Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 9. КАК МЫ ОБЩАЕМСЯ С МИРОМ




(продолжение)

Задачи урока: начать поиск признаков, отличающих человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление); показать, что именно эти особенности позволяют человеку творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности.

Планируемые достижения учащихся: научиться контролировать свою речь; приступить к тренировке памяти; продолжать учиться анализировать репродукции картин.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись стихотворений А. С. Пушкина и местного поэта.

Предварительная работа: по возможности экскурсия в художественный музей.

Ход урока

Занятие начинается с выполнения в рабочей тетради задания № 1 (с. 16). Дети вспоминают тему предыдущего урока, дополняют предложения, раскрашивают рисунки. Учитель просит детей сравнить человека и животных по признаку наличия у них органов чувств. Оказывается, что по этому признаку человек и животные очень похожи. А вот выполнить то задание, которое дети только что сделали, ни одно животное не сможет. Человек умеет говорить сам и понимает речь другого человека, у человека есть память, он умеет сравнивать, наблюдать, делать выводы, придумывать новое.

Учитель берет в руки кукол. Мальчик приглашает Девочку: «Пойдем, я тебе что-то покажу в саду. Только тихо-тихо, чтобы не помешать». Дети как можно тише открывают заранее заложенную в учебнике с. 20. Возможно, пальцами изображают человечков, идущих по странице к репродукции картины А. И. Лактионова. Девочка и Мальчик разговаривают вполголоса: «Смотри, берег реки. Как далеко видно! Небо голубое и в речке вода синяя. Ух, как жарко! Вон мальчишки купаются. Вот бы и нам окунуться. А вот и лавочка у дорожки — можно посидеть. Только она занята. А что это девочки делают?» Учитель обращается за ответом к детям: «Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам рассмотреть эту картину на уроке, посвященном познанию мира? (Потому что человек познает мир прежде всего в общении с другими людьми, читая книги, обдумывая увиденное и услышанное.) Вот это и есть главные помощники человека в познании мира — речь, мышление и память. Ребята, а у кого есть любимая книга? Как она называется? (Дети отвечают.) А что вам помогло ответить на мой вопрос, что вы сделали для того, чтобы ответить? (Вспомнили.) Да, нам на помощь опять пришел наш важный помощник — память. Если бы не память, нам нечего было бы обдумывать, не о чем говорить».

Учитель: «Как вы думаете, могут ли сегодняшние герои нашего урока — память, мышление, речь — помочь людям так же зорко видеть, так же чутко слышать, как наши меньшие братья?» После обсуждения учитель предлагает детям выполнить в рабочей тетради задание № 3 (с. 17).

Далее учитель вновь использует диалог кукол. Девочка: «Представляешь, людям дан такой бесценный дар — речь. Никто, кроме человека, на нашей планете не владеет умением выражать свои мысли, чувства словами. А мы часто так плохо обращаемся с нашим родным языком: грубим, засоряем речь словами-сорняками...» Учитель вступает в разговор: «Ты совершенно права. А ведь доброе сердце, светлая голова, трудолюбие и, конечно, талант могут превратить слова в сокровище культуры. Посмотрите на репродукцию картины двух художников — Ивана Константиновича Айвазовского и Ильи Ефимовича Репина. Узнаете ли вы, кто на ней изображен? Вспомните, на каких уроках мы уже видели его образ и работали с отрывком из его произведения. О чем говорилось в том тексте? Из какого произведения А. С. Пушкина этот текст?» Учитель просит читающего ученика прочитать название картины — «Прощание А. С. Пушкина с морем». Учитель: «Пушкин очень любил море. Послушайте его замечательное стихотворение. Поэт обращается к морю, словно к близкому человеку, говорит с ним, прощается, как с дорогим другом. Слушайте стихотворение и смотрите на картину. Похоже ли она передает чувства поэта?» Учитель читает стихотворение сам или включает аудиозапись и сообщает детям: «Это стихотворение — настоящее произведение искусства, созданное с помощью слов. Оно так точно передает чувства и мысли поэта, что два художника смогли их глубоко понять и спустя много лет после кончины А. С. Пушкина уже с помощью своего искусства, искусства живописи, воспроизвести на холсте переживания и думы автора. Давайте уже своими словами попробуем передать, каково море на этой картине и каков человек, который с ним беседует. Море великое, могучее, «свободная стихия», как сказал А. С. Пушкин. И сам поэт, его душа — могучая, свободная стихия. Друг против друга на картине стоят две равные по мощи силы: одна — сила природы, другая — сила человеческого духа, мысли, памяти, слова.

Вот какими бесценными дарами обладаем мы, люди: памятью, мышлением, речью. Давайте мы с вами договоримся: совсем не обязательно всем писать стихи, но вот беречь свой родной язык в повседневной жизни, защищать его от грубых, ненужных слов, следить за чистотой, правильностью речи может каждый из нас».

Национально-региональный компонент. Познакомьте детей с поэтическим и живописным произведениями, созданными поэтом и художником — вашими земляками.

Физкультминутки. Ученики под руководством учителя последовательно заменяют слова на соответствующие движения:

Летит, летит по небу шар, По небу шар летит. Лети, мой шар, лети, мой шар, Лети, лети, лети!

После каждой строки дети подпрыгивают.

Рекомендации для занятий в семье. Попросите ребенка рассказать дома о своих впечатлениях от картины «Прощание А. С. Пушкина с морем». Вместе с ним в Приложении прочитайте о художниках Н. П. Богданове-Бельском, И. К. Айвазовском, И. Е. Репине. Попытайтесь своими словами определить самое главное в их картинах, то, что они особенно любили изображать. Подтвердите свою мысль примерами на основе наблюдения и размышлений над сюжетами картин.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...