Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3. Особенности и методы государственного регулирования




6. 3. Особенности и методы государственного регулирования

в обеспечении антикризисного управления

 

Особая роль среди множества методов государственного регулиро­вания экономики принадлежит методам программно-целевого управления, на их базе которых, как правило, проводятся структурные преобразования экономики. В данном случае речь идет о целевом формировании прежде всего инфраструктурных компонентов рыночной экономики, где ключевой сферой является информационная сфера, играющая решающую роль в государственном управлении экономикой: в частности, в реализации такой управленческой функции, как контроль. Именно поэтому в целях обеспечения объективности необходимо формирование альтернативных информационных источников. Ранее (до 2004 г. ) эта проблема решалась Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству России[108] (далее — ФСФО) с помощью экспертных и совещательных органов посредством привлечения специалистов для экспертиз и консультаций, т. е. ФСФО предоставлено право самостоятельного решения практически всех вопросов формирования информационной системы антикризисного управления[109].

Другой проблемой государственного регулирования финансового оздоровления хозяйствующих субъектов, решаемой программно-целевыми методами, является реструктуризация предприятий. При этом предусматривается прямое государственное вмешательство.

С одной стороны, это предполагает предоставление конкретному государственному органу права решения проблем данного типа, а с другой, обеспечение выбранного органа ресурсами для такой деятельности и для достижения данных целей и было создано ФСФО России (с 2004 г. упразднено), на которое возложили функцию подготовки государственных решений[110]:

¾ принятие участия в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по ре-структуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций;

¾ разработка с участием иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению непла­тежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны, и участие в их реализации;

¾ учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представление предложений по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство РФ;

¾ организация привлечения необходимых финансовых средств для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоров­лению неплатежеспособных организаций, в т. ч. зарубежных инве­стиций;

¾ участие в рассмотрении вопросов о предоставлении государственной финансовой поддержки неплатежеспособным организациям и согласование проектов решений Правительства РФ по этим вопросам.

Важнейшей функцией ФСФО России являлось формирование корпуса арбитражных управляющих и управление[111]:

¾ организация деятельности межведомственных балансовых комиссии, подбор и подготовка специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий, разработка и (или) утверждение соответствующих квалификационных требований и программ обучения;

¾ утверждение требования, предъявляемые к физическим лицам, осу­ществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проведение лицензирования их деятельности;

¾ др.

Таким образом, за ФСФО России были закреплены функции реализации технологии финансового оздоровления предприятий (рис. 20. )

Финансовое оздоровление
  Реструктуризация
Нормативное и др. обеспечение финансового оздоровления
Подготовка антикризисных управляющих

 

 


Рис. 20. Функции государственного регулирования системы финансового оздоровления, выполняемые ФСФО России

 

Для более тесного взаимодействия с местными органами исполни­тельной власти и выполнения возложенных на нее функций ФСФО России создала организационно-штатную структуру, представленную на рис. 21.

 

ФСФО России
Территориальные агентства ФСФО России в субъектах РФ
Территориальные управления по финансовому оздоровлению и банкротству предприятий администрации субъектов РФ
Представительства по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий (районов)
Территориальные комитеты по финансовому оздоровлению и банкротству предприятий городов (районов)

 

 


Рис. 21. Организационно-штатная структура ФСФО России[112]

 

Структурные и функциональные возможности ФСФО России дополнялись правами в отношении оперативной деятельности. Сам порядок организации работы ФСФО России с предприятиями в индивидуальном режиме и режиме мониторинга приведен на рис. 22.

 

 

Рис. 22. Порядок организации работы ФСФО России по финансовому оздоровлению предприятий[113]

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» порядок организации работы ФСФО России по финансовому оздоровлению предприятий были переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Оно является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в т. ч. в области земельных отношений, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений, Федеральной налоговой службе РФ и Министерству экономического развития РФ.

Основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, в пределах установленных полномочий, являются[114]:

¾ проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

¾ осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей), акционерных (хозяйственных) обществ иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, не используемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

¾ разграничение государственной собственности, в т. ч. на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

¾ осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия, при проведении процедур банкротства;

¾ защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории России и за рубежом;

¾ осуществление учета федерального имущества и ведение Реестра федерального имущества.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности объявлены правопреемниками упраздненной Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству и по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства[115].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», Федеральная налоговая служба в делах о банкротстве представляет интересы Российской Федерации, предъявляет требования по уплате долга в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды: т. е. самостоятельно инициирует процедуру банкротства в отношении должника и направляет заявление в арбитражный суд.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...