Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приглашение графа в парламент




Король возлюбленному родственнику и верному своему Эд­мунду графу Корнуолла, привет. Так как необходимо позабо­титься о мерах против опасностей, которые в эти дни угрожают всему королевству нашему, и мы желаем иметь с вами и прочими королевства нашего магнатами совещание и рассуждение, то мы повелеваем вам именем верности и любви, которые вы имеете к нам, крепко наказывая, чтобы в воскресенье, ближайшее после праздника святого Мартина зимнего, вы лично присутствовали в Уэстминстере для того, чтобы обсудить, постановить и испол­нить вместе с нами и с прелатами и прочими магнатами и други­ми жителями королевства нашего то, с помощью чего следует устранить эти опасности. Засвидетельствовано королем в Кен­тербери в первый день октября.

ПРИГЛАШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРАФСТВ И ГОРОДОВ В ПАРЛАМЕНТ

Король шерифу Нортгемптоншира. Так как мы хотим иметь совещание и рассуждение с графами, баронами и прочими магна­тами королевства нашего, чтобы позаботиться о мерах против опас­ностей, которые в эти дни угрожают этому королевству, вследст­вие чего повелели им, чтобы они прибыли к нам в воскресенье, ближайшее после праздника святого Мартина зимнего в Уэст-минстер, чтобы обсудить, постановить и исполнить то, с помощью чего следует устранить эту опасность, мы предписываем тебе, крепко наказывая, чтобы ты распорядился без замедления избрать и к нам в указанный выше день и место отправить от названного выше графства двух рыцарей и от каждого города этого же графства двух граждан, и от каждого бурга двух граждан, из более выдаю­щихся и способных к труду; так чтобы названные рыцари полную и достаточную власть за себя и за общину названного выше граф­ства, а названные граждане и горожане за себя и за общину на­званных выше городов и бургов отдельно от них здесь тогда име­ли делать то, что тогда будет по общему совету постановлено касательно того, о чем была речь выше, так чтобы за отсутствием

этой власти названное выше дело никоим образом не остава­лось бы несделанным. И ты должен иметь здесь имена рыцарей, граждан и горожан и этот приказ. Засвидетельствовано королем в Кентербери третьего дня октября.

Памятники истории Англии XI-XIII вв. / Перевод и введение Д. М. Петрушевского. М.,

1936. С. 222-224.

ДОКУМЕНТ № 3

В эпоху английской революции середины XVII в. выдвига­лись различные проекты, призванные изменить принципы из­бирательной системы. В частности, предлагалось пересмот­реть порядок распределения парламентских мест между граф­ствами, городами и местечками. Прогрессивно настроенные деятели Революции предлагали принять более справедливые правила формирования нижней палаты парламента, с тем чтобы экономически развитые города и графства увеличили свое представительство в палате общин. Подобные предложе­ния отражены в публикуемых ниже документах

ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ИСХОДЯЩИХ ОТ АРМИИ 1 августа 1647 г.

... Выборы членов палаты общин в созываемые в будущем парламенты должны распределяться по всем графствам и дру­гим частям и подразделениям королевства, на основании прин­ципа равенства или пропорции, таким образом, чтобы все графст­ва могли иметь число членов парламента, предоставленное их выбору, пропорционально тем налогам, какие они вносят в об­щую сумму государственных платежей и сборов, соответственно принципам равенства или пропорции, дабы сделать палату об-Щин... правильно составленным представительством всего госу­дарства; в силу этого соображения право выбора должно быть отнято от пришедших в упадок и незначительных городов и пе­редано в качестве известного добавления к наличному числу парламентских представителей крупным графствам...

НАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ

ПРОЧНОГО И СКОРОГО МИРА

НА ОСНОВЕ ОБЩЕГО ПРАВА

Октября 1647 г.

• ■■ Английский народ, будучи в настоящее время очень нерав­номерно распределен для выборов своих представителей в парла-

6-1 —1606

мент между графствами, городами и ме­стечками, должен быть распределен бо­лее равномерно на основе численности населения...

Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.; Л., 1949. С

87, 93.

Следующий документ повествует об обстоятельствах созыва первой ас­самблеи представителей трех сосло­вий французского королевства, на­званной впоследствии Генеральными Штатами.

Филипп IV Красивый. ДОКУМЕНТ № 4

ИЗВЕСТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ХРОНИКИ

О СОЗЫВЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ

ШТАТОВ 1308 Г. В Г. ТУРЕ

Король собрал в Туре парламент из благородных и неблагород­ных, прибывших из всех замковых округов и городов его королевст­ва. Прежде чем отправиться к папе в Пуатье, он хотел посоветовать­ся с ними, что нужно сделать с Тамплиерами согласно их призна­нию. Для всех приглашенных был назначен день, первое число ме­сяца, следующего за пасхой [бывшею в том году 14 апреля]. Король хотел действовать осторожно, и, чтобы не навлечь на себя нареканий, он желал заручиться мнением и согласием людей разного звания в своем государстве. Вот почему ему нужны были суд и приговор не только благородных и ученых, но также горожан и мирян.

Хрестоматия по истории средних веков. Т. II. Ч. I. M., 1937. С. 30.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику исторических условий, в кото­рых проходило становление английского парламента и Гене­ральных Штатов. В ответе используйте тексты документа № 4 и другие материалы очерка.

2. Какие основные вопросы обсуждались на сессиях парлв"\ мента и Генеральных Штатов? Каким был объем полномочии каждого из этих органов?

3. Расскажите о структуре парламента и Штатов.

4. В чем заключаются особенности избрания депутатов ниж­ней палаты парламента и Генеральных Штатов. Используй­те текст документа № /.

5. Укажите, в чем состоят особенности приглашения в пар-

ламент знатного феодала, представителей графств и горо­дов. Задание к документу № 2.

6. Почему английский парламент в своих основных чертах сохранился до настоящего времени, а Генеральные Штаты во франции сменились другими органами власти?

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.; Л., 1949.

Памятники истории Англии XI-XIII вв. / Перевод и введение. Д. М. Петру-шевского. М., 1936.

Социальная история средневековья. Т. II. М.;Л., 1927.

Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961.

Хрестоматия по истории средних веков. Пособие для преподавателей сред­ней школы. Т. II. Ч. I. М., 1937.

Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента (из истории англий­ского общества и государства XIII в.). М., 1960.

Гутнова Е.В. Роль бюргерства в формировании сословных монархий в За­падной Европе // Социальная природа средневекового бюргерства XIII-XVII вв. М., 1979.

Гутнова Е. В. Английское государство в XIV-XV вв. // Средние века. Вып. 50. М., 1987.

Гутнова Е. В. Сословно-представительные собрания средних веков и пробле­мы демократии // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992.

Дмитриева О. В. У истоков английского парламентаризма // Британия и Россия. М., 1997.

Золотое В. И. Избирательные законы 1429 и 1445 гг. в Англии // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992.

Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.

История Европы. Т. 2. М., 1992; Т. 3. М., 1993.

Мейер Г. Избирательное право. М., 1905.

Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общест­ва в средние века. М., 1937.

Писарев Ю.И. Магнаты и корона в Англии XIV в. // Средние века. Вып. 43. М., 1980.

Репина Л. П. Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIV в. М., 1979.

Репина Л. П. Место и роль городского представительства в английском сред­невековом парламенте // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992.

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII - XV вв. М., 1989.

Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. М., 1976.

Хачатурян Н.А. Феномен корпоративизма // Общности и человек в совре­менном мире. Москва-Саратов, 1992.

Г

 

Очерк шестой

Избирательное законодательство эпохи Великой французской революции

Основные вопросы:

1. Выборы в Генеральные Штаты в 1789 г.

2. Избирательное право по Конституции 3 сентября 1791 г.

3. Избирательные процедуры в период якобинской диктатуры.

4. Избирательное законодательство после переворота 9 термидора.

5. Значение законодательства Великой французской революции для формирования избирательных систем нового времени.

1. Выборы в Генеральные Штаты в 1789 г.

В XVIII веке Франция переживала один из важнейших этапов своей истории. Реформы, способствующие развитию прогрессив­ных тенденций в экономике, общественной жизни, управлении го­сударством были в это время жизненно важной необходимостью.

Феодальные порядки препятствовали росту производитель­ных сил, сохранялась неэффективная система управления стра­ной, острейший финансовый кризис угрожал существованию го­сударства. Администрация Людовика XVI оказалась неспособ­ной решать проблемы, затрагивающие интересы большинства подданных, что привело к массовому голоду и волнениям в раз­личных частях королевства. Внутриполитический кризис, достиг­ший во Франции наивысшей остроты во второй половине XVIII века, требовал не просто решительных мер в рамках «старого порядка», но кардинальной смены основ государственного строя, новых форм управления страной.

Первым шагом на пути реформ стал созыв в 1789 году Гене­ральных Штатов. Само решение возродить этот сословно-пред-ставительный орган власти после «перерыва», длившегося 17j лет, было неординарным, но, очевидно единственно правильным

^

 

поступком короля. Но если Людовик XVI стремился таким об­разом решить финансовые проблемы королевства (консульта­ции по поводу размеров налогов, пошлин, а также введения но­вых денежных сборов были основным предназначением Гене­ральных Штатов), то люди, отстаивавшие интересы непривиле­гированного населения Франции - третьего сословия, преследо­вали более существенные цели. Повсеместно раздавались голо­са, требующие политических свобод, по примеру уже установ­ленных в Англии и Соединенный Штатах Америки.

Этап подготовки к выборам депутатов Генеральных Штатов (1788 г.) позволил наиболее активным представителям третьего сословия заявить о своих правах. Темой одной из дискуссий того времени стал вопрос о способе избрания депутатов, а точнее - о количестве представителей отдельных сословий. В XIV-XVII вв. дворянство, духовенство и непривилегированные подданные де­легировали в Штаты по 300 представителей.

В конце XVIII в. традиционная норма уже не могла удовле­творять представителей буржуазии, интеллектуальных кругов общества, либеральной части дворянства. Третье сословие долж­но было, по их мнению, не просто получить возможность сооб­щить о своих нуждах перед лигдом короля (при дворе вполне реально рассматривали регламент заседаний Штатов, по кото­рому нетитулованные депутаты должны были обращаться к ко­ролю, стоя на коленях), но доминировать в этом собрании, чтобы добиться принятия решений в интересах страны. В связи с этим лидеры третьего сословия требовали увеличить квоту своих де­путатов до 600 человек, что отразило бы существенно возросшее значение буржуазии, а также установить не сословное, а поимен­ное голосование при принятии постановлений.

Последнее требование также б?ыло крайне важным. Депутаты от оппозиции могли получить большинство лишь при поимен­ном голосовании. Старый регламент Генеральных Штатов пред­полагал, что сословия голосуют отдельно. Таким образом, две палаты всегда имели большинство против одной. Это обстоя­тельство вызывало в обществе справедливое возмущение, тем более, что в провинциальных собраниях уже практиковалась поименная подача голосов. Чувствуя угрозу своей власти, коро­левская администрация стремилась найти компромиссное реше­ние проблемы. Ответственная миссия - согласовать интересы всех сторон - была поручена Людовиком XVI государственному ди­ректору финансов Жаку Неккер»У- Ему предстояло разработать процедуру созыва и работы Генеральных Штатов.

Консервативные силы французского общества (главным об­разом родственники короля и высшая знать) стремились сохра: нить прежний порядок избрания депутатов и принятия реше­ний. Высшей судебной инстанцией страны, Парижским парла­ментом, было внесено предложение о сохранении в предстоя­щих Штатах сословной структурны в том виде, в каком она была на последнем заседании этого органа в 1614 году. В ноябре 1788

года Неккер обсудил спор­ные вопросы выборов на со­вещании нотаблей (предста­вителей высших слоев фран­цузского дворянства). Это собрание категорически вы­сказалось за «формулу 1614 года». 12 декабря 1788 г. ко­ролю был вручен «Адрес принцев» - петиция, выражав­шая взгляды консервативной части дворянства, где содер­жались требования не менять старый порядок сословного представительства, сохранить феодальные права дворянст­ва, и, в частности, говорилось: «Сможет ли Ваше величест-

«На этот раз правосудие на стороне

более сильного». Карикатура времен

Французской революции, отражающая

борьбу третьего сословия за свои права.

во решиться принести в жертву, унизить свое честное, древ­нее и почтенное дворянство?» (Цит. по: Жорес Ж. Социали­стическая история французской революции. Т. 1.4. 1. М., 1976. С. 217).

В своей деятельности генеральный директор финансов под­держивал требования третьего сословия. Когда собрание нотаб­лей вторично отклонило его проект увеличения квоты для треть­его сословия, Неккер обратился за решением этого вопроса не­посредственно к королю.

Директор финансов изложил Людовику XVI свои предложе­ния 27 декабря 1788 г. Последний согласился увеличить пред­ставительство третьего сословия в Генеральных Штатах с 300 до 600 человек, но по поводу способа подсчета голосов на заседа­ниях Штатов решение не было принято вовсе. Докладчик пред­ложил Людовику XVI определить, как - поименно или посослов­но - будут считать голоса депутатов. Король медлил с ответом, и эта проблема была решена впоследствии самими народными пред­ставителями: в ходе заседаний они выработали регламент, пре­дусматривавший поименный подсчет голосов.

Королевский указ о созыве общенационального представи­тельного собрания и его регламент были опубликованы 24 янва­ря 1789 г. Пойдя на определенные уступки лидерам третьего сословия, король не внес в него существенных изменений. Изби­рательными округами считались не административные, военные или судебные единицы, а особые округа - балъяжи и сенешаль-ства, происхождение которых относится к периоду средних ве­ков. Первые были распространены на севере Франции, вторые -в южных районах. Бальи и сенешали представляли власть сень­ора на его землях. К концу XVIII века эти образования пред­ставляли собой яркий пережиток феодальной эпохи, но выборы депутатов последних Генеральных Штатов в 1614 году проводи-

Решение дворянского сословия,

Документ периода выборов

депутатов Генеральных Штатов,

лись по бальяжам и сенешальст-вам, и королевская администрация сочла необходимым сохранить и эту традицию. Некоторые коррек­тивы были внесены с учетом но­вого социально-экономического положения городов. Промышлен­ные центры получили право из­бирать значительное количество выборщиков: Париж - 600 чело­век, Лион - 150 человек, Марсель - 90 человек, Руан - 80 человек и т.д. Бальяжи, в свою очередь, под­разделялись на главные и второ­степенные; некоторые бальяжи группировались со смежными, образуя сложные территориаль­ные «избирательные конструк­ции».

Предвыборная кампания 1789 г. охватила всю Францию и сра­зу же оказалась в центре внима­ния населения столицы и провин­ции. На протяжении апреля все сословия на раздельных собраниях выдвигали либо выборщи­ков, либо непосредственно депутатов Штатов.

Дворяне, владевшие поместьями, могли голосовать с помощью доверенных лиц во всех местностях, где находились их земли. Безземельные дворяне подавали свой голос лишь один раз. Для этого сословия выборы были прямыми (за исключением Пари­жа, о чем будет сказано далее).

Духовенство на своих собраниях также избирало представите­лей в Штаты. Для высших иерархов церкви эти выборы также были прямыми. Каждый монастырь или духовный орден делеги­ровал одного депутата. Прочие священники сначала избирали выборщиков, а выборщики - депутатов. При этом определенные преимущества при избрании получили приходские священники, тесно связанные с повседневной жизнью общества и поддерживав­шие реформы. Таких депутатов было выбрано более двухсот.

Что касается третьего сословия, то ему предстояло пройти наиболее сложную избирательную процедуру. Предусматрива­лись три (а в ряде местностей и четыре) ступени выборов. Такой порядок объяснялся наличием системы главных и второстепен­ных бальяжей. Как правило, главный бальяж блокировался с одним или несколькими второстепенными. В начале избиратель­ной кампании проводились собрания городских членов профес­сиональных корпораций (ремеслеников, торговцев и проч.), на которых определялись кандидатуры выборщиков. Жители, не входившие в корпорации, собирались в городской ратуше и так-

же выбирали своих представителей. Затем проводилось «собра­ние третьего сословия города», где в результате нового отбора, формировалась группа выборщиков, представлявшая город на собрании третьего сословия бальяжа. На этом собрании к вы­борщикам-горожанам присоединялись выборщики, избранные в сельской местности. Но и на этом выборы не завершались. Как сказано выше, бальяжи группировались в блоки, и предстояло провести последнее собрание, на котором выборщики (а точнее, 1/4 выборщиков) от всех бальяжей, входящих в блок, оконча­тельно избирали депутатов Генеральных Штатов.

Такая сложная избирательная процедура вполне могла дезор­ганизовать третье сословие, не позволить ему выступить в Шта­тах сплоченной группой, отстаивающей свои права и требования (наказы) избирателей. Но благодаря значительному интеллекту­альному потенциалу, осознанию своих целей и задач, деятели тре­тьего сословия сумели с честью пройти испытание выборами и избрать своих лучших представителей в состав Штатов.

Необходимо сказать о том, как проводились выборы в Пари­же. Столица имела свой собственный регламент (обнародован 15 апреля 1789 г.), и порядок выборов здесь существенно отли­чался от того, что действовал на остальной территории страны. Парижский регламент предписывал всем без исключения сосло­виям сначала избрать выборщиков (по 150 от дворянства и ду­ховенства и 300 от третьего сословия), а выборщикам на общем собрании избрать 40 депутатов Штатов: по 10 человек от дво­рянства и духовенства и 20 человек от третьего сословия. Изби­рательные нормы были здесь более рациональными и прогрес­сивными. Применительно к выборам все сословия находились в одинаковом правовом положении. Устранялись все социальные различия, связанные с членством в той или иной корпорации. Регламент о выборах в Париже гласил: «Для того, чтобы быть допущенным на собрание своего квартала, надлежит пред­ставить свидетельство о занимаемой государственной долж­ности, или об ученой степени какого-либо факультета.., или, о постоянном занятии, или патент на звание мастера, или, наконец, квитанцию об уплате подушного налога в размере не менее 6 ливров» (Цит по: Жорес Ж. Ук. соч. С. 170).

В провинции выборами депутатов от третьего сословия руко­водили «лейтенанты» - главные судьи округов, а в больших го­родах - их мэры. Согласно 25 статье «Регламента о созыве Гене­ральных Штатов», повсеместно проводились приходские собра­ния, на которые допускались «все жители, принадлежащие к третьему сословию, прирожденные или натурализованные (то есть иностранцы, получившие французское гражданство - Прим. авт.) французы, достигшие 25-летнего возраста, имеющие законное местожительство и включенные в список платящих налоги». Им надлежало «участвовать в составлении наказов и назначении депутатов». (Цит. по: Олар А. Политическая ис­тория Французской революции. Пг., 1918. С. 21). Таким об-

разом, законодательство этого периода не выдвигало ни для из­бирателей, ни для избираемых никаких дополнительных ограни­чений. В выборах могли участвовать все совершеннолетние муж­чины Франции, платящие налоги.

Отметим, что указанный Регламент (статья 24) обязывал жи­телей страны принимать участие в подготовке созыва Генераль­ных Штатов: «Не позже как через неделю после обнародова­ния приказов о созыве, все жители, принадлежащие к треть­ему сословию городов, а также бургов, приходов и сельских общин, имеющих свой отдельный список податного обложе­ния, обязаны составить собрание... с тем, чтобы редактиро­вать свои жалобы и ходатайства и назначить депутатов для предъявления этих наказов...» (Там же. С. 22).

Генеральные Штаты приступили к работе 5 мая 1789 г. В Париж съехалось немногим менее 1200 депутатов; здесь были посланцы городов и отдельных местностей, знатные дворяне, свя­щенники, юристы, литераторы, владельцы мануфактур. Дворян­ство представляли 270 депутатов, духовенство - 291 человек, тре­тье сословие - 578 депутатов (в том числе 314 юристов). Боль­шинство членов Штатов было настроено действовать ради вы­полнения наказов, данных им избирателями. Важным фактором, осложнявшим работу этого высокого собрания, было отсутствие как у королевской администрации, так и у депутатов продуман­ной программы реформирования французского государства. Де­путаты не имели опыта парламентской деятельности. Многие важ­нейшие проблемы законотворчества приходилось решать в усло­виях непрерывно нарастающего народного возмущения.

Исследователи неоднозначно оценивают значение Генераль­ных Штатов в истории Франции, а также в истории Западной Европы нового времени. Однако, бесспорным является то, что деятельность Генеральных Штатов стала отправной точкой слож­ного и противоречивого процесса становления того типа госу­дарства, который пришел на смену старым, феодальным полити­ко-правовым институтам. Борьба Штатов с королем за влияние на развитие страны показала обществу важность представитель­ного органа власти, формирующегося в результате националь­ных выборов. В этих условиях и сами избирательные процеду­ры приобретали все большую значимость.

Выборы депутатов Генеральных Штатов весной 1789 г. от­крыли целый ряд кампаний, во время которых жители Фран­ции путем голосования избирали мэров городов, членов орга­нов местного управления, депутатов высших властных струк­тур. Значительная часть населения непосредственно смогла ис­пользовать свое право избирать или быть избранным. Созыв Генеральных Штатов 1789 г. оказал огромное воздействие на рост народного самосознания, распространения в обществе идей равенства, свободы, гражданской ответственности за судьбу стра­ны. Даже лишенные избирательных прав безусловно приобре­ли важный социальный опыт.

6-2—1606

Избирательное право

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...