Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательные процедуры в период якобинской диктатуры




Открывшееся 1 октября 1791 года Национальное Собрание просуществовало всего несколько месяцев. Та же судьба постиг­ла и недавно созданную Конституцию. Уже летом 1792 года раз­витие революционного движения, происходившее под влиянием крайних левых течений, привело к пересмотру многих важных положений государственного права и, в частности, избирательно­го права.

26 июля демократические секции в Париже и других городах и частях Франции ликвидировали деление граждан на «актив­ных» и «пассивных». 11 августа в условиях нового революци­онного подъема под давлением Коммуны Парижа издается дек­рет об отстранении от власти короля и роспуске Национального Собрания.

В новых условиях гражданам предстояло впервые в истории Франции сформировать на основе «всеобщего избирательного права» новый высший орган представительной власти, получив­ший название Национальный Конвент. Сами выборы в него были проведены очень быстро: первый тур (первичные собрания из­бирателей) состоялся уже 26 августа, второй - то есть непосред­ственное избрание представителей - 2 сентября. Национальный Конвент приступил к работе 21 сентября 1792 года.

Избирательный регламент Декрета «О созыве Национального конвента» от 11 августа, учитывая чрезвычайную ситуацию, не был существенно изменен и во многом опирался на нормы Кон­ституции 1791 г. Но в них были внесены дополнения. Самое зна­чительное касалось понятия «избиратель». Деление граждан на «активных» и «пассивных», как того неоднократно требовали яко­бинцы, было отменено. Декрет 11 августа 1791 г. устанавливал, что «для того, чтобы быть допущенным к выборам, достаточно быть французом, иметь от роду 21 год, иметь оседлость в дан­ной местности в течение одного года, жить на доходы или тру­довой заработок и не являться прислугой; что касается тех граждан, которые, удовлетворяя всем условиям активности, были обязаны принести гражданскую присягу, то они должны будут, для того, чтобы быть допущенными к выборам, доказы­вать факт принесения присяги» (Документы... С. 154).

Разумеется, такие выборы трудно назвать всеобщими, но сле­дует заметить, что в 1792 году был сделан значительный шаг на пути их демократизации. Фактически упразднялся имуществен­ный ценз для всех участников избирательного процесса. Это Уравнивало права (особенно в крупных городах) и буржуазии, и трудящихся, и лиц, профессионально занимающихся творчест­вом. Способствовало «всеобщности» выборов и снижение изби­рательного возраста на четыре года. Что касается кандидатов в Депутаты, то их возрастной ценз равнялся двадцати пяти годам.

Для кандидатов отменялись «должностные ограничения», свя­занные со службой в органах исполнительной власти и ранее

занимаемыми избирательными должностями.

Количество выборщиков, депутатов, а также способ проведе­ния двухступенчатых выборов, порядок голосования остались без изменения - такими, какими они были по нормам 1791 года

В июне следующего года во Франции была обнародована но­вая конституция - республиканская Конституция 1793 года. Вве­дение в действие этого основного закона было временно отложе­но, а затем и вовсе стало невозможным в условиях острого внут­риполитического кризиса (вторая половина 1793 года - конец июля 1794 года). Однако рассмотрение норм избирательного права в этом юридическом документе представляет безусловный интерес.

В Конституции 1793 года полностью отсутствует упоминание об имущественном цензе. Другое прежнее ограничение - ценз оседлости - сохранялся только для участников первичных со­браний и упразднялся для кандидатов в представители, подтверж­дая тем самым новый, «республиканский», правовой статус граж­данина-избирателя: «Первичные собрания образуются в со­ставе граждан, имеющих местожительство в течение шести месяцев в данном кантоне» (статья 11); «Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может быть избран на всем пространстве республики» (статья 28).

Что касается других новшеств в выборном законодательстве, то самое главное заключалось в установлении принципа прямо­го представительства при выборах депутатов высшего органа государственной власти революционной Франции - Националь­ного Конвента. Прежняя двухступенчатая система сохранялась только для избрания судебных органов и органов местного са­моуправления. Рассмотрим эти нововведения подробнее.

Принцип формирования Национального Конвента

По Конституции 1791 года Национальное Собрание Фран­ции должно было формироваться в соответствии со сложной системой трех типов избирательных округов: административных, по численности населения, а также округов, определяемых коли­чеством собираемых налогов. Конституция 1793 года кардинально изменяла ситуацию: все эти округа должны были быть ликвиди­рованы. Устанавливался принцип простого представительства. В его основу легло количество населения: «На каждые сорок тысяч населения приходится один представитель», - говорится в двадцать второй статье Конституции.

Регламент выборов

Республиканская Конституция 1793 г. следующим образом излагала процедуру избрания народных представителей. Ее нор­мы определяли созыв первичных собраний, равных числу изби­рателей: «Каждое первичное собрание, объединяя населе­ние от 39 000 до 41 000 человек, выбирает непосредственно по одному представителю» (статья 23). 'При этом избрание предписывалось производить простым большинством. Совер-

шенно не требовалось кворума участников первичных собраний: «.. .народ французский... присту­пает к выборам при наличии лю­бого числа граждан, имеющих право голоса» (статья 33).

Очень важным нововведением основного закона является описа­ние своего рода «избирательной комиссии». В тринадцатой статье сказано: «Первичное собрание выбирает председателя, секрета­ря и счетчиков».

Также впервые устанавлива­лось, что голосование может быть тайным: «Выборы производятся подачей записок или открытым голосованием по желанию каж- Декрет о временном отрешении дого голосующего. Первичное короля от власти и созыве собрание ни в коем случае не Национального Конвента, может предписать единообраз- 11 августа 1792 года, ный способ голосования. Счет­чики удостоверяют подачу голо­сов гражданином, который, не умея писать, предпочтет го­лосовать подачей записки» (статьи 16-18).

Предусматривалось и создание некоего прообраза централь­ной избирательной комиссии, подводящей итоги голосования в масштабах страны: «Каждое собрание освобождает от содер­жимого избирательные ящики и отправляет комиссара для общего подсчета голосов в заранее назначенное центральное место» (статья 25).

Немаловажное значение имело и установление единого дня для проведения национальных выборов - первое мая.

В целом разделы Конституции 1793 года, посвященные вы­борам, стали наивысшей точкой развития избирательного пра­ва в революционной Франции. Несмотря на то, что эти право­вые нормы не были реализованы на практике, значение Кон­ституции 1793 г. не следует недооценивать. Требования рас­ширения избирательных прав, установления прямых выборов депутатов высших представительных органов власти, сниже­ния или упразднения всех видов избирательных цензов (глав­ным образом имущественного) стали важной частью требова­ний, выдвигаемых либеральными и революционными движе­ниями XIX в. не только во Франции, но и во многих государ­ствах Европы.

Конституция 1793 г. впервые указала на возможность тайно­го голосования. Уже в конце XVIII в. все выборы во Франции проводились с использованием избирательных бюллетеней и за­писок. В других странах тайное голосование на парламентских

выборах стало применяться лишь во второй половине XIX в. (например, в Англии - с 1872 года).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...