сокращением продолжительности перемен, увеличением количества времени выполнения домашних заданий и т. д. Это приводит к снижению уровня двигательной активности учащегося, что и подтверждено нашим исследованием 2001–2002 уч. года. Значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей организма школьника. Видимо, поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей научно обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников в зависимости от пола и возраста.

Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности каждому школьнику, кроме уроков физической культуры нужен определенный комплекс внеурочных занятий, и в ряде школ разработаны различные физкультурно-оздоровительные программы, методики и двигательные режимы, направленные на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников.

Созданы программы по совершенствованию физического воспитания школьников: «Пути повышения эффективности физического воспитания школьников», «Здоровье», «Мир гимнастики и подвижных игр» (1–5 классы), «Мир спортивных игр» (6–9 классы), «Укрепи здоровье смолоду», «Комплексное психофизическое воздействие на организм занимающихся в целях реабилитации, профилактики и укрепления здоровья методами и средствами физической культуры и нетрадиционными методами оздоровления», внедряемые в практику школ. В программах предусмотрены проведение внеклассных, дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.

В некоторых школах реализуются различные режимы двигательной активности школьников. Например, режим, включающий 3 урока физкультуры в неделю, ежедневную вводную гимнастику, физкультминутки на уроках, подвижные игры и танцы на большой перемене. Экспериментальный режим, предусматривающий многократное использование двигательной активности в режиме дня, введение обязательного обучения плаванию и ходьбе на лыжах; использованием подвижных игр, задания для выравнивания диспропорций моторного развития и т. д.

Существует немало форм оздоровительных занятий, которые включаются в режим дня школьника. Основной можно считать утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую ребенком дома. Применяется коллективная утренняя гимнастика и такая ее модификация как игровая, проводимые перед первым уроком, оздоровительные паузы во время уроков. На удлиненных переменах организовывают свободные индивидуальные и групповые занятия на спортплощадках с преодолением полосы препятствий, бросками в баскетбольную корзину и т. д. Кроме физкультминуток и «динамических перемен» проводят прогулочные, игровые, соревновательные, танцевальные перемены.

Основными формами внеклассных физкультурно-оздоро­ви­тель­ных занятий являются спортивный час в группах продленного дня, гимнастика и оздоровительная аэробика; закаливание и работа секций ОФП во внеурочное время; спортивные секции; ЛФК; проведение недель здоровья, прогулки и походы в выходные дни; игры, конкурсы, соревнования и т. д.

В большинстве школ, использующих повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения школьников во время учебных занятий проводятся физкультминуты на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые) и спортивные часы в расписании учебных занятий, применяется увеличение количества обязательных уроков физкультуры (до 3-5-х часов в неделю). Довольно часто используется метод «динамических поз» за партой-конторкой (школы Республики Коми, гимназия № 35 г. Тольятти, и др. ). В школе № 17 г. Красноярска помимо вышеназванных способов повышения двигательной активности учащихся проводятся игровые перемены с музыкальным сопровождением, в учебный процесс включены «валеологические часы» в виде оздоровительных игр, психогимнастики, психотелесных техник (йога, ци-гун, у-шу), тренинговые и релаксационных техники саморегуляции; активно используются методы физкультурно-оздоровительной работы (занятия в спортивных секциях и тренажерных залах, бассейнах, спортивные соревнования, Дни здоровья, выезды в спортивные летние и зимние лагеря и т. д. ).

Харанская школа-лицей здоровья и спорта (Республика Саха) выстраивает весь учебно-воспитательный процесс на основе широкого использования физкультурно-оздоровительных мероприятий: ежедневные занятия физической культурой, подвижные игры, танцы для учащихся младших классов; ежедневные двухразовые (в первой и второй половине дня) полуторачасовые интенсивные занятия спортом для учащихся 5-9-х классов; профильная спортивная подготовка по семи специализациям для старшеклассников; ежемесячные Дни здоровья, Олимпийские четверти, спортивные праздники, летние и зимние школьные Олимпийские игры, летние спортивные лагеря-сборы и т. д. )

Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья школьников. Важное значение придается охране психического здоровья детей и подростков.

Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения. Более того, исследованиями доказано, что педагогические ошибки или неправильные педтехнологии отрицательно отражаются на детской психике в виде дидактогений или невротических нарушений. Как следствие психологической дезадаптации, данные диагностических обследований школьников фиксируют:

• низкий уровень познавательной активности;

• низкий уровень мотивации учебной деятельности;

• неустойчивость эмоциональной сферы;

• высокий уровень тревожности;

• несформированность навыков общения.

Со стороны педагогического сообщества на экспериментальных площадках предпринимаются попытки изменения условий, методов и технологий образовательного процесса.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т. е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т. е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований и т. д.

В развитии этих направлений совершенствования учебно-образовательного процесса работают многие инновационные школы, среди которых преобладают гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов.

Школа № 56 г. Новокузнецка данную проблему решает путем дифференциации по индивидуальным траекториям обучения в разноуровневой системе учебных предметов с вариативным учебным процессом, учитывающим индивидуальный темп продвижения каждого школьника. Этот метод является наиболее распространенным среди инновационных школ, однако авторские программы существенно различаются. При этом отсутствуют универсальные критерии оценки эффективности применяемых технологий.

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Например, в Шелеховском лицее используется блочно-модульная система, апробируются и внедряются нетрадиционные методы проектов и мастерских, проблемное и развивающее (технология В. М. Монахова) обучение, иммитационно-моделирующие игры и т. д.

В средней школе № 27 г. Балаково (Саратовская обл. ) индивидуальный подход к обучению осуществляется с учетом биоритмов учащихся. Индивидуальные ритмы работоспособности школьников учитывают и при построении модульной системы учебного процесса в школе № 14 г. Тобольска.

В образовательном комплексе «Школа-сад» № 72 г. Краснодара разрабатывается модель педагогической поддержки развития индивидуальности ребенка, которая выражается в виде заботы о здоровье ребенка, коррекции и реабилитации имеющихся у него нарушений, использовании оздоровительных технологий, организации рационального режима деятельности, эффективного отдыха и психологической разгрузки каждого конкретного ребенка.

В гимназии № 69 г. Краснодара система обеспечения психолого-педагогической и управленческой поддержки участников образовательного процесса включает: диагностику трудностей и проблем учащихся и педагогов, преобразование педагогической практики (освоение различных моделей классного воспитателя, тьютора, учителя-консультанта), развитие системы самоуправления и партнерского взаимодействия, разработку содержания, форм, приемов и средств педагогической поддержки.

Система медико-псиолого-педагогического сопровождения учащихся применяется во многих инновационных школах как основной способ своевременной диагностики и коррекции нарушений психического здоровья детей и подростков. Так. в санаторном семейном детском доме № 5 г. Иркутска создана высококвалифицированная служба социально-психологического сопровождения (ССПС) воспитанников. Специалисты службы проводят индивидуальные консультации детей и взрослых сотрудников детского дома, создают реабилитационные и коррекционные программы.

В школе № 3 пос. Линево на основе разработанной скрининг диагностики адаптационных возможностей школьников осуществляется «конструирование индивидуальных программ развития», используется психотренинг на уроках.

Психолого-педагогическая коррекция в виде аутотренингов или групповых релаксационных занятий проводится и в школе № 17 г. Красноярска; регулярно осуществляется контроль за дозированием домашних заданий.

Значительная часть школьников большую часть времени проводит в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в самих образовательных учреждениях.

К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования – усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни (ЗОЖ).

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

1. Наследственность – определяет здоровье на 20%.

2. Условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%.

3. Деятельность системы здравоохранения – на 10%.

4. Образ жизни человека – на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

Школы ряда регионов России (Москва, Кемерово, Нижний Новгород и др. ) работают над этой проблемой уже около 10 лет. Создаются региональные модели образования в области здоровья, оформляется новый тип образовательного учреждения «Школа здоровья», призванных сберегать здоровье детей, т. е. создавать такое окружение, в котором детям будет комфортно во всех отношениях. В Европе существует сеть школ содействующих здоровью, членами которых являются 40 стран, главным критерием оценки в школе должно стать здоровье детей.

Школы «укрепления здоровья» призваны обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья; привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей; содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества; обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений. Однако эффективность работы этих школ не проанализирована и не обобщена, что не позволяет дать положительную оценку их работы при безусловной важности создания сети таких школ.

Оптимальной моделью «Школы здоровья» можно бы признать такую, в которой учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности имел бы возможность управлять своим здоровьем. Для достижения этой цели необходимо у всех учащихся и педагогов сформировать так называемое саногенное мышление, т. е. мышление, способное управлять поведением так, чтобы при этом сохранялось собственное здоровье и здоровье окружающих.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода к учащимся является подбор доступных методов диагностики и последующего мониторинга развития и здоровья детей и подростков.

В гимназии № 35 г. Тольятти в рамках исследований с 1998 года создается и апробируется скрининг-программа «Здоровье», задачей которой является обеспечение педагогического коллектива информацией о состоянии здоровья учащихся, что помогает определить «зоны тревог» и скорректировать всю последующую педагогическую деятельность с учетом полученных данных. Эффективность и экономичность программы обеспечиваются наличием компьютерной версии накопления и обработки результатов проводимых исследований. Собранный банк данных и анализ результатов исследования позволяют выделять проблемные области и разрабатывать педагогические технологии их решения.

Компьютерные информационно-диагностические программы, психофизиологические тесты, индивидуальные карты здоровья детей, скрининг тесты применяют в своей практике и многие другие инновационные школы, а также муниципальные Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам (ЦППМСП). На основании индивидуальных «паспортов здоровья и развития» учащихся разрабатывается тактика оздоровительных и профилактических мероприятий.

Спектр применяемых в некоторых образовательных учреждениях оздоровительных средств и методов не уступает таковому в специализированных лечебных учреждениях: физиотерапия, бальнеотерапия, массаж, ЛФК, фитотерапия, ароматерапия, витаминопрофилактика и т. д. Как правило, широкое использование оздоровительных форм отмечается в дошкольных учреждения (МДОУ № 30 «Аленький цветочек», г. Глазов и др. ).

Однако в ряде школ основное внимание уделяется разработке лечебно-оздоровительных технологий, но недостаточно прилагаются усилия, как по созданию оптимальных условий обучения, так и по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ). В таком случае школа в большей степени начинает выполнять функции лечебного, а не образовательного учреждения.

Известно, что профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в школах - это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов: соблюдение действующих СанПиНов, регулярный мониторинг внутришкольной среды, оптимизация учебного процесса.

Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.

В то же время во многих школах используются специфические методы профилактики прогрессирования близорукости – занятия с офтальмотренажером, специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения, метод сферопризматической коррекции Ю. А. Утехина, методика построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов», а также методы простейших зрительно-координатных тренажей (по В. Ф. Базарному). В некоторых учебных заведениях даже используются инфразвуковой пневмомассаж глаз, работа в коррекционных очках, бумажные офтальмомассажеры.

Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Для коррекции осанки используются занятия лечебной физкультурой в школе и дома, игры, способствующие улучшению осанки, оздоровительный массаж. Однако занятия в группах ЛФК обеспечивают не все школы.

 С целью динамизации рабочей позы (сидя-стоя) применяются регулируемые по росту настольные конторки.

Профилактика простудных заболева

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...