Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 15. Жанры импровизации. Фантазия. Прелюдия. Экспромт. Урок 16.Контрольный. Урок 17-18. Инструментальные циклы.  Сонатно-симфонический цикл. Соната. Сонатная форма.




Урок 15. Жанры импровизации.

Фантазия. Прелюдия. Экспромт.

Импровизация – в переводе с латинского означает «внезапный, непредвиденный». Среди музыкантов это слово означает сочинение музыки непосредственно во время её исполнения, на глазах у публики. Великими импровизаторами были многие композиторы – Бах, Моцарт, Бетховен, Лист и другие. Их называли также виртуозами за их мастерское владение инструментом.

Наиболее распространённые жанры импровизации – фантазия, прелюдия, экспромт.

Фантазия – инструментальное сочинение, свободное по форме, состоящее из нескольких контрастных по образу и технике исполнения разделов. В эпоху барокко фантазии часто предшествовали фугам.

Пример – «Фантазия и фуга соль минор» Баха для органа. Это величественное полотно с красочным звучанием.

 «Фантазия ре минор» Моцарта – написана для фортепиано. В её строении заметно чередование разнохарактерных разделов: то трогательно-печальных, то виртуозно-бравурных.

Экспромт – музыкальная пьеса, сочинённая сразу, без подготовки, а после записанная композитором. Этот жанр появился в творчестве романтиков – Шуберта, Шопена, особенно ценивших искренность душевного излияния. Экспромты могут быть различными по содержанию – и созерцательными, и порывистыми, и лиричными, и танцевальными.

Послушаем «Фантазию – экспромт» Шопена.

Прелюдия – жанр, который часто носил характер импровизационного вступления к основной пьесе. Прелюдия открывала танцевальные сюиты 18 века, предшествовала фуге, предваряла церковные песнопения (хоралы). «Прелюдировать» означало – свободно фантазировать. Таковы «Прелюдии и фуги» Баха из «Хорошо темперированного клавира», «Прелюдии» из «Английских сюит».

«Прелюдия До мажор»№1 – звучит в стиле лютневой импровизации.

«Прелюдия соль минор»№16 – напоминает пейзажную картину зимней бескрайней дороги, проникнутую настроением печали и безысходности.

В 19 веке прелюдии превратились в самостоятельную пьесу свободную по форме. Циклы из 24-х прелюдий создали Шопен, Дебюсси, Рахманинов, Скрябин, а в 20 веке – Шостакович, Кабалевский, Щедрин. Эти пьесы стали «энциклопедией» разнообразных музыкальных жанров и образов своей эпохи.

Урок 16. Контрольный.

Урок 17-18. Инструментальные циклы.  Сонатно-симфонический цикл. Соната. Сонатная форма.

           Сонатно-симфонический цикл – это сложная многочастная инструментальная форма. Её можно представить как музыкальную драму, как театр без слов, где представление разыгрывается только средствами музыки. Поэтому все части имеют своё место в цикле и исполняют в нём определённую роль. За каждой частью закрепляется определённый характер, темп и тональность.

Классический сонатно-симфонический цикл сформировался в творчестве композиторов венской классической школы второй половины 18 века – Гайдна, Моцарта, Бетховена.

    Соната – в переводе с итальянского означает « звучать». Соната – это музыкальное произведение, рисующее в контрастных образах нашу жизнь, мысли, переживания людей. Подобным жанром в литературе является роман, где действуют различные персонажи, «герои» с разными судьбами, несхожими характерами, чувствами. В сонате тоже есть разные «герои» - темы, которые взаимодействуют друг с другом, а иногда вступают в конфликт.

Классическая соната – это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме цикла, состоящего из трёх частей.

    Первая часть – активная, энергичная, быстрая, пишется обычно в сонатной форме, или в форме сонатного аллегро.

    Вторая часть – медленная, лирическая, созерцательная по характеру. Она может быть написана в разных формах: сонатной, вариационной и других. Очень часто – это философские размышления автора. Иногда воспевает красоту человеческих чувств или рисует возвышенный пейзаж.

    Третья часть – быстрый, яркий, живой финал. Это – итог развития всего цикла. А итог бывает разным – жизнеутверждающим или даже трагическим. По форме – чаще рондо или сонатное аллегро.

 

Сонатная форма.

     Наибольшей напряжённостью и остротой отличается 1 часть сонаты. Именно в ней сложилась особая форма, получившая название сонатной . Вся композиция делится на три раздела: экспозицию, разработку и репризу (смотрите схему в приложении). Это очень похоже на развитие пьесы в драматическом театре.

Сначала композитор как бы знакомит нас с действующими лицами – темами. Этот раздел называется экспозиция – «изложение, показ». Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной партией (тема А), вторую – побочной (тема В). Образы главной и побочной тем контрастно дополняют друг друга или противопоставляются один другому. Главная тема обычно более активная, энергичная, решительная. Она звучит в основной тональности. Побочная тема гораздо мягче, напевнее, грациознее. Она звучит в тональности доминанты (для мажора) или параллельной тональности (для минора). Между этими темами может располагаться связующая партия, где происходит переход из первой тональности во вторую. Завершает экспозицию заключительная партия, которая утверждает тональность побочной темы.

Разработка – этот раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Здесь происходит развитие тем экспозиции. Они изменяются различными способами. Меняются тональности, лад, регистры, фактура. Темы могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Такое развитие называется мотивным. Здесь нет определённого порядка в чередовании тем. Поэтому они переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом. Это ощущение движения, динамичности, борьбы в конце разработки достигает кульминации – высшей точки развития тем.

Реприза – повторяет темы экспозиции в прежнем порядке, но теперь все темы звучат в основной тональности. После «событий» разработки темы могут несколько изменить свой характер, они могут стать ближе друг другу или, наоборот, стать контрастнее.

В сонатной форме могут быть  вступление и кода. Кода – это дополнительное заключение, в котором используют фрагменты наиболее важных тем. Она утверждает победившую главную идею и тональность.

· Познакомимся с этой формой на примере 1 части «Сонаты ми-минор» Гайдна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...