Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 39. Красота любимого города




Задачи урока: показать особенности облика города в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ города как культурную ценность, которая растет со временем; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты; познакомить со значениями названий городов, их происхождением.

Планируемые достижения учащихся: знать особенности ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности — это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие.

Оборудование. У учителя — карта России (присутствует на стенде на всем протяжении темы); магнитофон, кассета с записью колокольного звона.

Предварительная работа. Заготовьте флажки для отметок на карте. Узнайте об истории возникновения родного города.

Ход урока

Учитель начинает урок с разговора кукол-помощников (у одной из них повязан теплый шарф): «Ты зачем так тепло оделся? В классе тепло». — «В классе-то тепло, а наверху холодно». — «Где наверху?» — «Ну, как же, ведь мы сейчас отправляемся в путешествие на воздушном шаре!» Учитель: «А ребят вы с собой возьмете? И самое главное — куда вы летите?» Куклы-помощники: «Конечно, возьмем. А полететь нам хочется над нашей страной, посмотреть, какие в ней есть города». Учитель: «Это замечательная идея. Ребята, давайте и мы приготовимся к путешествию. Для этого откроем учебники на с. 8—9 и приготовимся к встрече с новым и интересным». Дети открывают учебники.

Учитель: «Усаживайтесь поудобнее. Ну вот мы полетели. Поднимаемся все выше, выше. Уже и нашей школы не видно. И нашего города не видно. Под нами — бескрайние просторы. Реки, озера, леса. А вот и наша первая остановка. Давайте снижаться. Это город Белгород. (Учитель отмечает на карте значком месторасположение Белгорода.) Ну вот мы и совсем близко. (Учитель обращает внимание детей на соответствующую фотографию.) Город Белгород раскинулся на равнине и холмах. Мы подлетаем к нему со стороны холма. Посмотрите, с вершины холма поднимается к небу колокольня. С такого высокого места она лучше видна прохожим и жителям этого города. А как называют жителей Белгорода? (Белгородцы.) И звон колоколов свободно плывет над городом. Вслушайтесь в название города — Белгород. Оно и само напоминает торжественный, сильный, величавый колокольный звон. Давайте попробуем изобразить, как могли бы колокола вывести название Белгород».

Вслед за учителем дети произносят нараспев: «Бел-го-род, Бел-го-род». Можно разделить класс на две группы. Одна произносит название в замедленном темпе, другая — в ускоренном. Получается «перезвон». Здесь уместно включить кассету с записью колокольного звона.

Учитель: «Какое красивое название! Как вы думаете, какие два слова спрятаны в этом названии? (Белый и город.) Когда-то давным-давно был заложен город на вершине мелового, белого холма. Может быть, отсюда и его название».

Далее учитель читает вывод на с. 9 учебника: «Каждый город красив по-своему. Словно человек, он зовется особым именем». Предлагает детям «полететь» открывать красоту других городов и говорит: «Вот и город Ростов Великий. В его названии находится уменьшительная форма древнего русского имени Ростислав — Рост. (Учитель отмечает на карте расположение города.) Город раскинулся по берегу озера Неро. Так же как у разных людей бывают одинаковые имена, так и у городов бывают тезки (города с такими же названиями). Вот и Ростова в нашей стране два. Для того чтобы их различать, один называют «Ростов Великий», а другой — «Ростов-на-Дону». Как вы думаете, почему когда-то, очень давно, наши предки решили основать город на берегу такого прекрасного озера?» Дети обсуждают с учителем особенности расположения города на берегу большого водоема.

Учитель: «А теперь мы перенесемся в другой прекрасный город. О том, где он расположен, подскажет нам его название: Владивосток. Какая сторона света кроется в его названии? (Восток, «владей Востоком».) Вот мы и устремимся на восток нашей Родины, туда, где прежде всего восходит солнце и куда раньше всех других городов приходит один из ваших самых любимых праздников. Какой?» (Новый год.) Учитель укрепляет на карте флажок и говорит: «Посмотрите, как отражаются огни этого портового города в соленых водах Тихого океана. Похоже на огни новогодней елки. Морская гладь окружает город с трех сторон. Ребята, как вы думаете, какую пользу дает городу близость к океану? Ведь соленую воду нельзя пить. (Открываются морские пути, а значит, связь со всем миром через великий Тихий океан; появляется возможность морского рыболовства; с самого своего возникновения этот город — ворота в мир, город-защитник, город-рыбак, торговый город.) Улицы Владивостока сбегают с холмов к океану подобно речкам. Город как будто поднимается из вод».

Далее учитель предлагает детям «полететь» в город, расположенный на равнине, и задает вопрос: «Кто догадается, что значит слово «равнина»? Представьте себе, как будет выглядеть город, построенный на почти плоской, ровной местности. (Дети высказывают предположения.) Его улицы будут вольно убегать далеко-далеко и теряться за горизонтом. Один из таких городов — Омск, город в Сибири, на берегах рек Омь и Иртыш. От названия реки Омь происходит и название города». Учитель отмечает город на карте. Дети рассматривают фотографию на с. 9 учебника. Учитель обращает внимание учеников на прямые, устремленные вдаль улицы, бегущие по городу. Можно предложить детям приложить линейку, чтобы убедиться в этом. Учащиеся с помощью учителя образуют от названия города слово, которым называются жители города Омска (омичи).

Учитель: «А бывает и так, что окружающая природа словно берет творение человеческих рук и разума под свою охрану. Как будто великан держит его в надежных и крепких каменных ладонях. Так и выглядит город Абаза в горах Западного Саяна. (Учитель делает отметку на карте.) Посмотрите, как уютно расположился этот город между гор. Они охватывают его надежным кольцом. А внутри этой природой созданной крепости зеленеет и шумит город. Как вы думаете, почему первым строителям захотелось построить город именно в этом месте? Как называют жителей этого города?» (Абазинцы.)

Далее учитель сообщает: «Заканчивается наше путешествие. Мы подлетаем к зданию нашей школы. Ребята, а теперь скажите, какой город кому понравился больше остальных». Дети рассказывают о своих впечатлениях. (Например: замечательно увидеть разные города с высоты птичьего полета. Только с высокой точки обзора можно по-настоящему понять, как красота города связана с природой и зависит от нее.) Учитель: «А теперь пусть каждый, кто хочет, расскажет о том городе, который он любит. Где он построен? Чем он дорог? Когда родился этот город?»

Учитель кратко рассказывает историю возникновения родного города, раскрывает смысл его названия, называет дату возникновения города, пишет ее на доске. Дети записывают дату на соответствующей строке задания № 1 рабочей тетради (с. 6). Затем учитель обращает внимание детей на то, каковы природные особенности места, где расположен город, как это влияет на ширину и длину улиц, их извилистость или прямизну, на этажность зданий, цвет и фактуру материала, из которого построены наиболее примечательные здания, составляющие его архитектурную доминанту.

Учитель: «Ребята, мы уже не раз обращались к прошлому наших городов. Давайте рассмотрим изображения старинного и современного Санкт-Петербурга на с. 10—11 учебника, назовем приметы городской жизни в прошлом и настоящем. Обратите внимание на то, как одевались жители этого славного города в прошлом, и на то, как одеваются сейчас. Кстати, как называют жителей Петербурга?» Проходит обсуждение. После этого ученики выполняют задание на с. 11 учебника (подбор транспорта для каждой пары персонажей).

Затем учитель зачитывает вывод со с. 11 и предлагает выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 6).

Национально-региональный компонент. Познакомьте детей с особенностями ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); расскажите о значении его названия и о его происхождении. Представьте детям архитектурную доминанту города, расскажите, каково ее историко-культурное значение.

Физкультминутки (в форме игры «Царевна-королевна»). Рядом с учителем стоит ведущий (девочка — царевна; мальчик — царевич). Дети за учителем произносят текст, притопывая ногами:

По городу ходила, по городу бродила Царевна-королевна, царевна-королевна. Распахнулися ворóта, распахнулися ширóко, Царевна-королевна, царевна-королевна. (Поднимают руки и разводят их.) Дулась, дулась, повернулась, Кругом себя перевернулась. Кого любишь, выбирай!

 

Дети поворачиваются вокруг себя. Ведущий выбирает нового игрока, который выходит к месту учителя, и игра повторяется. Текст изменяется соответственно тому, кто находится в роли ведущего — девочка или мальчик.

Рекомендации для занятий в семье. Завершите вместе с ребенком задание № 1 на с. 6 рабочей тетради. Подготовьте рисунки по теме «Мой любимый город» для оформления школьной выставки.

Поиграйте во время прогулки с ребенком в игру «Города». «Попутешествуйте» по карте, расскажите о тех городах, где вам приходилось бывать.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...