Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимо отметить, что системно и комплексно (используя 3–4 компонента модели) ведут лишь около 20% школ.




Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Однако, на наш взгляд, более корректной была бы формулировка «система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников» или «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения», т. к. собственно технологий в системе форм и методов этой работы нет (за исключением медицинских технологий оздоровления, реализация которых не является функцией образовательного учреждения.

Необходимо отметить, что системно и комплексно (используя 3–4 компонента модели) ведут лишь около 20% школ.

На основе принятой нами схемы экспертной оценки все данные анализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности более 150 образовательных учреждений, проводящих эту работу комплексно и системно, сведены в табл. 11.

 


Таблица 11. [M1]

Формы и методы здоровьесберегающих технологий,

применяемых в общеобразовательных учреждениях РФ

Школьные факторы риска Способы устранения факторов риска Формы здоровьесберегающей работы Методы и организационные подходы
Неудовлетво­рительное состояние внутришколь­ной среды Административный контроль за со­блю­дением требований СанПиН Повышение уровня материально технической базы ОУ Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования Дополнительное привлечение негосударственных (попечительских, частных, общественных) инвестиций.
Нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки Оптимизация образовательного пространства (ОП) Создание комфортности условий среды Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий Рациональное че­редование учебной и внеучебной деятельности школьников Расширение, зони­рование, гибкое моделирование образовательного пространства Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков Создание кабинетов психологической разгрузки, тренажерных залов, игровых комнат, «бес­парточных» классов
Низкая двигательная активность (гиподинамия) Повышение эффективности физического воспитания Разработка и реализация режима повышенной двигательной активности Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок Динамические паузы, физкультминутки, спортивные часы в расписании уроков Увеличенное количество уроков физкультуры (до 3-5 ч в неделю) «Динамические позы» на уроке за партами-конторками Занятия в спортивных секциях, ДЮСП, туризм, спортивные соревнования Тренинговые и релаксационные занятия и т. д.
Неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень требований Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся Индивидуальный дифференцированный подход к обучению Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения Индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки Гибкие формы режимов и учебных планов Индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов Личный выбор учащимися блочно-модульных систем УП Имитационно-мо­де­лирующие обучаю­щие игры Проектная деятельность школьников
Стрессовые психолого-педагогические факторы (дезадаптация, дидактогения) Педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия всех участников ОП Медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся Тьютерство Ценностно-ориентированная система воспитания Дополнительное образование Диагностика Консультирование Тренинги Психологическая коррекция и реабилитация (индивидуальная и групповая)
Временные или стойкие нарушения здоровья учащихся Профилактические, реабилитационные, оздоровительные мероприятия Физкультурно оздоровительная работа Лечебно-профилактические процедуры ЛФК Массаж Физиотерапия Бальнеотерапия Витаминопрофилактика Ароматерапия Фитотерапия и т. п.
Отсутствие культуры здоровья Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Лекции, беседы. Разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому образу жиз­ни для учащихся Просветительская работа с родителями и учителями Урочная и внеурочная система обучения Клубная деятельность Развлекательно-игровые формы воспитания Лектории для педагогов и родителей Фильмотеки Библиотеки Консультации специалистов

 


Заключение

 

Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования показал, что лишь 20% из них ведут комплексную системную работу. В остальных учреждениях – это, как правило, профилактическая работа с учащимися и родителями (более 80% учреждений), физкультурно-оздоровительная работа (более 70%) учреждений), специальная оздоровительная работа (3–7%), разработка и реализация обучающих программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (до 30%). При выборе форм и методов этой работы образовательные учреждения, как правило, руководствуются не проблемами своего образовательного учреждения, а общими тенденциями и направлениями этой работы, руководящими документами МО РФ и возможностями организации совместной работы с другими учреждениями (центрами, вузами, поликлиниками).

Следует признать чрезвычайно важной и полезной координацию работы учреждений образования и здравоохранения. Такое взаимодействие необходимо для объективной и качественной оценки состояния здоровья школьников и соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.

Наряду с положительными тенденциями расширения форм и методов здоровьесберегающей деятельности и увеличением количества школ, включенных в эту работу, следует отметить:

· незначительный процент школ, ведущих эту работу, комплексно и системно;

· недостаточное внимание к тем формам и методам здоровьесберегающей деятельности, которые являются непосредственной функцией образовательного учреждения (обеспечение здоровьесберегающей инфраструктуры школы, нормализация и постоянный контроль за организацией учебного процесса, использования адекватных возрасту и возможностям учащихся научно обоснованных и апробированных методик, активация и рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы и т. п.;

· не всегда обоснованное и идущее под медицинским контролем использования комплекса физиотерапевтических процедур, использование биодобавок, нетрадиционных методов оздоровления и закаливания.

Во многих школах в качестве ведущих задач здоровьесберегающей деятельности выделяется диагностика и коррекция здоровья. Эта задача не является задачей образовательного учреждения, а состояние здоровья (объективные данные о котором должны быть в медицинских картах), его особенности, динамика необходимы как для определения форм и методов образовательного (например, наличие в школе тубинфицированных детей предъявляет особые требования к соблюдению гигиенических условий, формированию гигиенических навыков и т. п. ), так и для контроля за эффективностью используемых форм и методов работы.

Проведенная работа позволила разработать схему оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, которая может быть использована при анализе ситуации и разработки школьных, муниципальных и региональных программ «Образование и здоровье».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...