Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация средневековой культуры.




В рамках средневековья как типа культуры складывается разные модификации 1) сельская культура, она формировалась на протяжении нескольких веков, ее основу составил народный фольклор

3) Городская: складывается в процессе развития городов и торговли, промышленности, в ее рамках формируется архитектура, литература, зрелищная культура

4) Феодальная культура она стоит у истоков средневековой культуры как таковой, создает идеалы кодексы рыцарей, обращики рыцарской литературы, формирует те или иные модели поведения

5) Церковная культура. Главная идея связана с идеи бога она присуща всем социальным группам и главная ее задача при помощи языка символов передать идею бога идею возвышенности приближенности человека к богу

 

Основные черты средневековой культуры:

Главная идея повлиявшая на формирование характера средневековой культуры связана с идей бога, что определило особенности картины мира которая является теоцентричной и выразила себя в таких чертах как амбивалентность, символичность и иерархичность.

 

Амбивалентность средневековой культуры:

Терминбыл введен М.М.бахтиным, он считал что средневековая культуру надо рассматривать как столкновение 2 культур: 1) ученой, церковной, официальной культуры 2) народной, карнавальной, смеховой, пародийной культуры

В настоящее время эта концепция критикуется исследователи настаявают что нельзя говорит о чистоте присутствия в средневековье этих 2 культур. Подобнои автономности не существовало поскольку идеи теоцентризма проникали в народную культуру, а образованные люди средневековья сохраняли пласт народных верований, поэтому амбивалентность (двойственность) присутствует в каждом факте средневековой культуры

(дьявол у священника, троединство)

Иерархичность. Мир представляется в средневековье как цепь бытия, когда у каждого человека есть свое место в цепочке бытия предопределенное богом. В эту цепочку бытия кроме человека включается ангелы демоны бог дьявол, но вине Люцефера произошло грехопадение что внесло порядок в небесные сферы.

Д.з прямая и обратная преспектива пирамида иерархичности средневековои картины мира

Бог дьявол где человек ромб социальная иерархия в духовнои и повседневной иерархия ангелов и людеи доказать что повлеяла на повседненую и духовную

Человек создает в себе двойную природу он несет в себе и божественное и дьявольское начало, его жесткая закрепленность в иерархии будет предполагать и требовать от него свободу выбора (в данном факте кроме иерархичности предполагается амбивалентность) влияние на выбор человека будет оказывать религия которая выступает мощным моральным регулятором повлиявшим и на влияние и на характер человека и культуры

Символичность.

Символы играли очень важную роль. Они перестраивали его духовную жизнь, символ в средневековьи не просто истолковывался не просто воспринимался а он переживался. поэтому настоящии религиозный символ – это переживание и указание на ТРАНЦЕДЕНТНОСТЬ человеческого бытия. Поэтому в символе присутствуют 2 начала духовное и чувственное, символ отличается от идеи тем что в идеи есть рационального начала. А символическое переживание мира подразумевает некое сокровенное знание, с одной стороны символ доступен всем, а с другой он истолковывается только учеными исследователи, поэтому крестьянский образ жизни это универсальный символизм. Свое воплощение и завершение этот принцип находит в храме, храм воспринимается как зримое архитектурное скульптурное иконописное выражение иерархичности (иерархическая лестница) где каждая деталь собора это символы дающие представление об устройстве мира.

Концепция человека

Человек в средние века рассматривался как подобие бога но не по рождению а по творению, бог сотворил человека как уникальное существо по своему образу и подобию человек средневековья это уникальное творение которое каждый раз создается заново. Смерть воспринимается и как естественный феномен завершения жизни но в большей степени это моральный феномен. Смерть есть кара за грехопадение. Т.к бог даровал человеку свободу воли то человек в праве выбрать либо царство небесное либо царство дьявола. Еще одна черта –эсхатологичность (ожидание конца света)

Надежда на спасение связана с выбором самого человека. С тем что он предпочтет: руководствоваться духом или плотью. Поэтому человеческая душа воспринимается как арена на которои сошлись бог и дьявол и каждыи из них борется за человеческую душу. Мировосприятие средневекового человека дуалистично, оно определяется конфликтом между духовным и плотским

Между богом и дьяволом. Отсюда возникает боязнь плоти подавленность естественных инстинктов которые воспринимаются как дьявольски соблазн, земная жизнь рассматривается как прилюдия к загробной жизни в которои последует наказание за все грехи и воздаяние за все добродетели. образ жизни - становится монашеская аскеза. свобода воли – отказ от всех мирских соблазнов.

Д.з. найти иллюстративные примеры доказывающие иерархичность символичность и амбивалентность средневековой культуры

 

В 12-13 веках рыцарской культуре стала противостоять городская культура. Феодальные города в этот период обладали достаточной самостоятельностью, довольно часто муниципальным самоуправлением. Во Франции в этот период было около 20 университетов. Расцвет городов приходится на 13 век. К 13 веку сформировался новый тип мироощущения. Условия формирования нового типа: 1 – пестрый состав городов, 2 – постоянные миграционные процессы, демократическая атмосфера, атмосфера деловой активности – все это привело к развитию свободомыслия, к формированию антифеодальных и антиклерикальных настроений. Формирование новых этических норм - горожанин ценил практицизм, хитрость, деловую активность, любил жизненные блага. Куртуазия заменена на плотские наслаждения. («Роман о розе»). Сатира – («Роман о Лисе»).

Представления о боге в средневековой культуре. ВМесто безликого космоса античного мира, в центре средневековой культуры появляется бог, который определяется такой важной характеристикой, как трансцендентность (бог всемогущ, бог бесконечен, бог неизменен). Бог находится за пределами земного мира, но он выступает его создателем и единственным, кто управляет им. Средневековый человек был убежден, что мир появился по воле бога. Если бы бог не захотел, то нашего мира не было бы. Вся средневековая культура в отличии от античной, которая была сосредоточена на зрелищности, средневековая была сосредоточена на творце. Поэтому, вера в бога – это исходная характеристика средневекового человека. Средневековый человек уверен, что непостижим, что мир, который окружает человека, рассматривается как доказательство невидимого бога. Поэтому, в средневековой культуре нет космологизма, а есть идеи теоцентричности и историчности. Идея историчности связана с пониманием направленности времени из прошлого в будущее. Точка отсчета – рождение Христа.

Христианский гуманизм: основные идеи:

1. меняется представление о боге. Если в ВЗ бог суров и деспотичен по отношению к человеку, а в христианском гуманизме выступает как любящий отец и отношение между ним и человеком – это отношение любящего отца и сына. В основе их отношений – это взаимная любовь.

2. христианский гуманизм объявляет равенство всех людей пред богом. В ВЗ было четкое разделении на иудеев и всех остальных.

3. христианство считает, что каждый получит то, в чем он нуждается, но в мире ином. В ХГ человек является величайшей ценностью, душа каждого ценна перед богом и все люди равны перед богом.

4. христианство обращается не к безликому обществу, а к каждому человеку в отдельности. За каждым из них закреплено право на свободу выбора.

5. христианство несет в себе проповедь любви, но христианская любовь – это большой труд. Человек должен творить блага, тому кто рядом с ним. Он должен помогать тем, кто его окружает. Христианская любовь проповедует прощение.

6. христианство оставляет перспективу для совершенствования человека. Царство небесное существует не в потустороннем мире, а оно живет в самом человеке. Мир в христианстве – это не нечто готовое, утвердившееся, а это нечто, что создается каждым человеком и от каждого зависит то, каким он будет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...