Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные правила подготовки текста




Вначале следует указать источник информации: если приводится высказыва­ние, то нужно указать, кому оно принадлежит, и только после этого переходить к комментированию (критике, прогнозам и т.д.).

Имена нужно приводить в полной форме (если это возможно); имена их фа­милии следует упоминать дважды, если это важная деталь.

Должности или профессиональная принадлежность персонажей приводятся в краткой (но принятой) форме; иногда в интересах краткости и ясности пространные наименования официальных должностей подлежат сокращению.

 

Числительные округляются в тех случаях, когда точные данные не требуют­ся.

Такие символы как $, %, №, + т д. не используются. Нужно писать: “1 500 долларов”, “50 процентов”, “номер 1”, “плюс” и т.д.

Цитаты нужно обязательно выделять словами: «цитирую» (в начале) и «конец цитаты” (в конце).

Цитируемый текст четко выделяется кавычками с двух сторон,

К таким аббревиатурам как, например, “АООТ” лучше не прибегать и ис­пользовать полную форму: “акционерное общество открытого типа”

Заглавные буквы используются в соответствии с правилами грамматики и установившимися формами написания наименований организаций, географических пунктов и проч.

Избегайте ошибок при написании слов, это затрудняет работу с тестом в эфире

В обязанности автора входит следить за верностью написания иностранных фамилий, географических названий и т.д.

Избегайте начинать текст с незнакомых фамилий или с цифр (хотя иногда это уместно).

Текст должен быть аккуратно (чисто) напечатан и легко читаем с листа.

Излагайте суть дела прямо, простым языком; как правило, рекомендуется придерживаться обычной расстановки членов предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение и т.д.)

Перечитайте написанное вслух — это позволит "выловить" несуразности и фразы, на которых можно “сломать язык”.

 

Указание первоисточников информации

В начале текста следует указать источник информации (например, автора ци­таты). Не следует строить первую фразу так: “Четырнадцать человек погибли сегодня во время пожара в мотеле около Кингмана, как сообщает полиция штата Аризона”. Фразу нужно начинать так: “Полиция штата Аризона сообщает, что..“ Благодаря такому построению сразу становится ясно, чьи сведения о проис­шествии были использованы автором текста. Возможен иной вариант: ~ со­общают, четырнадцать человек погибли сегодня во время пожара в мотеле око­ло Кингмана. Полиция штата Аризона заявила, что...” Помните, что говоря, на­пример, о причине пожара, нужно указать источник сведений, иначе у аудито­рии может сложиться мнение, что это плод размышлений ведущего или автора текста.

Не следует начинать текст с цитаты, где содержится критика, нападки(особенно на политических и государственных деятелей), иначе зритель сочтет, что эта критика исходит от ведущего. Негодный вариант: “досточтимый г-н А — худший губернатор штата в нашей истории” - это заявил Б., председатель комитета республиканской партии штата”. Содержание следует изложить так:

“По словам Б., председателя комитета республиканской партии штата, - досточтимый г-н А. — худший губернатор штата в нашей истории”. Второй вариант лучше потому, что не дает возможности зрителю даже на секунду по­думать, что ведущий считает губернатора А. худшим во всей истории США.

Текст, содержащий некий прогноз, также лучше начать с указания на его ав­тора, потому не следует писать: ~ на золото удвоятся через пару недель, заявил миллиардер А. на деловом завтраке...” Лучше сформулировать так:

«Миллиардер А. считает, что через пару недель цены на золото удвоятся".

 

Пунктуация

Хотя зритель не увидит вашего текста и не заметит ошибочно поставленной запятой, соблюдение правил пунктуации весьма важно для обеспечения верного понимания текста со стороны тех, кто его озвучивает в эфире. Пунктуация эфирных текстов подчиняется общим правилам, хотя есть некоторые особенно­сти. Не имеет смысла пользоваться таким знаком препинания как “точка с запя­той” — он совершенно излишен в тексте, зачитываемом перед микрофоном.

Пишите ключевые слова заглавными буквами, чтобы привлечь к ним внима­ние: - Суд присяжных признал Адамса НЕВИНОВНЫМ по всем выдвинутым против него обвинениям”.

 

 

Фамилии, должности, профессиональная принадлежность.

— Не ставьте в начало текста незнакомые аудитории фамилии;

— Повторяйте фамилии персонажей; если сюжет рассказывает о человеке, чью фамилию зритель не услышал, то сюжет теряет смысл.

Можно сообщить, что вчера был убит владелец мебельного магазина, но лучше выбрать более короткий вариант и сказать, что убит бизнесмен (если речь, конечно, идет не о широко известной фигуре). Не стоит использовать аб­бревиатуру вместо полного названия малоизвестного университета, если в сю­жете, например, идет речь о профессоре этого университета. Иногда уместно упростить название должности до разговорной формы.

В некоторых случаях можно совершенно опустить фамилию должностного лица. Скажем, сообщал российским телезрителям о заявлении руководителя па­рижской полиции в связи с каким-либо преступлением, можно не упоминать его фамилию, поскольку россиянам она ничего не говорит. Можно ограничиться упоминанием должности этого чиновника.

Если речь идет о событии в маленьком городке Заблюеве, расположенном рядом с крупным городом Петербургом, лучше назвать место действия "в пригороде Петербурга”, чем “в Заблюеве; Ленинградской области”. Однако, если событие носит чрезвычайный характер. то лучше точно назвать место действия:

“легкий самолет упал на здание начальной школы в г. Заблюеве, пригороде Пе­тербурга”.

 

Цитирование

Как правило, лучше избегать цитирования. Причина проста — как профес­сиональный журналист, вы сумеете изложить суть дела лучше, чем большинство лиц, -высказывающихся по данному поводу. Поэтому в интересах краткости и ясности лучше перефразировать высказывания “ньюсмейкеров”. Однако с уче­том интересов редакции иногда необходимо приводить прямые цитаты. Если приходится кого-либо цитировать, то прямая речь в тексте выделяется кавычками, а после ее окончания нужно указать: “конец цитаты”. Неудачный вариант цитирования: “Г-н Никсон сказал: и одного года, окрашенного уотер­гейтским скандалом” (конец цитаты). Более удачный вариант: Г-н Никсон ска­зал (и мы цитируем его слова): «Хватит и одного года, окрашенного уотергейт­ским скандалом» (конец цитаты).

Нужно обязательно отметить в тексте, что именно Никсон употребил в сле­дующем высказывании слово “мошенник”, которое обычно не употребляется в отношении президента CIlIA. Сравните: “Президент Никсон сегодня сказал, что он не мошенник”. Или: “Президент Никсон сегодня сказал (цитирую): “Я не мошенник” (конец цитаты)”. Приемлемым является второй вариант построения фразы.

Если необходимо процитировать пространный текст, полезно ввести в него такую фразу как: мы продолжаем цитировать высказывание сенатора М.” В конце цитаты можно указать: “конец цитаты” или “конец цитаты из речи сена­тора М.”

Кавычки используются для выделения названий и устойчивых оборотов (даже если отсутствует ссылка на автора). Кавычки помогают ведущему обра­тить внимание на выделенные слова.

Примеры:

Сенатор заявил, что эти меры идут дальше простого оживления программ

“Великого общества” Линдона Джонсона.

Краеугольным камнем рейганомики является теория “экономики спроса и

предложения”.

 

Обстоятельство времени

Для того, чтобы подчеркнуть “свежесть” новости большинство новостных текстов содержит указание на время действия. Тем не менее, при подготовке выпусков новостей на радио исходят из того, что все сюжеты — это сегодняш­ниеновости. Поэтому бывает достаточно один раз указать обстоятельство времени “сегодня”, которое будет относиться сразу к нескольким сюжетам. При работе в эфире сиюминутность происходящего подчеркивают с помощью таких отсылок как “час назад”, “несколько минут назад” и др. Говоря о времени про­ шедшего или будущего событий, избегайте ограничиваться лишь указанием надень недели. Так, например, лучше сказать: «вчера», “сегодня”, «завтра», чем “во Вторник, в среду”, “в четверг”, тогда аудитории не придется судорожно вспоминать, какой сегодня день недели и отсчитывать назад или вперед.

Аббревиатуры

Используйте только общепринятые аббревиатуры, которые ведущий и ауди­тории могли бы мгновенно правильно понять. Нет смысла прибегать к аббре­виатурам, требующим расшифровки. Поэтому не используйте аббревиатуры, из­вестные только ограниченному контингенту слушателей или зрители (особенно те, что бытуют только в отдельном регионе, или профессионально ­ориентированные). Совершенно недопустимо вводить аббревиатуры собствен­ного изобретения. Такие общепринятые аббревиатуры как ООН, ЮНЕСКО, НАТО, ЧАСА, ОПЕК можно смело использовать.

 

 

Правописание

Следите за правильностью написания слов. Можно попасть в беду, если ис­ходить из убеждения, что - никто не увидит текста на экране, зрители будут его слушать

 

Произношение

Автор текста должен помочь ведущему верно произнести неизвестные слова и фамилии (например, обозначив правильное ударение).

 

 

Цифры

Чтобы облегчить ведущему безошибочное чтение текста, числительные сле­дует писать буквами, а не прибегать к цифрам и символам.

ПравильноНеправильно
один 1
одиннадцать 11
312 долларов $312
4 тысячи 4.000

Вторая мировая война II Мировая война

Эти примеры говорят о том, что большие все-таки передавать с требуется указать точные данные, то можно. Например: вместо «18.990 тонн», можно написать около 19 тыс. тонн.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...