Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 3. Неживая и живая природа




Задачи урока: формировать понятия «неживая природа», «живая природа»; на отдельных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой; учить детей классифицировать природные объекты.

Планируемые достижения учащихся: научиться различать неживую и живую природу, приводить примеры объектов каждой группы.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир», толковый словарь русского языка. У учащихся — ножницы.

Ход урока

«Визитной карточкой» урока может служить песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

Вначале повторяется материал предыдущего урока по вопросам: «Что относится к природе? Что не относится к природе?» Учащиеся должны привести свои примеры. Затем дети демонстрируют рисунки, которые они сделали в рабочей тетради, выполняя задание № 3 (с. 7). Учащиеся комментируют свои работы. Подытоживая этот этап урока, учитель может процитировать стихотворение В. Андреева:

Она нам не жалеет ничего, Даря свои бесценные дары, И требует взамен лишь одного — Чтоб люди были к ней добры.

Тема данного урока чрезвычайно важна для воспитания чувства эмпатии по отношению к живой природе и стремления охранять природу, как живую, так и неживую.

Перейти к новому материалу можно постановкой проблемного вопроса: «Как вы считаете, что в природе является живым? что неживым?» При затруднении в ответе на этот вопрос следует попросить детей назвать живые существа. Обычно дети охотно называют животных. Тогда задается еще один вопрос: «А почему вы считаете их живыми?» Довольно часто дети отвечают, что живыми животные являются потому, что движутся, так как понятия рождения и смерти довольно трудны для сознания первоклассников. Если большинство детей придерживается мнения, что живое — теплое и движется, издает звуки, то ход обсуждения может быть таким: «Откройте учебник на с. 8, рассмотрите фотографии и назовите, что на них изображено. Какие из этих объектов движутся? (Солнце, облака, река.) Какие из них теплые? (Солнце.) Какие из них издают звуки? (Гром, рокот реки.) А можно ли их назвать живыми? (Обычно в этом случае дети отвечают, что нет.) Посмотрим на следующую страницу. Можно ли назвать то, что на ней изображено, живым? А все ли эти объекты движутся? (Не движутся дуб, цветок, гриб.) Все ли теплые? Все ли издают звуки? Таким образом, движения, теплота, способность издавать звуки не главное, что может отличать живое от неживого. Что же нам поможет отличить живое от неживого?

Прочитаем словарь: жизнь это состояние человека, животного, растения от рождения до смерти. Значит, живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают».

Далее проводится работа непосредственно по заданиям учебника (с. 8) с использованием иллюстраций всего разворота. При работе над заданием «Подумай, связаны ли между собой неживая и живая природа» учитель побуждает учеников к рассуждениям с опорой на иллюстрации учебника: например, река должна быть чистой и полноводной, чтобы поить растения, животных и человека, чтобы в ней жили рыбы; дуб растет на земле, получает из нее воду и питательные вещества, а от солнца — свет и тепло.

На основе изученного делается вывод, который сопоставляется с выводом на с. 9 учебника. Его вслух читает учитель.

Затем выполняются задания № 1 и № 2 в рабочей тетради к этому уроку (с. 8—9). Первое из них сориентировано на работу в парах, второе — на индивидуальную работу. Оба задания коллективно проверяются, при этом учащиеся исправляют допущенные ошибки. Следует иметь в виду, что при выполнении задания № 1 дети впервые встретятся с Приложением тетради. Учитель должен пояснить, как с ним работать. Разумеется, принцип расположения вырезанных картинок на странице тетради учащиеся должны открыть сами (в соответствии с цветом кружков).

Задание № 3 (с. 9) аналогично тому, которое выполнялось на предыдущем уроке. В классе можно поговорить о том, что детям особенно нравится в неживой и живой природе, а сами рисунки выполнить дома или в группе продленного дня.

В конце урока учащиеся находят в учебнике на голубой плашке ключевые слова и приводят примеры объектов неживой и живой природы.
Физкультминутки. Учитель называет живые и неживые объекты природы. Если называются живые объекты, дети подпрыгивают, если неживые — приседают.


Урок 4. КУЛЬТУРА

Задачи урока: дать детям представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура — все то, что создано людьми; начать постепенно учить детей различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно.

Планируемые достижения учащихся: с опорой на собственный опыт путем сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше — теперь; давно — недавно».

Оборудование. У учителя — кассета с записью голосов птиц, свистулька, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...», изображения животных (селезень, петух и курица, козлик). У учащихся — свистулька, ножницы, клей.

Предварительная работа. Проведите экскурсию в окрестностях школы, обращая внимание детей на старинные и современные здания, памятники, транспорт, систему освещения улиц.

Ход урока

Урок можно начать, вновь обратившись к разворотам учебника (с. 4—5 и 6—7). Дети должны повторить, что из представленного на этих страницах относится к природе. Затем дети перечисляют те предметы, которые не относятся к природе (космический корабль, самолет, храм, деревянный дом и многоэтажные дома, парусник, игрушечный медведь, дом и забор, горящая электрическая лампочка над входной дверью дома, автомобиль). Вместе с учащимися сформулируйте назначение каждого из этих предметов. Сравните природный свет солнца и искусственный свет лампы.

Далее откройте разворот с. 10—11. Предложите ребятам найти обобщающее слово для предметов окружающего мира, созданных людьми (культура). Читающие дети могут прочитать это слово в названии разворота.

Послушайте запись голосов птиц. Покажите детям, как можно сыграть мелодию с помощью свистульки. Предложите каждому сыграть на своей свистульке поодиночке и вместе, стараясь, чтобы от их музыки было такое же гармоничное впечатление, как от звучания птичьих голосов.

Предложите детям внимательно рассмотреть свистульки и сравнить их с образом птиц. Для сравнения покажите картинки с изображениями селезня, петуха и курицы, козлика. Пусть учащиеся найдут общее и различное. (Самая большая свистулька напоминает селезня — водоплавающую птицу; парочка поменьше похожа на пестреньких петушка и курочку; у свистульки рядом с «селезнем» тельце как у птицы, а голова как у козлика — с рожками и бородкой.) Затем дети должны постараться определить, из какого природного материала сделаны эти игрушки (глина). Спросите, понравились ли они ребятам и для чего, как им кажется, их делают. Выслушайте детские предположения. Суммируя их, расскажите детям о том, что люди стали делать такие свистульки очень давно, в глубокой древности. Тогда считалось, что мелодичные звуки глиняных птичек, напоминающие птичье пение, на исходе зимы могут позвать настоящих птиц скорее принести людям весну, тепло, радость. По старинным образцам их делают до сих пор, как мастерица на фотографии в учебнике (с. 10). Но теперь свистульки стали просто игрушками и украшением в доме. Так, со временем может изменяться назначение предметов культуры в жизни людей. Сейчас у них другое очень важное дело: древние по своему происхождению предметы культуры соединяют нас, современных людей, с нашими далекими предками. Помогают нам с благодарностью помнить их, ценить их доброе отношение к миру природы вокруг, наблюдательность, мягкий юмор, учиться этой доброте, вниманию, любви к красоте окружающего мира, его звукам, краскам, образам.

Национально-региональный компонент. Если есть возможность, подберите для урока музыкальные игрушки народов своего края. Подтвердите таким образом мысль о культурной преемственности разных поколений с опорой на местный материал.

Далее дети отвечают на вопросы: «Какие предметы культуры вы встретили на экскурсии? Какие из них были созданы давно? Какие появились недавно? Какие, возможно, только еще создаются прямо на наших глазах? Как освещаются наши улицы?»

Учитель: «Рассмотрите фотографии на с. 11 учебника. Сначала назовите объекты природы, затем — предметы культуры. Постарайтесь определить, какие предметы культуры, на ваш взгляд, созданы достаточно давно (храм, памятник, автомобиль), а какие — недавно (вертолет, теплоход, многоэтажный жилой дом). Подумайте, почему в городе мы часто не видим звезд на ночном небе». (Облачность, задымление, смог, электрическое освещение.) Сформулируйте для детей этическую оценку двух последних фактов.

Далее предложите детям открыть рабочую тетрадь на с. 10—11. Покажите портрет А. С. Пушкина. Кратко, но убедительно скажите о месте, которое занимает поэт в культуре России, и выразительно прочитайте отрывок из его произведения «Сказка о царе Салтане...». Учащиеся должны рассмотреть иллюстрацию к этому отрывку, перечислить объекты природы и выполнить аппликацию по заданию № 2 с использованием Приложения. Обратите внимание детей на то, как преобразилась иллюстрация после выполнения задания. Учитель: «Перечислите, что из объектов природы добавилось в композиции. Что бы вы хотели добавить сами? Какие предметы культуры появились на рисунке? Что бы вам хотелось изобразить еще?»

В конце урока сделайте вывод: «Культура в отличие от природы — это все то, что создано и создается людьми. Культура преображает природу, жизнь людей и самого человека. Предметы культуры соединяют людей друг с другом, даже если их разделяет время; помогают нам понять наших далеких предков».

Физкультминутки могут быть проведены в сопровождении мелодии, которую учитель играет на своей свистульке. Помощник, выбранный по желанию, перед классом делает ритмичные движения в такт мелодии. Остальные дети повторяют движения за ним.

Рекомендации для занятий в семье. Прочитайте вместе с ребенком «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина. Помогите ему выучить наизусть тот отрывок, который особенно понравился, и нарисовать к нему иллюстрацию для выставки. Можно дорисовать детали к аппликации «Чудный остров».


Урок 5. КУЛЬТУРА

(продолжение)

Задачи урока: закрепить представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура — все то, что создано людьми; продолжать постепенно учить детей различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно; показать разнообразие видов культуры.

Планируемые достижения учащихся: с опорой на собственный опыт путем сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше — теперь; давно — недавно»; различать разные виды культуры; понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений.

Оборудование. У учителя — кассеты с записью народной песни, музыки к балету и танцу на льду, магнитофон; портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». У учащихся — собственная иллюстрация к пушкинской сказке, любимая игрушка.

Предварительная работа. Первый вариант — организуйте для учеников посещение детского спектакля или концерта. Второй вариант — договоритесь с артистом или группой артистов (чтецов, певцов, музыкантов) о выступлении в классе, на уроке. Заранее перед уроком подготовьте выставку детских иллюстраций к «Сказке о царе Салтане...».

Ход урока

Урок можно начать с закрепления представления о культуре. Для этого предложите учащимся выполнить в рабочей тетради задание № 3 по теме «Культура»: назвать все предметы культуры, изображенные на с. 3, 4—5, 6—7, 10—11.

Затем предложите детям по желанию пересказать отрывки из сказки А. С. Пушкина и представить свои иллюстрации.

После такого импровизированного детского концерта можно задать вопросы: «Является ли «Сказка о царе Салтане...» предметом культуры? Можно ли сказку А. С. Пушкина сравнить, например, с памятником или зданием на улице города (села)? Что общего у этих предметов культуры? В чем различия?» (Общее то, что они созданы человеком. Различия в материале, из которого они созданы; в способах создания; в форме существования этих предметов в окружающем мире.)

Учитель: «Подумаем над непростым вопросом: как понять слова А. С. Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»? (Проводится обсуждение этого вопроса.)

Рассмотрите изображения предметов культуры в учебнике на с. 12—13. Для чего они предназначены? Положите ладошку на страницу, где изображены предметы культуры, которые сделаны из материалов, взятых из природы вокруг человека. Назовите эти материалы. (Кирпич из глины, дерево, мочало, дерево и краски, ткани.) Попытайтесь рассказать, с помощью каких инструментов люди делают эти предметы культуры. Какие предметы культуры здесь наиболее старинные? (Оба здания только строятся, поэтому они новые. Но дом из бревен строится так же, как строили в далекие времена наши предки. Храм из кирпича по форме тоже повторяет старинные здания, а строится с помощью подъемных кранов, которых в старину не было. Все куклы сделаны недавно современными мастерами и даже детьми, но с использованием старинных приемов изготовления.) Некоторые из этих приемов мы узнаем на следующем уроке.

А теперь положите ладошку на страницу, где изображены произведения культуры, которые созданы человеком с помощью его собственного голоса и речи, движений тела, особых сочетаний слов. Попробуем подобрать музыку, под которую танцует балерина, под которую кружится пара фигуристов на льду; послушаем, какую песню поют народные исполнители. Постараемся решить, какие произведения наиболее старинные, какие более новые». (Народная песня самая старинная. Недаром и костюм народных исполнителей тоже старинный, таких сейчас уже в повседневной жизни не носят. Моложе народной песни музыка к балету. Еще моложе современная музыка для танца фигуристов.)

Первый вариант предварительной работы. Учитель: «Вспомним, где мы побывали накануне, какой спектакль (концерт) видели (слушали). Расскажите, что вам особенно запомнилось в этом произведении культуры».

Второй вариант предварительной работы: выступление приглашенных артистов. После выступления дети благодарят артистов аплодисментами. Учитель: «Расскажите, какие произведения культуры вам особенно понравились в этом исполнении».

Третий вариант продолжения урока (если невозможны первые два). Дети делятся на группы по желанию и готовят маленький спектакль со своими любимыми игрушками (с использованием стихотворений, песенок, считалок). Эта работа может быть перенесена в группу продленного дня.

Национально-региональный компонент: продолжение урока по первому, второму и третьему вариантам можно специально выстроить, обратившись к произведениям устно-поэтического, песенного, музыкально-танцевального искусства народов своего края, в том числе к национальному детскому фольклору.

Еще один непростой вопрос: «Для чего людям нужна такая разнообразная культура?»

Культура чрезвычайно разнообразна по своим формам, материалам, способам изготовления, исполнения. Вот почему то, что люди создают из природных материалов, можно назвать предметами культуры; то, что люди создают с помощью своего голоса, речи, телодвижений, обычно называют произведениями культуры. Предметы культуры, если к ним бережно относиться, могут существовать в окружающем мире практически вечно. Произведения культуры после исполнения остаются только в памяти. В старину люди и хранили их в памяти, бережно передавая из уст в уста предания, сказания, песни, сказки, показывая молодым, как танцевать, как мастерить те или иные изделия. Со временем люди изобрели предметы культуры (книги, принадлежности для письма и печати, магнитофоны, видеомагнитофоны, кинокамеры, фотоаппараты и др.), которые тоже помогают надолго сохранять произведения культуры (на бумаге, на магнитной пленке, фото- и кинопленке, на дискетах, дисках, флеш-картах).

В конце урока сделайте вывод: «Культура очень разнообразна. Она все время развивается. Самое важное передается из поколения в поколение, словно незримая нить связывает нас и тех людей, которые жили задолго до нашего времени».

Физкультминутки могут быть проведены в сопровождении музыки к балету, танцу фигуристов, в ритме детской считалки. Помощник, выбранный по желанию, перед классом делает ритмичные движения в такт мелодии. Остальные дети повторяют движения за ним.

Физкультминутки можно провести и со считалкой. Дети в позиции «руки на поясе» подпрыгивают и хором скандируют:

Тили-тели, На лавочке сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. А ты кто такой?

Если ответ — царь, царевич, король или королевич, дети поворачиваются лицом к окнам в классе, руки поднимают вверх. Если ответ — сапожник, портной, поворачиваются лицом к двери, руки вытягивают вперед перед собой.

Рекомендации для занятий в семье. Посмотрите вместе с ребенком мультфильм, послушайте вместе музыку, спойте песенку или потанцуйте (по выбору). Побеседуйте о том, что вы чувствовали во время совместного восприятия или исполнения произведения культуры.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...