Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательные процедуры во второй половине XIX века




Избиратели

Выше говорилось о том, что борьба за отмену избирательных цензов, и в первую очередь имущественного, велась на протяже­нии всего XIX столетия.

В результате принятия ряда законов и конституционных ак­тов полностью отменили этот вид ценза Франция, Швеция, Гер­мания (при выборах в рейхстаг). В Австро-Венгрии имущест­венный ценз был упразднен лишь в 1896 г.

Большинство европейских государств продолжало придержи­ваться традиции предоставления гражданам права голоса при наличии у потенциального избирателя собственности определен­ного размера. Имущественный ценз сохранялся в Италии, Испа­нии, Португалии, Швеции,

Норвегии, Пруссии, Люк- Демократический клуб в Берлине.

сембурге. В Великобрита­нии избиратель, распола­гавший собственностью в различных избирательных округах, мог голосовать в каждом из них (право множественного вотума).

В Бельгии в марте 1848 г. ценз снижается до 42,32 франка годовых налогов. Собственникам крупного состояния (свыше 2000 франков) в этой стране предоставлялось право второго, дополнительного голоса. В Нидерландах по

закону 1887 г. депутатов нижней палаты парламента избира­ли лица, уплатившие минимальный поземельный налог в 10 фло­ринов (в сельской местности) или квартиронаниматели и домо­владельцы в городах. В 1896 г. размер ценза сводится к чисто символической сумме в 1 флорин поземельного налога в сель­ской местности. Избирателями могли быть также владельцы квар­тир, судов водоизмещением от 24 тонн, минимальных банковских вкладов от 50 флоринов или жалования от 570 флоринов в год.

Законодательство некоторых европейских государств допус­кало к избирательным процедурам лишь тех, кто соответствовал требованиям образовательного ценза, то есть умел читать и пи­сать. Такие законы существовали в Великобритании (1867 г.) и в Италии (1882 г.). В Великобритании часть парламентариев избиралась университетами. В этих избирательных округах могли голосовать лишь те, кто имел ученую степень.

Уникальная правовая норма действовала в Бельгии. Здесь граждане, имеющие законченное высшее образование, имели право на два дополнительных голоса.

К рубежу XIX-XX веков в Европе завершилось оформление воз­растного избирательного ценза. С 20 лет получали право голосовать жители Швейцарии (при выборах в Федеральное собрание), с 21 года - Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Италии; с 24 лет - Австро-Венгрии; с 25 лет - Германии, Испании, Португалии и Швеции. Наивысшим этот ценз был в Дании - 30 лет.

Прямые и косвенные выборы

В XIX веке принцип всеобщего избирательного права, несмо­тря на сопротивление сил реакции, неуклонно распространялся в Европе. В Англии парламентские выборы всегда были только прямыми. Так же выбирались депутаты во многих кантонах Швейцарии. Во Франции институт выборщиков упраздняется Хартией 1814 г. в связи с высоким имущественным цензом, а затем принцип прямых выборов был закреплен в Конституциях 1848, 1852 и 1875 гг. В Германии эта проблема была решена иначе. До образования единого государства в 1871 г. отдельные немецкие королевства и княжества при выборах депутатов сво­их представительных органов власти использовали выборщи­ков. Этот порядок сохранялся в Пруссии и Баварии на всем протяжении XIX века, в то время как выборы депутатов обще­германского законодательного органа были прямыми. В Нидер­ландах с 1848 г. выборы нижней палаты производились непо­средственно избирателями. В Бельгии всеобщая подача голосов установлена законом 1893 г. В Италии также не использовался институт выборщиков.

Принцип косвенных выборов существовал в Румынии, Шве­ции, Испании (при выборах сенаторов), а также частично в Авст­ро-Венгрии. Здесь вплоть до начала XX века избрание парла­ментариев осуществлялось по куриям - собраниям отдельных сословий. Опосредованно, через выборщиков голосовали сель-

ские общины и беднейшее городское население.

Выборщики не имели права самостоятельно подавать свой голос; они лишь выполняли волю делегировавшей их курии. По замечанию немецкого исследователя Г. Мейера, «выборщик све­ден к роли какого-то почтальона, который должен просто пере­дать на выборах избирательную записку, врученную ему глава­рями соответствующих партий» (Мейер Г. Избирательное пра­во. М., 1905. С. 97).

Избирательные округа

Во второй половине XIX века европейские страны с наиболее передовым избирательным законодательством (Франция, Вели­кобритания, Германия) ввели систему избирательных округов, основанную на численности населения. В 1885 году в Велико­британии была отменена многовековая практика избрания двух депутатов парламента от графств и двух от населенного пункта или университета. В качестве исключения такое право сохраня­лось лишь за Оксфордским и Кембриджским университетами, а также несколькими городами. Все остальные города и графства страны были поделены на избирательные округа с численностью населения в пределах 54 000 человек. Каждый округ избирал одного депутата палаты общин.

Во Франции одномандатные округа появились в результате принятия Органического закона о выборах депутатов Нацио­нального собрания 30 ноября 1875 г. (часть Конституции 1875 г.). В каждом округе насчитывалось до 70 000 жителей.

Выше говорилось о том, что в германском законодательстве 1849 г. существовала норма образования одномандатных окру­гов на 100 000 человек населения. Реально эти округа (Wahlkreise) стали формироваться после 1871 г. одновременно с переходом к прямым выборам.

Границы избирательных округов в европейских странах пе­риодически корректировались в зависимости от изменения чис­ленности населения.

Списки избирателей

Французское право конца XVIII в. определило основные черты процедуры составления списков избирателей. Под влиянием французского законодательства в других государствах Европы власти также стремятся упорядочить эту важную часть избира­тельного процесса. В Великобритании порядок регистрации из­бирателей был введен в 1832 году, когда парламент установил, что «...никакое лицо не будет иметь права голосовать при избрании найта (knight - Прим. авт.) или найтов графства в любой будущий парламент, если оно в должное время не вне­сено в списки избирателей» (Там же. С. 148).

Вначале списки избирателей составляются к каждым выборам, но постепенно они заменяются на постоянные (хотя в ряде стран вплоть до конца века законы требуют формирования отдельных

списков на каждые выборы - местные или парламентские).

Составлением списков избирателей занимались государствен­ные служащие и должностные лица. Во Франции - мэры, пре­фекты и их помощники. В Англии граждане должны были сами обращаться к соответствующим должностным лицам, чтобы быть включенными в списки избирателей. В графствах малоимущие избиратели регистрировались судебными служащими или попе­чителями о бедных, в городах - городскими письмоводителями. В Шотландии списки избирателей вели асессоры графств и городов. В Ирландии свод таких сведений был поручен специально назна­ченным юристам, а в Бельгии - органам общинного управления.

Возникавшие при этом спорные вопросы (необоснованное включение или изъятие из числа имеющих право голоса), как правило, разрешались в суде.

Выборные системы

В XIX веке помимо демократизации избирательного права и освоения новых избирательных процедур сформировались две основные выборные системы, которые до сих пор применяются во многих государствах.

Одна из них - так называемая мажоритарная система вы­боров. В соответствии с ней число избирательных округов сов­падает с количеством депутатских мандатов, то есть один округ избирает одного депутата. При этом каждый избиратель, про­живающий в округе, может голосовать только за одного депу­тата. Эта система в первую очередь отражает интересы жите­лей конкретного округа. Избиратели имеют возможность луч­ше познакомиться с кандидатом, баллотирующимся в данном регионе, а также реально взаимодействовать с ним после избра­ния. Такая система получила распространение в Германии, Ве­ликобритании, Франции.

Другая - пропорциональная система выборов - была рас­пространена в Бельгии, Люксембурге, Швейцарии. Ее особен­ность состоит в том, что избирателям предлагается отдать свои голоса не за конкретного кандидата, а за список лиц, выдвину­тый какой-либо политической организаций (партией). Такой спо­соб голосования в большей степени отражает интересы общест­венных организаций и политизированной части общества. Для рядового избирателя она представляет ряд неудобств, связан­ных прежде всего с тем, что наряду с лицами, популярными в этом округе, в избирательные бюллетени могут быть включены имена кандидатов, неизвестных или малоизвестных голосую­щим. Часто это дает возможность проходить в органы предста­вительной власти кандидатам, зависящим от лидеров политиче­ских группировок.

На практике законодательства европейских государств исполь­зовали элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем. К началу XX века ни один из указанных способов орга­низации выборов не существовал в классическом варианте.

Кандидаты

Введение всеобщего и равного избирательного права косну­лось не только избирателей, но и избираемых. С середины XIX века в некоторых странах отменяется обязательный имущест­венный ценз для кандидатов, баллотирующихся в представитель­ные органы власти. Раньше всех, с 1830 года, по этому пути пош­ла Швейцария, а в 1831 г. - Бельгия. После революции 1848 г. имущественные ограничения для кандидатов были сняты во Франции. В 1858 г. они упраздняются в Великобритании и с 1871 г. - в Германской империи. Формально эти изменения от­крывали путь в европейские парламенты представителям всех социальных групп общества. На практике претендентом на де­путатское место по-прежнему мог быть только состоятельный человек, ведь основные расходы на избирательную кампанию полностью перекладывались на его плечи. Отметим и то обстоя­тельство, что депутаты, как правило, не получали вознагражде­ние за свою деятельность (Великобритания, Германия, Испания).

С повсеместной отменой имущественного ценза для кандида­тов в депутаты сохранились некоторые другие виды ограничения пассивного избирательного права. В отдельных германских го­сударствах и Великом герцогстве Люксембург родственникам запрещалось быть депутатами одного представительного органа власти. Практически во всех государствах гражданам запреща­лось избираться или быть выбранными в два или несколько пред­ставительных собраний одновременно.

Остро стояла проблема выдвижения и избрания государст­венных служащих и военных в представительные органы влас­ти. Противники допуска чиновников в парламенты ссылались на теорию разделения властей Ш. Монтескье, обосновавшую важ­ность баланса между исполнительной, законодательной и судеб­ной властями. Сторонники равного для всех права избрания го­ворили о том, что присутствие представителей администрации среди законодателей позволит парламентариям более компетентно участвовать в управлении государством. Решение этого вопроса было тесно связано с объемом полномочий чиновников, борьбой парламентов тех или иных стран с правительствами. В XIX веке эта часть законодательства часто изменялась, то разрешая, то запрещая должностным лицам участвовать в борьбе за депутат­ские мандаты.

В Англии, согласно политической традиции, министры всегда являлись депутатами парламента, но судьям и остальным чинов­никам запрещалось баллотироваться в палату общин. В Швей­царии муниципальные чиновники могли избираться в предста­вительный орган конфедерации, но этого права лишались слу­жащие общегосударственных ведомств. Во Франции по Консти­туции 1852 г. чиновники могли стать депутатами, но с 1875 г. они не могли избираться в тех департаментах, где служили, и это существенно ограничивало их пассивное избирательное право. В Германии не существовало ограничений для чиновников, бал-

лотирующихся в депутаты рейхстага. В Италии в высшем пред­ставительном органе не должно было присутствовать более 40 чиновников, в том числе не более 10 судей и не более 10 профес­соров. В Бельгии с 1848 г. государственные служащие лиша­лись права быть избранными в палату депутатов, а в 1893 г. некоторые представители администрации получили право допол­нительного голоса. В парламент Нидерландов не могли изби­раться священники, чиновники и военные.

Еще одним ограничением для избрания в органы государст­венной власти остается возраст человека, но и он с демократиза­цией избирательного права постепенно снижается. Наиболее либеральным в этом отношении было законодательство Велико­британии и Швейцарии, предоставлявшее пассивное избиратель­ное право с 20 лет. Во Франции с 1814 по 1848 гг. избиратель­ный ценз кандидатов снизился сначала с 40 лет до 30-ти, а затем и до 25 лет. В Бельгии, Испании, Португалии, Дании граждане могли избираться в парламенты начиная с 25 лет; в Пруссии, Италии, Австрии, Нидерландах, Норвегии - с 30 лет.

Постепенно избирательные законы более четко оговаривают статус кандидата, его права и полномочия. В ряде стран вводит­ся обязательная поддержка несколькими избирателями соиска­телей депутатских мандатов - прообраз современных подписей в поддержку претендентов.

Процедура выборов

На протяжении XIX века в Европе большое значение прида­ется форме подачи голосов. Ниже речь пойдет о двух основных видах голосования - тайном и открытом.

Во Франции Конституция 1795 г. окончательно вводит в этой стране порядок письменной и тайной подачи голосов. В госу­дарствах Германского Союза до 1848 г. используются как уст­ное голосование (при избрании выборщиков), так и тайное (при избрании депутатов). В немецких землях Вюртемберг и Баден избиратели должны были ставить подпись в подаваемых запис­ках, что делало тайное голосование в определенной степени ог­раниченным. Не следует забывать, что способ голосования нахо­дился в руках чиновников, которые по своему усмотрению мог­ли применять ту или иную форму. После 1848 г. практика тай­ного голосования в Германии еще больше распространяется. Начинается печатание избирательных бюллетеней в соответст­вии со строгими требованиями", от белого цвета и отсутствия наружных отличий до изготовления их вне избирательных уча­стков. Из-за разноформатности белой бумаги ввели конверты для избирательных бюллетеней, которые, как правило, скреплялись печатями и были непросвечиваемыми.

Современная система тайного голосования, когда избиратель­ная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдает его голосующим и предлагает сделать каранда­шом пометку против приемлемой кандидатуры, была впервые

У.Ю. Гладстон.

разработана и применена во второй половине XIX века в Австралии (штат Виктория).

В Великобритании требова­ния о введении тайного голо­сования на парламентских вы­борах появились еще в 1833 году. Но почти сорок лет вла­сти страны противились это­му нововведению. Лорд Паль-мерстон в свое время откло­нил это предложение, так как, по его мнению, «идти, краду­чись в кабину для голосова­ния» было бы «недостойно для характера прямых и че­стных англичан» (Цит. по: История буржуазного кон­ституционализма XIX в. М., 1983. С. 44).

Лишь в феврале 1872 года по инициативе либерального правительства Гладстона пар­ламент принял «Акт о балло­тировке», распространивший в Великобритании указанную выше австралийскую систему тайного голосования. Реформа прохо­дила в условиях нарастания внутреннего общественного кон­фликта. Ведущие политические силы вынуждены были пойти на нее. В редакционной статье от 10 июля 1872 года лондонская газета «Тайме» писала: «Ни одна из палат не хотела провести этот билль, и в то же время ни у одной из них не хватило сил помешать ему пройти» (Цит. по: Мейер Г. Избирательное пра­во. М., 1905. С. 40).

По этому закону, в случае превышения числа кандидатов над количеством депутатских мест назначалось тайное голосование избирательными записками. Каждая из записок содержала име­на всех кандидатов и имела печать. Получив бюллетень, голосу­ющий в особой комнате отмечал выбранную кандидатуру. Не­грамотные с разрешения председателя избирательной комиссии могли поручить другому лицу сделать за себя выбор. Затем из­биратель складывал этот листок и в присутствии организаторов выборов опускал его в избирательную урну. После подачи всех записок урны опечатывались и сдавались на хранение должно­стному лицу, заведующему выборами.

Урны вскрывались в присутствии наблюдателей, представля­ющих кандидатов. Такие правила вскоре распространяются и на другие государства (в Бельгии с 1877 г.). В 70-х - 90-х гг. XIX века избирательные законы начинают предписывать и дру­гие детали тайного голосования - маркировку бюллетеней и по-

рядок расположения имен кандидатов. Используются специ­альные ширмы, в которых избиратель может незаметно от дру­гих сделать отметку (Германия 1899 г.).

Своеобразно проходило тайное голосование в Греции и Сер­бии. Значительное число неграмотного населения и историчес­кие традиции создали здесь особую процедуру - голосование с помощью шаров. Избирательный шар, зажатый в руке, опускали поочередно в несколько ящиков, соответствующих числу канди­датов. В одном из них избиратель разжимал руку и при помощи особого устройства шар бесшумно опускался. Наличие в каком-то из ящиков большего количества шаров свидетельствовало о победе одного из кандидатов.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что большин­ство современных избирательных процедур во многом было сформировано в XIX столетии. Революционные потрясения, че­рез которые прошли ведущие мировые державы, завершились демократизацией их внутриполитической жизни. Существенно обновленное в период нового времени избирательное законода­тельство стало одним из основных гарантов реализации граж­данских прав и свобод человека.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

В качестве материала, содержащего дополнительные сведе­ния о выборах, проводившихся в XIX веке, предлагаются от-пывки из книги «Республика 1848 г.» французского историка и общественного деятеля XIX XX вв. Жоржа Ренара. В своей книге автор ярко изображает особенности выборов в Учреди­тельное Собрание Франции (1848 г.), сохраняя много интерес­ных подробностей этого события.

ДОКУМЕНТ № 1. ЖОРЖ РЕНАР

РЕСПУБЛИКА 1848 ГОДА

 

Наконец, после более полувекового промежутка времени, Франция снова должна была испытать это средство, богатое последствиями, - прямое всеобщее избирательное право. 5 марта (1848 г. - авт.) появился декрет, устанавливающий его главные положения. Вот что в нем было наиболее существенного: вся­кий француз, помимо каких-либо иных условий, кроме шести­месячного пребывания в своей коммуне, являлся избирателем с 21 года и мог быть избран с 25 лет; исключение составляли слабоумные и опороченные, между которыми значились несо­стоятельные должники... Солдаты и моряки, состоящие на дей­ствительной службе допускались к голосованию; 900 депутат­ских мест были распределены пропорционально количеству населения между департаментами и колониями, так что яви­лась необходимость построить наскоро новую залу заседаний во дворе Бурбонского дворца; вознаграждение депутатам было назначено по 25 франков в день на время сессии; голосование должно было происходить в главных центрах кантонов с тай­ной баллотировкой по спискам, по департаментам, под предсе­дательством мирового судьи...

Пока что подготовили, как могли лучше, первый опыт систе­мы, которая должна была поставить на ноги в один день мил­лионы избирателей... Было сделано много различных предло­жений; некоторые требовали двухстепенной подачи голосов, при которой депутат проходит более строгую сортировку и увели­чивалось расстояние между ним и его избирателями. В одной брошюре предлагалась система подачи голосов по квартирам так, что переносная урна переходила из дома в дом с барабан-

ным боем, собирая голоса.

Настаивали на том, что полномочия депутата несовместимы с исполнением функций префекта, магистрата, священника; была смутная идея своего рода представительства интересов, при ко­торой солдаты выбирали бы солдат, рабочие рабочих и т. д.

Но авторы официального проекта... были особенно заняты двумя обстоятельствами. Прежде всего они хотели устроить так, чтобы де­путаты не были рабами интересов своей колокольни, и они предпо­чли голосованию поименному голосование по спискам, при котором депутаты избавлялись до некоторой степени от влияний и домога­тельств местного характера, которое давало кроме того до известной степени возможность заменить обсуждение лиц обсуждением про­грамм, но которое было весьма несправедливо в том отношении, что не будучи дополнено пропорциональным представительством, оно подавляло меньшинство иногда деревенское, всего же чаще город­ское, в целом департаменте, вынуждало кандидатов на компромиссы, которые нарушали ясность выбора, и приводило иногда избирателей к необходимости голосовать ощупью... приходилось избирать сразу по 30 человек, из которых многие были им неизвестны...

...День выборов пришелся в день Пасхи. Священники стали, было, жаловаться на это, но более ловкие, каких было большин­ство, предпочли этим воспользоваться; литургии были отслуже­ны и часто прямо из деревенской церкви с хоругвями и священ­ником во главе, отправлялся кортеж избирателей в центральное место кантона, чтобы подавать там голоса в другой церкви...

Система подачи голосов в центральном месте кантона была другим пунктом, который вызвал оживленные обсуждения. Пра­вительство держалось за нее трудно сказать почему... Это зна­чило, главным образом, затянуть подачу голосов, которая должна была продолжаться в течение двух дней. Это значило вынуж­дать к тяжелому путешествию крестьян и бедных ремесленни­ков, которые должны были во многих местах сделать пешком пять-шесть миль под проливным дождем, чтобы выполнить свой гражданский долг... Это значило подвергнуть деревни, покину­тые на много часов всем мужским населением, опасности со сто­роны воров или, по крайней мере, страху. Деревенские жители, претерпевавшие все эти неприятности, были недовольны, что не послужило на пользу Республике...

...Между тем многоцветные программы испещряли стены. Кандидаты исчислялись тысячами. В одном департаменте (Эндр) был выставлен 41 кандидат на 7 мест...

Великое национальное совещание (т.е. выборы - авт.) было выполнено почти во всей Франции со спокойствием, которое удив­ляло иностранцев. Единственные ссоры, которые имели место, произошли между рабочими и жителями деревенских коммун, у которых хотели вырвать, или заставить их показать их бюллете­ни. В Лионе, после объявления имен избранных, недовольными рабочими было устроено несколько шумных прогулок. В Лимо-же, городе горячих голов, в «священном городе социализма»,•■

когда оставалось только проверить голоса военных, урны были захвачены, бюллетени изорваны и истоптаны ногами...

Ренар Ж. Республика 1848 года / Пер. с франц. М.; Пг., 1923. С. 49, 52-55, 61-62.

Следующий документ представляет собой отрывок из кни­ги профессора Брюссельского университета Адольфа Прин-са «Всеобщая подача голосов (Sufrage universel), значение ее и последствия», опубликованной на русском языке в 1906 г. В своих трудах А. Принс, специалист в области уголовно-го и государственного законодательства, критически оцени­вает практическое применение принципа всеобщего избира­тельного права в том виде, в каком оно сложилось к концу XIX - началу XX в. Представляется целесообразным рас­смотреть аргументы А. Принса при изучении данного очер­ка. Этот материал, имеющий ярко выраженный полемичес­кий характер, может быть рекомендован для изучения уча­щимися и обсуждения с ними.

ДОКУМЕНТ № 2. АДОЛЬФ ПРИНС

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...