Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура возрождения




Название «эпохи возрождения» было введено известным историком искусства Джорджио Вазари (1 версия). Вторая версия, слово возрождение, как научный термин. Был введен в 1840 году Жулем Мишле, этим понятием обозначался период с сер 15 – 16 век. К содержательным аспектам понятие «возрождение» относят обращенность к идеалам античного мира, его эстетическим идеалам, обращенность к человеческой порблематике (сформированное под влиянием 1000летней истории средневековья). Родиной возрождения является италия (флоренция), т.к именно здесь начинаются процессы открытия античного наследия и именно здесь начинает формироваться движение гуманистов. Применительно к другим странам, возрождение там не было культурным явлением (в отличие от Италии). Но были личности, в творчестве которых можно обнаружить черты ренессанса. В большей степени это касается таких стран как Германия, Нидерланды, Англия, Франция, Сспания. Это дает право исслед-м говорить о северном феномене. Ренессанс Европы является малозаметным явлением, т.к. Европа вступила в полосу войн и реформаций церкви.

Северное возрождение в отличие от итальянского имеет ряд особенностей:

1. На него меньшее влияние оказало античность.

2. Рациональное начало меньше присутствует, больше эмоций.

3. Меньше влияния со стороны католической церкви, что создает условия для развития народной культуры. данное обстоятельмтво способствовало выработке народного крестьянского взгляда на мир.

4. Человек в К сев. Возрождения не занимает господствующего места. Он воспринимается как естественная часть мира. Часть природы.

На формирование специфики К В оказали влияние два мощных процесса (характеристики)

1. Движение гуманистов:

Суть движения гуманистов – это движение, которое формирует новый идеал свободной личности человека, именно с эпохи возрождения человек начинает рассматриваться как ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИУДУАЛЬНОСТЬ. (ведь в античности Ч ценен как личность как гражданин). Гуманисты связывают с безграничностью познавательных и возможностях Ч.движение гуманистов – это движение гуманитариев. Идеал св.личности начинает формироваться с языка, с новым открытием для себя античной эпохи и с сознательным разрывом с эпохой средневековья. Гуманисты переносят акцент в рассмотрении человека с небес на землю, то есть они возвращают процесс познания в границы земного мира (сходство с эпохой античности, а в античности акценты переводятся за границы земного мира).

гуманисты, как и античные философы, начинают изучать природу и космос. Но под влиянием средневековых тенденций христианский бог присутствует в К ренессанса, но он уже не является центром вселенной. В центр мира помещается человек. Осно. Идеи гуманисты были сформированы в кружках-штудиях, в них происходил процесс зарождения европейской интеллигентности(драматурги, театралы-любители, богатые люди, художники). Процесс совершенствования Ч мыслился гуманистами, как процесс постоянных занятий Чом музыкой, риторикой, ФИЛОСОФИЕЙ. В силу этого акцент был перенесен с вопросов теологии. Логики на вопросы гуманитарные, связанные с жизнью Ч. истоки такого мышления лежали в мастерской художника, но в группу гуманистов входили не только художники, но и ученые, духовенства, политики, правители, светские дамы. Их кружок – не порф. цех, это кружок по интересам. Развитие гуманитарных знаний было их частным личным делом. Но эти часы досуга не были часами безделья, а были временем напряженного интел. труда (ведение инт.бесед, диалогов, чтение книг), отсюда следует, что свободное время формирует с свободную личности. Которая способная к реализации своих талантов. Благодаря свободной воле. Идеалом для эпохи возрождения является гений. Гений – дух каждого человека. Человек, который формирует себя сам. Поскольку с позиции гуманистов. Человек это не заданное существо Богом, а центральная фигура мира, сотворенная руками самого человека. Человек эпохи возрождения – автор своей жизни, поэтому он способен свободно выбирать свои соц. роли. Поскольку ЭВ антропоцентрична. а не теоцентрична, то Ч начнает мыслиться как второй Бог (он равен на многое, равен богу по творческому потенциалу по жизни). В представлениях гуманистов Бог перемещен в мир природы. Бог – это и есть природа.растворение божественного начала в природе – пантеизм. Гуманизм – христианский пантеизм, так как бог – он один. Иерархичность уходит из мира.все равны, у всех одинаковые стартовые улсовия, и поэтому гл. чело. Задача, установка – реализовать себя. Это связано с тем, что зем. Жизнь начинает рассматриваться как величайшая ценность. Жизнь – возможность оставить наследие после себя для потомков. Формула человека – это божественное начало * НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по реализации себя. Ч служит себе. он реализует себя, но через любовь к себе он приход к богу. Деятельностное начало возрождения определяет начало эпохи авантюристов. Кроме того, ЭВ начинает возвеличивать такое явление как уродство (искусственное формирование уродства, карлики, карлицы), обращение к уродству связано с тем, что через его анализ гуманисты пытались найти отклонения от идеала, люба болезнь. Любое отклонение (потология) рассматривается не как слаботь, а как возможность на невозделанной области культуры. Признания отклонения пороит ироничноенастроение. Поэтому гуманистический идеал ЭВ – Это Ч какой он есть. Человек. Переступающий границы идеала, и сталкивающийся с отклонениями, потологиями. Ч возрождения готов отвечать за себя и за последствия своих поступков. Человек перестает стыдиться себя, чтчо порождает автоиографии документалитику и ведение дневников. Люди гуманизма стремятся к славе, признанию. Ч ЭВ еще и потому личность. Что он может рассматриваться как совокупность разных соц. масок. Ролей. Ч ЭВ – актер. Постоянно меняющий маски. Не случайно в эту эпоху получает развитие театр масок получивший название la comedia dell’arte.(особенность театра – отсутствие сюжета как такогового, там примитивная сюжетная линия. В основном – это импровизация, етсь главный герой и все и импровизация).

2. Процессы реформации и контрреформации.

Эпоха возрождения утверждает культ яркой предельной во всех своих проявлениях личности, тем самым возрождение утверждает автономность «я» личности. Одним из мощных проявлений культуры будет формирование идеи титанизма, которое может рассматриваться как еще одна черта культуры Возрождения.

Титанизм понимается как универсальность личности, человек оказывается велик во всех своих проявлениях (Микеланджело, Ломоносов, Леонардо да Винчи и д.р)

Д.ЗДоказать титанизм этих личностеи на выбор. С кем из великих хотел бы пообщаться

«изнанка» возрождения

Утверждение идеалов гуманизма сопровождалось в истории возрождения жестокостью по отношению к человеку как таковому. Эпоха возрождения характеризуется многочисленными войнами, убийствами, коварством по отношению к человеку, падением духовных начал в человеке. Политики возрождения пытались оправдать любые отклонения от нормы и важнеишеи формулировкой такого оправдания становится знаменитая фраза Николо Макиавелли «Цель оправдывает средства».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...