Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 49. ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ




Задачи урока: систематизировать представления детей о важности профессии земледельца в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; на конкретных примерах показать, какими качествами должен обладать мастер того или иного дела, профессионал.

Планируемые достижения учащихся: расширение словарного запаса, касающегося темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца.

Оборудование. У учителя — таблички с названиями профессий; запись классической музыки, магнитофон. У учащихся — 1-я часть учебника дополнительно ко 2-й части.

Предварительная работа. Подготовьте таблички с названиями профессий.

Ход урока

Урок начинается с диалога кукол-помощников: «Чем это ты бросаешься?» — «Хлебом, который от обеда остался». — «А ты этот хлеб растил?» — «А чего его растить. Бросил в землю зерна, они сами и вырастут. Не велик труд!» — «Ой, какой же ты быстрый. Ты, наверное, знаешь и как хлеб испечь?» — «Не надо ничего печь. Сходи в магазин и купи».

Учитель: «Ребята, а вы с кем из наших друзей согласны?» (Ученики высказывают свое мнение.) А как вы понимаете пословицу «Хлеб — всему голова»?» Учитель подводит итог рассуждениям: «Действительно, хлеб — всему голова. Вот почему так важен труд хлебороба. А что значит слово «хлебороб»? (Тот, кто робит — работает — делает хлеб.) Даже в самом названии этой благородной профессии слова «хлеб» и «работа» — соседи. Без большого труда не будет хлеба. Хлебороб должен знать и любить землю, быть терпеливым и выносливым. А как вы думаете, что значит любить и знать землю? (Без любви работа будет сделана спустя рукава, небрежно, без любви не ладится ни одно дело. Любить землю — значит беречь ее, хранить, заботиться о ней. А знать — это знать секреты хлеборобного дела: когда можно пахать землю, когда сеять.) А для чего хлеборобу, землепашцу терпение и выносливость?» (Хлеб растет долго, плоды труда видны не сразу, их нужно дождаться. Пока хлеб не убран с поля, его может побить град, выжечь солнце в засуху или залить вода в ненастье. Труд на земле тяжелый. Человек должен обладать физической силой, чтобы справиться с ним.)

Учитель: «И вот когда в выращивание хлеба вложены и любовь, и знание земледельческих секретов, и терпение, и выносливость, тогда этот труд становится таким, как о нем написал Иван Алексеевич Бунин». Учитель читает стихотворение на с. 37 учебника в сопровождении музыки. Спрашивает у детей, какая картина им представилась, какие чувства у них возникли.

Учитель продолжает: «Издавна хлеб очень ценили. И старались, чтобы у каждого хлеб был. Давайте вернемся к 1-й части нашего учебника, откроем с. 68 и вспомним, как писал об этом русский писатель Владимир Иванович Даль. Еще раз рассмотрим на с. 69 хлеб, испеченный из пшеницы и ржи. Сравните между собой колоски пшеницы и ржи. Сравните хлеб пшеничный и ржаной. Чем различаются батон и буханка хлеба? (Формой, цветом, вкусом.) Самая старинная форма хлеба — круглый каравай. Таким хлебом на вышитом полотенце, с солью до сих пор принято встречать уважаемых гостей. Это считается самым великим почетом, самым достойным угощением».

Далее учитель предлагает детям проследить по рисункам 2-й части учебника (с. 36), как в старину выращивали и выпекали хлеб. Ученики определяют последовательность работ, дают им название, сопровождают показом. Выстраивается последовательность: пахать — сеять — косить — молотить — молоть — печь — есть. К каждому действию учитель с детьми подбирают движение, повторяют их последовательность с ускорением темпа. Затем учитель умышленно путает очередность движений или соответствие движения и названия работ, проверяя внимание детей.

Ученики рассматривают фотографию с готовыми хлебами. Называют любимые виды выпечки. Учитель просит одного из читающих детей прочитать вопрос: «Что еще выращивают люди на земле?» Дети отвечают.

Учитель: «Ребята, кто знает, что значит слово «ремесло»? (То дело, которым человек владеет, которому посвящает свою жизнь, которым зарабатывает себе на хлеб.) А какое есть современное слово с таким же значением? (Профессия.) А какие профессии вы знаете? Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией? (Мастер.) Значит, чем нужно овладеть, чтобы стать славным, хорошим мастером своего дела?» (Мастерством, т. е. совершенным знанием своего дела.)

Затем читающие дети или учитель читают пословицы со с. 38 учебника и обсуждают их смысл.

Класс разбивается на 8 групп (по количеству профессий, предлагаемых рабочей тетрадью на с. 28—29). Группам выдаются таблички с названием профессии. Учитель: «Вспомните, какие качества мы назвали необходимыми для труда хлебороба. (Любовь к земле, знание секретов земледельческого мастерства, терпение, выносливость.) Итак, в каждой профессии есть свои важные качества. Представьте себе, что вы уже выросли, выбрали себе профессию и овладели ей в совершенстве. Вот к вам приходит корреспондент газеты и спрашивает, какими качествами необходимо владеть в вашей профессии. Каждая группа сейчас подумает и подберет качества, необходимые в той профессии, которая вам досталась; соединит ниточками от клубочков название своей профессии и качества человека, необходимые в ней. А потом объяснит свой выбор корреспонденту». Дети работают по группам — выполняют задание № 1 в рабочей тетради. Учитель подходит к группам и «берет интервью».

Учитель: «На свете существует много профессий. Рассмотрите фотографии мастеров своего дела на с. 38—39 учебника. Назовите их профессии. Подумайте, какие качества нужны для каждой из этих профессий. Вспомните профессии, которые уже встречались на страницах учебника. (Дети могут перелистать 1-ю и 2-ю части учебника и назвать профессии. Учитель записывает их на доске.) Наверное, каждый из вас уже хочет кем-то стать в будущем. Название этой профессии вы и запишете в свои рабочие тетради, а потом тот, кто захочет, объяснит нам, почему выбирает именно эту профессию». Ученики выполняют задание № 2 в рабочей тетради на с. 29.

Национально-региональный компонент. Обсудите с детьми, какими ремеслами, промыслами известен ваш регион.

Физкультминутки включены в ход урока.

Рекомендации для занятий в семье. Поговорите с ребенком о своей профессии. Расскажите о профессиях близких людей. Побеседуйте с ребенком о своих и его детских мечтах о том, кем стать в будущем.

По желанию помогите детям подготовить рисунки к выставке «Я бы в мастера пошел», слепить из пластилина хлебобулочные изделия, из которых впоследствии будет оформлен общий коллаж.


 

За страницами учебника (раздел «Город и село») Проведите экскурсию по родному городу. Посетите музеи, библиотеки, другие культурно-просветительные учреждения вашего города (села). Устройте встречу «Мастер своего дела» с родителями — представителями городских, сельских профессий. Побеседуйте с детьми на темы: 1. О тех, кого мы любим и помним. 2. Если друг оказался в беде. 3. Как просить прощения.

1 Примечание. Уроки 37 и 38 можно поменять местами в зависимости от того, каково местожительство детей, где находится школа — в городе или селе.

 

 


Раздел «Родная страна»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...