Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершающие операции при монтаже




Возвращаясь к сюжету, который вы монтируете, давайте предположим, что вы успешно завершили все описанные выше операции - смонтировали закадро­вый текст, второй кусок фонограммы, закадровый дикторский текст и степдап в конце сюжета. Однако есть еще одна простая операция, выполнение которой обязательно должно стать вашей привычкой. Речь идет о дополнительных видеокадрах (“страховке»), которые необходимо смонтировать в начале и в конце каждого подготавливаемого сюжета. (Под термином “страховка” на американском телевидении подразумевается также и заранее спланированный дополни­тельный раздел Новостного сюжета, который легко с точки зрения режиссера передачи можно будет сократить прямо в аппаратной при нехватке времени навесь выпуск).

При отсутствии страховок показ видеоизображения кончится как раз в тот момент, когда окончится фонограмма и пройдет сигнал-реплика ведущему об окончании сюжета. Понятно, что видеорежиссер просто физически не успеет переключить изображение на ведущего, в результате чего в эфир пойдет черная засветка. Кроме того, дабы избежать появления в эфире очень короткой и по­этому бессмысленной сцены, необходимо предусмотреть - наличие некоторого избыточного по времени продолжения финальной сцены.

Например, рассматриваемый сюжет кончается стендапом и после сигнала об окончании съемки репортер просто стоит, тупо смотря в камеру. Опытный ре­портер найдет возможность после этого сигнала продолжать сцену еще секунд пять, а опытный оператор обязательно заснимет это.

Обязательным минимумом длительности страховки является одна секунда. Лучше, однако, растянуть ее на несколько секунд. У некоторых репортеров страховка длится 10 секунд, и это без смены плана. Желательно при съемке страховочного участка финальной сцены избегать неожиданного появления в кадре быстро движущихся людей и предметов, поскольку при случайном попа­дании в эфир они привлекут внимание и испортят впечатление от репортажа.

Как последний выход из положения можно применить для страховочного участка остановленный последний кадр. Это можно сделать переведя видеомаг­нитофон с исходным материалом в режим паузы и записав стоп кадр на монтажную ленту. К сожалению, зрители легко различают на экране телевизора ос­тановленное изображение, поэтому прибегать к такому тёхническому приему следует только тогда, когда нет другой возможности записать страховку.

 

Хронометраж и реплик-сигналы

Перед окончанием работы необходимо провести хронометраж записанных частей сюжета и обозначить те фразы или планы, которые будут являться мет­ками об окончании материала. Для окончательно подготовленной к сдаче ви­деозаписи необходимо определить ее общую длительность и указать метку окончания (такой меткой чаще всего является “видеоподпись” тележурналиста. ‘Хорошей практикой является также точное указание имен и другой информа­ции, которая может появляться на титрах. Для текста за кадром вы должны ука­зать его длительность, для текста за’ кадром, который идет под «естественную» фонограмму, надо указывать длительность дикторского текста под каждый ку­сок фонограммы, длительность отдельного куска фонограммы, общий хроно­метраж фонограммы, время, отведенное на показ титров и выбранные реплики сигналы.

Иногда сюжет сделан так, что изображение со звуком длиться несколько дольше текста, например, когда в конце присутствуют аплодисменты, музыка, смех или когда показывается последовательный ряд планов. В этом случае в вашу обязанность входит дать редактору в телестудии необходимую информацию, которую он должен использовать при написании сопроводительного тек­ста. Это должно выглядеть следующим образом:

Длительность: 1 мин. 07 сек.

Конец. “...и в гараже каждого из нас будет стоять «Мерседес» (держать 6 сек. пока не стихнут аплодисменты).

Длительность: 1 мин. 51 сек.

Кончается на следующем плане:...четыре секунды после того, как воздушный шар коснулся земли. Дать титр: “...И.Иванов, Новости ТВ-8”. (Вид шара на земле можно использовать в качестве страховки).

Некоторые телестудии производят правку и монтаж фонограммы как две са­мостоятельные звукозаписи: отдельно наговор (дикторский текст) и отдельно исходную фонограмму. Пленка с записью дикторского текста за кадром обозна­чается буквой “А”, а лента с исходной фонограммой обозначается буквой «В» (к которой необходимо присоединить весь дополнительный текст за кадром). Следует произвести хронометраж и выделение реплик отдельно для каждой из лент.

В указанном случае обязательно убедитесь, что длительность перехлеста применительно к заключительному плану на ленте “А” достаточна, приплюсовав секунду перехлеста для начала первых звуков фонограммы на ленте «В». Это позволит в живом эфире плавно и незаметно произвести переключение с одной фонограммы на другую. Убедитесь, что последний план на ленте “А” на­чинается на три - четыре секунды раньше, чем предполагаемое время переклю­чения на ленту «В» Например, если эфирное время ленты “А” составляет 18 сек., то финальный план должен начаться не позднее чем через 14 - 15 секунд, причем необходимо держать этот план не менее семи сек. для обеспечения перехлеста.

В чем причина того, что телестудии используют такую сложную технологию монтажа? Из-за того, что лента ~ перекрывает конец сюжета на ленте «А» и поэтому снижается вероятность «глухого» эфира из-за слишком короткого текста или из-за того, что ведущий не рассчитал и прочел текст слишком быстро, или наоборот, дикторский текст слишком длинен, или ведущий прочел текст слишком медленно или запнулся и вынужден был исправить ошибку на что, по­нятно, требуется дополнительное время.

 

Использование при монтаже

адресных и установочных планов

Целью монтажного редактирования новостного сюжета (равно как и собственно съемки) является предоставление зрителю возможности почувствовать себя непосредственным свидетелем события. Исследования психологов показа­ли, что существует четкий алгоритм "встраивания" человека в событие, свиде­телем которого он является. Это происходит следующим образом. Сначала че­ловек «осваивает" общий план, понимает, куда он попал. Затем он самоидентифицируется «во времени и пространстве», т.е. устанавливает некие Эмоциональные и смысловые связи с обозреваемой средой, наконец, далее идет этап‚ «распознавания», уточнения деталей. Идеальный новостной сюжет должен строиться в соответствии с указанной схемой.

Итак, сюжет, как правило, начинается с общего плана, целью показа которого является адресное обозначение места события. Такой план называется общим установочным. Содержанием такого плана может быть показ бензоколонки, по­ля битвы, плывущего по Волге теплохода, нагромождения врезавшихся друг в друга легковых автомобилей и грузовиков я пр. Следующим планом должен яв­ляться средний план, уточняющий и закрепляющий понимание характера места события, например, такие «картинки» как изображение служащего бензоколон­ки, наливающего бензин в бак автомобиля, двух солдат в окопе, зал ресторана теплохода, покупатель, в сердцах ударяющий ногой по покрышке старого автомобиля, группа спасателей, пытающихся стащить перевернувшийся грузовик с крыши легкового автомобиля и т.д. Далее можно дать специфический адресный крупный план, например, бегущий ряд цифр в окне насоса, оживленное лицо что-то кричащего своему другу солдата, бокал. куда льется шампанское табличка с ценой старого автомобиля, горелка, режущая искореженную дверь, и пр.

Этот прием носит достаточно общий характер может применяться в тече­ние всего развития сюжета - общий план сопровождается серией планов, сме­няемых со среднего на последовательный ряд крупных. Такой прием, Помимо всего прочего, необходимо применять каждый раз, когда вы меняете точку съемки или когда вы меняете характер снимаемого действия. Конечно, такая ре­комендация не носит обязательного характера. От рекомендуемой схемы можно по разным причинам отходить, имея при этом ввиду «банальность", предсказуемость подачи сюжета для зрителя. затяжку времени, отсутствие возможности снять много разнообразных планов, невозможность выйти за рамки подготовленного сценария, наличие в сюжете динамичных планов, которые передают всю информацию в более сжатом виде. Перечень уважительных причин здесь можно продолжать до бесконечности.

 

Длительность плана

В самом первом приближении, длительность статического плана не должна быть менее трех секунд и не должна быть более восьми секунд. Как правило, необходимо варьировать длительность последовательных эпизодов, т.е. они не должны быть одинаковой длины. Только в исключительных случаях следует начинать сюжет с трех "рубленых" трехсекундных планов или, наоборот, с трех «вялых» восьмисекундных планов. При подготовке материалов к эфиру не­обходимо обязательно производить монтажное редактирование последовательных планов, причем желательно, чтобы их общая минимальная длительность лежала бы в пределах 11 ---12 секунд, а максимальная - 18 секунд.

Рассмотрим пример с бензоколонкой. Итак, мы имеем последовательность из трех разных планов - общий вид бензозаправки, служащий, наливающий бензин в бак автомобиля, бегущие цифры в окне счетчика насоса. В данном случае сравнительно легко произвести «сжатие" визуальной информации. Общий план достаточно держать всего три секунды, столько же можно выделять и на показ служащего, однако со счетчиком дело обстоит сложнее - фиксировать внимание на нем необходимо так долго, чтобы зритель понял, что счетчик действительно работает. Если ставиться цель показать какова сегодня цена за литр бензина, то следует увеличить время экспозиции до пяти - шести секунд. Таким образом, общая продолжительность эпизода составит 11 - 12 секунд.

С другой стороны, если вы растяните все три плана на восемь секунд каждый, то эпизод станет вялым, нединамичным. Мысль «я вижу бензозаправку» станет зрителю ясна задолго до истечении восьми секунд. То же самое можно сказать и про план со служащим (за исключением того случая, когда существует необхо­димость обратить внимание зрителя на какую-либо специфическую особенность его личности или его поведения, но для этого обязательно должен быть преду­смотрен дополнительный крупный план). Восемь секунд на показ счетчика так­же можно считать явным перебором, если только вы не ставите целью заставить зрителя «усвоить» все отдельные детали и фрагменты именно этого устройства.

Рассмотрим другой пример - дорожно-транспортное происшествие. Здесь трехсекундные планы будут явно недостаточны. Вам надо сообщить зрителю о масштабах аварии (в тексте вы говорите: «Столкнулось шесть легковых автомо­билей и один большегрузный трейлер»). С учетом особенностей восприятия че­ловеком визуальной информации на этот общий план потребуется не менее восьми секунд. Далее, вы хотите показать зрителю и как работают спасатели и особо остановиться на такой детали, как грузовик подмял легковушку. Такие планы в три секунды не уложатся. Показ спасателя, орудующего горелкой, легко сжать до трех - четырех секунд, однако весь сюжет должен занять секунд18 - 20, иначе, если заняться его укорачиванием, произойдет снижение уровня эмоционального восприятия - авария не будет казаться чем-то серьезным!, а действия спасателей не будут выглядеть драматичными.

Конечно, можно этот сюжет дать и на 10 секунд, однако это следует делать только тогда, когда он выступает в роли иллюстративного материала, например, при разговоре о дорожно-транспортных происшествиях вообще или в репорта­же о работе и оснащении спасательных служб.

Характер сюжета может играть определяющую роль при выборе длительно­сти плана. Например, съемки с самолета пейзажа. Широкая панорама зеленых лугов с пасущимися коровами, а затем переход на средний план, где снята груп­па из трех-четырех коров может быть максимально короткой в репортаже о снабжении городов молоком, однако эту сцену целесообразно растянуть, если репортаж посвящен красотам природы Орловской области.

Заранее написанный озвучиваемый текст (сценарий) также является факто­ром, влияющим на выбор длительности планов. Если это возможно, следует осуществлять монтаж видеоряда, подстраиваясь под окончание фраз на фоно­грамме и при этом лишь в малой степени выходя за рамки того времени показа отдельных планов, которого они действительно заслуживают. Однако в реаль­ности соблюсти оба этих условия сразу удается крайне редко. При этом, к сожа­лению, мало что зависит от того, профессионально или нет поработал тексто­вик-комментатор. Логика "развертывания" сюжета во времени иногда требует держать план так долго, что он вынужденно закончится на середине фразы.

Монтаж с использованием динамичных планов

(планы с движением)

Использование динамичных планов требует использования иных принципов монтажного редактирования. Прежде всего, необходимо учитывать то, что сце­ны с движением зритель способен активно воспринимать гораздо более дли­тельное время, чем статичные планы. Поэтому, если только это не несет какой-либо специфической смысловой нагрузки, их длительность можно выбирать достаточно произвольно.

Относительно использования динамичных планов можно дать несколько со­ветов. Так, демонстрация потока машин на улице является избитой и банальной картинкой, поэтому держать ее на экране достаточно долго абсолютно бесполезно за исключением тех случаев, когда вы хотите этим планом проиллюстрировать мысль об интенсивности движения или показать зрителю какую-то ма­шину, которая играет определенную роль в сюжете. Тоже самое можно сказать и о бегущих марафонцах, летящих журавлях и пр. Понятно, что длительность таких планов можно сократить не нарушая целостности сюжета и не выхолащивая смысла и~ самих планов подобного рода.

Все вышесказанное относится и к случаям, когда динамика плана обеспечи­вается движением камеры или изменением фокусного расстояния объектива. Имеются ввиду панорамы и наклонное, динамичное изменение масштаба изобра­жения (наезды и отъезды). Однако здесь возникает один весьма важный вопрос - как часто по ходу сюжета можно использовать все эти приемы.

Опытный оператор легко может наснимать вам массу начальных и финаль­ных динамичных планов, каждый длительностью по 10 секунд. Добавьте сюда еще и панораму. При условии, что панорама длиться восемь секунд, вы вынуж­дены увеличить общую длительность сюжета с 10 до 28 секунд. Понятно, что при всем старании на таком пути вы вряд ли достигните хороших результатов.

Установите для оператора правило: он не должен приступать к съемке пано­рам, наклонов, наездов, отъездов, пока он не снимет полностью, от начала до конца кадров, которые связаны с раскрытием смысла сюжета. Например, если смысловая часть сюжета план длиться 10 секунд и вы сокращаете ее до восьми оставляя по одной секунде на начальный и конечный «динамичный» кадр, то зритель не воспримет всю сцену. Другая крайность - если вы выделяете десять секунд на начальный план, восемь на сюжет, десять на финальный план, то новостной видеоматериал будет явно затянутым. Подобные затраты времени на «граничные» планы редко себя окупают в творческом плане.

Итак, если длительность Динамичного панорамного плана, раскрывающего сюжет, составит 8 сек., то вью выйдите на предел времени 12 - 18 сек. При мини­мальной длительности сюжета в 12 секунд начальный и конечный планы не должны будут превышать две секунды, что нарушает правило «трех секунд». Но, вводя панорамирование, наклоны, наезды и отъезды вы можете пойти на со­кращение длительности отдельных планов, поскольку в динамике начальный план воспринимается сознанием зрителя быстрее, т.к. камера начинает уходить из него. Тоже можно сказать и про финальный кадр, когда камера на­чинает «входить» В него.

Все эффекты движения, которые может обеспечит камера, обычно трудно ре­дактировать и монтировать. В этой связи целесообразно определиться со време­нем, которое вы собираетесь отвести под статичный план и продумать, как этот план будет развиваться во времени. Продумайте, что может в данном случае оп­равдать начало или окончание движение камеры (второе иногда бывает гораздо важнее). Рассчитайте, понадобиться ли вам секунда - другая, чтобы изменить ме­сто стыковки статичного плана с динамичным. Когда вы все продумали и если у вас есть время, проведите предварительный редактирование. Если результат по­лучился положительный, проведите окончательный монтаж. Если что-то не по­лучилось, подгоняйте фрагменты видеоряда исходя из объективных обстоя­тельств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...