Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 13. Учитель — наставник и друг




Задачи урока: представить детям идеальный образ учителя в культурной традиции народов России как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности от старшего к младшему.

Планируемые достижения учащихся: понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.

Оборудование: школьные фотографии учителя, счетные палочки, фотоальбом. Если возможно, подготовьте на стенде подборку фотографий разных школьных выпусков, школьных фотографий родителей, фотографию учителя, заслужившего уважение, почет работой в вашей школе, городе, регионе. Добавьте к экспозиции увеличенную репродукцию картины Н. П. Богданова-Бельского и других любимых вами картин, близких по сюжету.

Предварительная работа. Взрослые дома составляют и записывают в рабочую тетрадь рассказ о своем учителе, предоставляют учителю свои школьные фотографии (или их копии) для оформления стенда.

Посетите школьный музей и познакомьтесь с экспонатами, рассказывающими о выдающихся и просто хороших учителях вашей школы.

На урок может быть приглашен учитель, много лет посвятивший работе с детьми. Его эмоциональный, добрый разговор с детьми, рассказ о веселых случаях из опыта поможет адаптации детей к школе, укрепит понимание того, что учеба — это сотрудничество между учителем и учениками, поспособствует воспитанию уважительного отношения к труду учителя, расширит представления детей о профессии.

В группе продленного дня или на перемене можно организовать игру, в которой кто-то из детей возьмет на себя роль учителя, попробует организовать какой-либо момент из распорядка школьной жизни, объяснить остальным ученикам учебный материал, разрешить смоделированную спорную ситуацию.

Ход урока

Урок начинается с диалога кукол Мальчика и Девочки. Мальчик: «Как ты думаешь, о ком это говорится: «Большая честь — других вперед весть»?» Девочка делает предположения, обращается за помощью к детям. Учитель: «Да, так в старину говорили об учителе. Память о нем в сердце ученика остается на всю жизнь. (Учитель показывает свои школьные фотографии, рассказывает о своем школьном учителе.) А сейчас, ребята, давайте совершим путешествие в прошлое. Для этого нам придется снова стать маленькими, как на одном из прошлых уроков. На каком?» («Как мы общаемся с миром».) Учитель пускает по столу волшебный клубочек. После этого ребята «уменьшаются» до «пальчиковых» человечков, «подходят» к репродукции на с. 30 учебника и воображают, как они «входят в картину». Учитель либо через кукол-помощников, либо через прямое обсуждение привлекает детей к описанию сюжета картины Н. П. Богданова-Бельского: «Что изображено? Когда происходит действие — давно или недавно? Из чего это можно понять? Что делают ученики? Что делает учитель? Какой учитель? Как вам кажется, шумно ли в классе? Зачем нужны занятия устным счетом? Можно ли сказать, что С. А. Рачинский не только учитель, но и друг для своих воспитанников? Вспомните картину Н. П. Богданова-Бельского «Праздник на крылечке». Может быть, на этой картине как раз изображены ребятишки из школы С. А. Рачинского?»

После обсуждения происходит символическое «увеличение» детей и «возвращение» в свой класс. Учитель либо читающие дети зачитывают в учебнике слова на голубой плашке (с. 30). С помощью счетных палочек ученики подчеркивают те из них, которые подходят для описания учителя С. А. Рачинского. Учитель обращает внимание детей на пословицы со с. 30 (их зачитывают по очереди куклы-помощники). Предлагает первоклассникам подумать, подходят ли по смыслу пословицы к репродукции. Кратко рассказывает о школе С. А. Рачинского по воспоминаниям А. Д. Воскресенского 1, ученика и помощника знаменитого русского учителя.

Учитель: «Ребята, что помогло нам заглянуть в прошлое? (Картина, воспоминания стали для нас окном в прошлое.) Как мы узнали, что происходило в классе народной школы много-много лет назад? А в наше время, какие еще есть возможности остановить мгновения жизни, сохранить их не только в памяти, но и на бумаге или в других материалах? (Фотографии.) Вот и давайте заглянем в старый семейный альбом. Он расскажет нам историю, которая началась задолго до того, как на свет появились вы, ребята. Но и намного позже, чем урок на картине Н. П. Богданова-Бельского». Дети рассматривают фотографии трех сестер, учитель читает текст на с. 31 «Учитель — что родитель».

В конце занятия учитель зачитывает рассказы взрослых, написанные ими в рабочих тетрадях на с. 23. Делает вывод о том, что память об учителе сохраняется на всю жизнь. Просит детей вспомнить, какие пословицы и высказывания об учителе прозвучали на уроке. Предлагает кому-либо из ребят представить, что они уже выросли и рассказывают о своей учебе в школе своим детям.

Учитель предлагает детям завести альбом, в котором будут храниться фотографии из жизни класса. Подписывает его при детях, возможно, вклеивает первые фотографии, рисунки. (Фотографии, предназначенные для альбома, в дальнейшем лучше сначала представлять на стенде, а после общего обсуждения вклеивать в альбом и сопровождать совместно придуманными заголовками.)

Национально-региональный компонент. Расскажите о том, как в вашей традиции выражалось уважительное отношение к учителю. Напишите на доске, как на вашем языке, наречии звучит слово «учитель». Расскажите о талантливых, известных учителях вашего края.

Физкультминутки. Учитель предлагает детям вообразить, что художник-волшебник решил написать картину об их классе. Что у него получится? Дети играют в игру «Море волнуется». После слов «Морская фигура, замри!» они замирают. Это и есть картина, написанная художником.

Рекомендации для занятий в семье. Дома вместе с детьми рассмотрите школьные фотографии родных из семейного альбома. Вспомните и расскажите о своих первых учителях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...