Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дмитрий левицкий. Портрет М. А. Дьяковой. Государственная третьяковская галерея, Москва. Владимир боровиковский




Дмитрий Левицкий.

Портрет М. А. Дьяковой.

1778 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

живописцем в театральном кос­тюме во время представления, Г. И. Алымова играет на арфе, а Е. Н. Молчанова изображена перед физическими приборами. Все порт­реты должны были составить живо­писный ансамбль для украшения интерьера Смольного института.

В портретах Левицкого виртуоз­но изображены материалы — шел­ковистый тяжёлый атлас, лёгкие воз­душные кружева; все предметы на картинах почти осязаемы.

Левицкий создал много камер­ных портретов. Особенно привлека­телен образ Марии Александровны Дьяковой (1778 г. ), невесты архитек­тора и поэта Н. А. Львова, близкого

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Старейший и самый богатый художест­венный музей России получил своё на­звание от Малого Эрмитажа — павиль­она, пристроенного в 1764—1767 гг. к Зимнему дворцу архитектором Ж, Б. Валлен-Деламотом при участии Ю. М. Фельтена. Императрица Екате­рина II любила отдыхать здесь в кругу своих приближённых (франц. ermitage — «уединённое место»). В этой части дворца размешалась галерея жи­вописи: значительную её часть состав­ляли двести двадцать пять картин фла­мандских и голландских мастеров, собранных берлинским коммерсантом Йоханом Эрнстом Гоцковским для ко­роля Пруссии Фридриха II. В Россию их отправили, чтобы погасить задолжен­ность русской казне. Их доставили в Петербург в 1764 г.; этот год и приня­то считать датой основания музея.

В 1766—1787 гг. в Париже были куплены «Возвращение блудного сы­на» голландского живописца Рембранд­та и коллекция барона Пьера Кроза: около четырёхсот полотен, в том числе работы мастеров итальянского Возрож­дения «Мадонна с безбородым Иоси­фом» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне; «Портрет камеристки инфанты Иза­беллы» и другие картины фламандского художника Питера Пауэла Рубенса, «Даная» и ещё пять произведений Рем­брандта. Граф Г. Брюль из Дрезде­на продал петербургскому собранию шестьсот картин, среди них работы Рембрандта, Рубенса, французских жи­вописцев Никола Пуссена и Антуана Ватто. Тогда же при содействии фран­цузского философа Дени Дидро были приобретены «Пейзаж с Полифемом» кисти Пуссена и знаменитая коллекция британского премьер-министра лорда Роберта Уолпола, включавшая сто девя­носто восемь картин художников фла­мандской школы: Рубенса, Якоба Йорданса, Антониса ван Дейка, Франса Снейдерса и др. Полотна современных мастеров покупались у авторов. Поми­мо картин в Эрмитаж поступали рисун­ки, скульптуры (статуя «Вольтер, сидя­щий в кресле», заказанная Екатериной II в 1781 г. французскому скульптору Жану Антуану Гудону; портреты рим­ских императоров, полководцев, поли­тических деятелей I в. до н. э. — III в. н. э. и статуя «Скорчившийся мальчик» Микеланджело), разместивши­еся в нумизматическом кабинете Эрми­тажа. В 1771—1787 гг. по проекту Ю. М. Фельтена возведён Большой Эр­митаж, который с середины XIX в. име­нуется Старым Эрмитажем.

В первой половине XIX в. при­дворные коллекции заполнили Малый и часть залов Большого Эрмитажа и

продолжали расти. В 1808 г. в Риме была приобретена картина «Лютнист» кисти итальянского живописца Микеланджело да Караваджо. Император Александр I в 1814 г. купил у первой жены Наполеона Жозефины художест­венные коллекции замка Мальмезон: сто восемнадцать картин фламанд­ских, голландских, французских ху­дожников, а также статуи итальян­ского скульптора Антонио Кановы и др. В 1817 г. картины были распре­делены по национальным школам жи­вописи. С начала XIX столетия в соб­рание стали поступать работы русских живописцев С. Ф. Щедрина, Ф. Я. Алек­сеева, А. П. Лосенко.

Николай I задумал превратить при­дворное собрание в «публичный музеум». С этой целью немецкий архитектор Лео фон Кленце, признанный специалист по музейным зданиям, разработал проект Нового Эрмитажа. Его строи­тельство велось с 1839 по 1852 г. под руководством В. П. Стасова (1769— 1848) и Н. Е. Ефимова (1799—1851). Скульптурное убранство исполнил А. И. Теребенев (1815—1859). Комис­сию по отбору экспонатов возглавлял сам император, оказавшийся весьма посредственным экспертом: он забрако­вал ряд уникальных произведений, и они были проданы с аукциона.

В экспозицию Нового Эрмитажа вошли восемьсот пятнадцать картин, а

друга художника. Домашнее платье, простая причёска, а не парик, мягкая улыбка и румянец — всё это созда­ёт ощущение теплоты и уюта.

ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ

(1757-1825)

Владимир Лукич Боровиковский был родом из малороссийского городка Миргорода (Украина). Начинал он как иконописец. Боровиковский не учился в Академии художеств, но пользовался советами и покрови­тельством своего земляка Левицкого.

Боровиковский предпочитал ка­мерный портрет и даже портрет в полный рост порой исполнял как ка­мерный. Так, на полотне «Екатери­на II на прогулке в Царскосельском парке» (1794 г., второй вариант — на­чало 10-х гг. XIX в. ) императрица изображена не в парадном платье, а в простом голубом капоте с тростью в руке. В модели трудно узнать импе­ратрицу — перед зрителем обыкно­венная пожилая женщина, прогули­вающаяся с собачкой. За портрет императрицы Боровиковскому было присуждено звание академика.

В творчестве Боровиковского от­разились черты модного в конце XVIII столетия сентиментализма.

*Капот — женское домаш­нее платье свободного по­кроя, род халата.

также памятники Древнего Востока и античное собрание. «Публичный музеум» открылся 5 февраля 1852 г. Его посетители должны были заказать биле­ты в дворцовой канцелярии и явиться в мундирах и парадной одежде. Свобод­ный доступ широкой публике в залы Эр­митажа был открыт лишь в 1863 г.

Между тем фонды музея продолжа­ли пополняться. В 50-х гг. XIX в. была получена в дар коллекция старонидер­ландской живописи. В Венеции приоб­рели собрание поздних работ итальян­ского живописца эпохи Возрождения Тициана. В Милане у герцогов Литта Эрмитаж купил картину «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Позднее экспозицию украсили «Мадонна Конестабиле» Рафаэля, ценнейшая коллек­ция гравюр Рембрандта. В 1885 г. на основе собрания Царскосельского ар­сенала и коллекции прикладного искус­ства А. П. Базилевского в музее было создано Отделение Средних веков и Возрождения. Аля Русской галереи бы­ли приобретены работы отечествен­ных художников О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова. В конце XIX в. Эрмитаж начал собирать памятники византийского и мусуль­манского искусства.

Наиболее ценные приобретения начала XX в. — античные вазы, карти­ны «Апостолы Пётр и Павел» испанско­го мастера Эль Греко, «Мадонна с

цветком» Леонардо да Винчи и собра­ние нидерландской живописи. Всего к 1914 г. в Эрмитаже было шестьсот семьдесят три тысячи экспонатов.

С 1914 по 1921 г. основное собра­ние Эрмитажа находилось в Москве. Экспонаты так называемой Бриллиан­товой комнаты остались в Кремле, часть их позднее была включена в Ал­мазный фонд. После 1917 г. Эрмитаж был объявлен всенародным достояни­ем. Его залы пополнялись художест­венными памятниками из императорских дворцов, собрании графов Стро­гановых и Шуваловых, князей Юсупо­вых, музея Академии художеств и со­брания прикладного искусства барона А. А. Штиглица. В 1918—1922 гг. Эр­митажу было передано всё здание Зимнего дворца. В 20—30-х гг. совет­ские власти почти за бесценок прода­ли за границу множество шедевров. В 1930—1948 гг. в Эрмитаж были пе­реданы работы импрессионистов и постимпрессионистов из московского Музея нового западного искусства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...