Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинг по сказкотерапии. Логопедические задания. Как рассказать ребенку о временах года




А


Как рассказать ребенку о временах года

Детям нужно назвать лишние признаки и обязательно указать, к какому времени года они относятся.

Если ребенок затрудняется в выделении лишних признаков — помогите ему. Покажите ему картинку без лишних признаков, разберите еще раз признаки данного времени года, и он обязательно ответит на вопросы по аналогичной картинке.

Дидактическая игра № И

Цель — коррекция мыслительной деятельности, коррекция воображения, коррекция речи.

Материалы: карточка с вопросами,

Взрослый приглашает в гости к детям Незнайку, который просит помочь ему ответить на вопрос: «Правильно ли он думает, что... »

Например,

. весной птицы улетают на юг/

. осенью птицы возвращаются с юга?

. летом наступает Новый год?

. летом тает снег, текут ручейки?

. зимой дети загорают и купаются в реке? Дети объясняют Незнайке, что именно в его суждениях неправильно и в какое время года происходят те явления, о которых он говорит.

Если дети затрудняются с ответами, не мучайте их вопросами, а подскажите «чуть-чуть»: когда перед ними будут картинки с изображением всех времен года, они быстрее ответят на вопросы Незнайки.


Тренинг по сказкотерапии

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание М 1

Цель — развитие фонематического слуха, артикуляторной моторики.

Детям предлагается комплекс фонетической зарядки:

1) Как дует ветерок? (вью-вью).

2) Как дует ветер? (у-у-у).

3) Как дрожат от холода? (в-в-в).

4) Какой звук слышится, когда звонит колокольчик? (динь-динь).

5) Как жужжит шмель? (ж-ж-ж).

6) Как звенят комарики? (з-з-з).

7) Как рычит собака? (р-р-р).

8) Как воет волк? (у-у-у).

9) Как перекрикиваются дети в лесу? (ау... ).

10) Как кукует кукушка? (ку-ку),

11) Как шипит змея? (ш-ш-ш).

Логопед указывает на правильное положение артикулятор-ных органов при произнесении того или иного звука.

Далее, отвечая на вопросы логопеда, дети самостоятельно осуществляют контроль положения артикулятор-ных органов, выделяют отдельно осенние, зим-о Ф 1а/ ^                   ние, весенние и летние звуки природы.

Задание № 2

Цель — определение способности выделения звуков на фоне слова (фонематический анализ).

Детям предлагается ряд слов по теме: «Зима», и логопед дает инструкцию: «Слушай-


Как рассказать ребенку о временах года

те внимательно. Я буду произносить слова. Если вы в слове услышите звук " с", поднимите руку».

Предлагаемые слова: санки, коньки, снег, снежинка, валенки, сосулька, горка, сапоги, лыжи, Снегурочка.

Задание № 3

Цель — определение способности выделения звуков на фоне слова (фонетический анализ).

Логопед дает детям инструкцию:

— Слушайте внимательно. Я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук " р" — поднимите руку, " л" — хлопайте в ладоши.

Предлагаемые слова: ручей, холод, ветер, солнышко, трава, мороз, лапа, тепло, лыжи, лужа, ростки.

Задание № 4

Цель — определение последовательности звуков в слове (фонематический анализ).

Логопед дает детям инструкцию:

— Слушайте внимательно. Я назову зимнее слово: " санки" (или " снег", " мороз", " шуба" ). Назовите 1-й, 2-й и т. д. звук в слове». После последовательного называния звуков в слове логопед спрашивает детей: «Сколько всего звуков в этом слове?

Задание № 5

Цель — определение способности составлять слова из заданных звуков (фонематический синтез).

Логопед последовательно называет детям звуки, например:

— л, е, с,

— л, у, ж, а,

— л, ё, д.


Тренинг по сказкотерапии

И спрашивает, какое слово можно составить из этих звуков. Задание № в

Цель — определение способности составлять слова из непоследовательно заданных букв разрезной азбуки (анализ и синтез).

Логопед предлагает детям поменять местами буквы разрезной азбуки так, чтобы получилось название одного из четырех времен года.

Цепочка букв:

— 3, М, А, И (зима),

— Е, С, Ь, О, Н (осень),

— Т, О, Е, Л (лето),

— Е, Н, В, С, А (весна).

(Перед выполнением задания логопед спрашивает детей, какие времена года они знают. )

Далее логопед предлагает другие цепочки букв и объясняет еще раз, что буквы необходимо расположить так, чтобы получилось слово. А затем нужно ответить на вопрос: «Какое это слово — весеннее, осеннее, зимнее, летнее? » или «К какому времени года оно относится — к зиме, весне, лету или осени и почему? »

Цепочки букв:

— Ы, Л, Ж, И (лыжи),

— Н, Е, Г, С (снег),

— У, Л, Ж, А (лужа),

— Т, Е, В, Е, Р (ветер),

— 3, О, М, О, Р (мороз),

— Н, И, Е, И (иней), А     — Д, Ё, Л (лёд),

— Ч, О, П, А, К (почка).

Задание № 7

Цель — развитие фонематических анализа и синтеза.


Как рассказать ребенку о временах года

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру " Живые звуки". Я назову вам слово: " туча". Какой первый (второй, третий, четвертый) звук в этом слове? Назовите гласные и согласные звуки.

А сейчас поиграем: Таня будет звук " т", Саша — " у", Ира — " ч", Ваня — " а" ». Встаньте, звуки, в таком порядке, чтобы получилось слово ТУЧА.

Логопед спрашивает, какое это слово — весеннее, осеннее, зимнее, летнее — и почему.

Задание № 8

Цель — определение способности подбора слова с каким-либо звуком в начале, середине, конце слова (фонематические представления).

Логопед предлагает придумать слова с заданным звуком (например, звуком «с»), чтобы он был в начале, середине или конце слова. Дети придумывают и называют слова по теме, предложенной логопедом (например, звук «с» — тема «Зима»: санки, сосулька, снежинка, снег, Снегурочка, снежки, мороз и т. д. ).

Задание № 9

Цель — определение способности составлять слова по первому слогу или части слова с заданным звуком по временной тематике (фонематический синтез слогов и фонематические представления).

Данное задание лучше выполнять в виде игры с мячом «Закончи слово». Логопед бросает мяч и начинает слово, дети заканчивают: СА (санки, сапоги), СО (солнце), СУ (сугроб).


Тренинг по сказкотерапии

Задание № 10

Цель — определение способности составлять слова из заданных слогов по определенной временной тематике (фонематический синтез слогов).

Логопед показывает цепочки слогов и предлагает детям из каждой цепочки составить слово.

Ориентировочные цепочки слогов:

— МА, ЗИ (зима),

— НА, ВЕС (весна),

— ТО, Л Е (лето),

— ТЕР, BE (ветер),

— БА, ШУ(шуба),

— КО, СОЛ, НЫШ (солнышко),

— КА, СО, СУ ЛЬ (сосулька).

Дети называют время года, к которому относится каждое слово.

Задание МП

Цель — развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

Логопед называет слово и предлагает из букв данного слова составить другие слова.

Например, слово НАВОДНЕНИЕ.

Получившиеся слова: вода, надо, Дон, дно, невод, дева, дни, диван и т. д. Слово СКВОРЦЫ.

Получившиеся слова: сор, вор, рок, сок, сыр, ров и т. д.

Задание М 12

Цель — расширение словарного запаса. Логопед обращается к детям с вопросами: Снег (какой? ) белый, пушистый. Ручеек (ка-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...