Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция туризма




Совокупность научных взглядов на современное состояние и прогноз основных направлений развития туризма. К. т. включает предложения по генеральной и территориальной схемам управления туризмом, активизации экономического роста туризма и достижению прогнозных результатов; целевым программам индустриального, на­учно-технического, кадрового и правового обеспечения и развития международного туристского обмена.

Концепция развития индустрии туризма составляет суть государ­ственной Концепции реорганизации и развития туризма в РФ, одоб­ренной Указом Президента РФ 22 декабря 1995, наметившей пути выхода России на мировой туристский рынок, структурной перестрой­ки системы туризма, сложившейся к нач. 90-х гг. В ней анализируется современное состояние туризма и обозначаются основные направле­ния его структурной перестройки; создания нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и право­вой практике. Концепция наметила ряд организационных мер по ак­тивизации государственной политики в сфере туризма, созданию пра­вовых, организационных и экономических основ формирования в России современной и конкурентоспособной на мировом рынке индустрии туризма. (См. Законодательство туристское. )

Концепция развития социального туризма – официальная докт­рина советских профсоюзов, разработанная в нач. 80-х гг. в связи с обострением противоречий в развитии туризма (см. История туриз­ма), обобщила систему научных взглядов на туризм как на социальное явление. Данная концепция основывалась на признании опреде­ленных противоречий и предлагала для их преодоления пути эволю­ционного характера. В частности, признавалось, что состояние об­щественного производства требует расширения и обновления разно­образных форм отдыха, наиболее эффективно решающих задачу комплексного восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил человека – главной производительной силы общества.

В целях развития внутреннего и социального туризма в настоя­щее время разработана КОНЦЕПЦИЯ НАРОДНОГО ТУРИЗМА. Созданное рядом туристских организаций Всероссийское народное туристское общество (ВНТО) ставит своей задачей развитие и укреп­ление отечественной туристской индустрии, создание внутренних российских туристских цепей и маршрутов, разработку краеведчес­ких экскурсионных программ, детских каникулярных программ, со­циальных программ для ветеранов, молодежи, специалистов, созда­ние семейных туристских клубов.

1. Одним из важных последствий глубокого социально-экономического кризиса является все сокращающееся туристское пространство России. Восстановление и развитие его – важное положение концепции народного туризма, опирающейся на провозглашенные в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996, приоритетные направления туристской деятельности, развитие к-рых всемерно поддерживается и поощряется государством – внутренний, въездной, международный и самодеятельный туризм. Это означает преимущественную ориентацию на систему национальных культурно-исторических и природных ценностей и территорий, включение их в жизненный цикл российских людей.

2. Придание российскому туризму социальной направленности, обеспечение рекреационных потребностей широких слоев населения – основа социальной ориентации народного туризма.

3. Выездной туризм, активизировавшийся в последние годы как естественная реакция на возникшую в результате реформ открытость границ и неразвитую инфраструктуру туризма внутри России, действует как мощный канал вывоза капитала из России, создания новых рабочих мест за рубежом. Использование сохранившейся инфраструктуры туризма и создание новых рабочих мест непосредственно в России – суть модели внутреннего туризма, базовой для народного туризма.

4. Главная цель ВНТО – использование средств туризма и экскурсий для возвращения народу его истинных духовных ценностей и культурно-исторического наследия, обеспечение социальных контактов и коммуникаций между людьми.

5. ародный туризм не выступает против мирового туристского рынка, он отказывается использовать корпоративные механизмы как ведущие в своей деятельности. Механизмы социального партнерства и профессиональных ассоциаций (гильдий) – основные механизмы, регулирующие деятельность народного туризма и его структур.

В рамках народного туризма должна возникнуть система профес­сиональных ассоциаций (гильдия экскурсоводов, ассоциация музеев, ассоциация туристских клубов, гильдия краеведов, гильдия турлиде-ров и т. п. ), к-рые будут заключать коллективные договора с ассо­циацией туроператоров на формирование туристского продукта и условиях его распространения на рынке, а также договоры на абоне­ментное обслуживание с ассоциациями потребителей (детскими фон­дами, клубами молодежи, студенческими ассоциациями, клубами ветеранов и т. п. ) в режиме социального партнерства.

6. Перестройка монопольных туристских систем СССР: Интурист, ЦСТЭ профсоюзов, Спутник, привела к полному разрыву связей между индустрией гостеприимства и населением, обернулась невостребованностью значительной материальной базы туризма (более 1000 отелей и турбаз, около 2000 предприятий питания, 6500 пансионатов и санаториев, более 12 000 пионерских лагерей, более 1500 туристских и экскурсионных бюро и т. д. ). Возрождение гостиничных, ресторанных, санаторных цепей, туристских маршрутов на франшизной основе – конкретный путь восстановления и развития российского туризма.

7. Наличие значительной и неиспользуемой в настоящее время материальной базы и туристской инфраструктуры позволяет создать дешевый и качественный туристский продукт путем организации специальных фондов, ипотечных банков и др. рычагов, обеспечивающих владельца абонемента, клубной карточки гарантированными и конкретными потребительскими благами (отдых в пионерском лагере, пансионате, участие в экскурсии, посещение музея и т. п. ).

8. Народный туризм опирается на потенциал российской провинции, малых и средних городов России, природно-исторических территорий и объектов, на базе к-рых возможно решение задачи создания градообразующих начал и новых рабочих мест для обеспечения занятости местного населения.

9. Народный туризм ставит своей задачей обслуживание ежедневных рекреационных потребностей людей и организацию программ уик-энда, считая их более весомыми в социальном плане.

10.   В развитие положений Закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» о правовом совершенствовании отношений в сфере туристской индустрии, занятой внутренним и въездным туризмом, представляется необходимой разработка и принятие ряда законов: о туристской ренте; о социальном туризме; о социальном партнерстве в туризме; о франшизе в туризме; о внебюджетных фондах в туризме и т. п.

Эти законы должны создать правовое поле для воссоздания ту­ристских ресурсов и учета интересов местных администраций, муни­ципалитетов и федеральных властей, когда они выступают собствен­никами данного ресурса (Закон о туристской ренте).

Закон о социальном туризме должен четко определить туризм как область социальных гарантий для российских граждан.

Закон о социальном партнерстве должен определить характер и процедуру формирования коллективных договоров в сфере туризма и определить важнейшие социально-экономические нормативы рек­реационной деятельности граждан.

Закон о франшизе в туризме должен установить процедуры и ус­ловия формирования партнерских отношений (туроператор – индуст­рия туризма) и франшизных цепей отелей, клубов, ресторанов, дей­ствующих на определенных сегментах туристского рынка.

Закон о внебюджетных фондах в туризме должен установить систему народной приватизации индустрии туризма и ее элементов.

11. Основу деятельности народного туризма должны составить местные туристские программы с опорой на местное законодательство, местные туристские ресурсы, краеведческое движение и музейное дело. Особое внимание будет уделено разработке школьных учебных экскурсий, связанных с тематикой школьного образования: история и география родного края, местные художники и писатели, герои и специалисты, местные промыслы, праздники и т. п.

Этот туристский продукт должен иметь социальную цену и может производиться на условиях вторичной занятости учителей, работников сферы культуры и производства.

Разработкой и продвижением данного туристского продукта бу­дут заниматься местные бюро народного туризма, воссоздаваемые на базе экскурсионных бюро (всего их было в РСФСР более 750 в 500 городах).

12. Приоритетным направлением деятельности народного туризма должно быть возрождение межрегиональных туристских маршрутов, путешествий и экспедиций, особенно героико-патриотической и культурно-исторической ориентации: героико-патриотическая туристская экспедиция «Россия – родина моя»; национальные маршруты: Пушкинский меридиан, Сибирский казачий путь, Путь из варяг в греки, Великие реки России, Национальная туристская тропа, Экспресс «ЕВРАЗИЯ» и т. п.; национальные программы: Золотое наследие Руси, Славянская письменность, Русские монастыри, Русская усадьба и т. п.

13. Реализация программы народного туризма в ближайшие 5-6 лет не только создаст в России дополнительно свыше 1, 5 млн новых рабочих мест, но и потребует подготовки соответствующего числа специалистов и работников определенной квалификации.

14. Опыт большинства стран мира демонстрирует наличие широ­кого спектра поощрительных туристских программ, реализуемых в рамках профсоюзов, конфессий, социальных ассоциаций и обществ. Эти программы предоставляют их участникам значительные льготы и скидки при потреблении услуг, информационном обслуживании, на транспорте, вводя соответствующую систему абонементов, клуб­ных книжек, транспортных чеков. Абонементная основа при низкой стоимости услуг позволяет их производителям заранее получать не­обходимый оборотный капитал, полнее задействовать материальную базу, решать задачи ее амортизации и развития. Для потребителя же абонемент является гарантией предоставления ему туристских услуг и значительных льгот и скидок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...