Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические советы по написанию рефератов




Реферат -Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Написание реферата предполагает длительные временные затраты. Поэтому темы рефератов студент выбирает заранее (на первом-втором семинарском занятии) и определяет вместе с преподавателем сроки его подготовки. На ознакомление одногруппников с результатами работы над рефератом докладчику отводится до 15 минут. После выступления проводится обсуждение реферата: новизна, актуальность темы, подбор интересной информации, грамотность интерпретации данных, обоснованность выводов и т.д. Отмечается заинтересованность автора, его умение логично строить доклад по материалам исследования (реферата), умение доступно изложить полученные факты, сформулировать собственное мнение по исследованной тематике. На обсуждение реферата планируется 7-10 минут.

Написание рефератов способствует закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков научного исследования, творческого мышления, умения самостоятельно решать поставленные перед студентами задачи. Выполнение работы дает студенту возможность углубить уровень знания исследуемой проблемы, показать знание литературных источников и умение работать с ними.

Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).

В написанной работе необходимо четко выразить новизну исследования, актуальность, аргументированность приводимого материала, дать соответствующие выводы и рекомендации.

Существует определенная форма, которой должен следовать студент, выполняющий работу.

Основные требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Работа имеет титульный лист, на котором на верхней части пишется название учебного заведения, института, кафедры, имя, отчество и фамилия студента, курс, группа. Посередине – название темы исследования. С правой стороны – фамилия и инициалы, ученая степень и звание преподавателя, ведущего дисциплину. Внизу – город и год написания работы.

Во введении студент четко обосновывает выбор темы, степень ее разработанности и актуальность исследования.

Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы. В каждой главе студент делает анализ используемых источников, отражает собственную точку зрения по исследуемой проблеме. В конце главы делаются выводы.

Заключение предполагает не только выводы по изучаемой проблеме, но и рекомендации автора.

В список литературы (или список использованных источников, если, кроме списка литературы, включены и интернет-сайты) необходимо включить новейшие источники по проблеме экологической безопасности. При написании работы обязательны ссылки на все используемые источники.

Статистические данные, приведенные в работе и проанализированные самостоятельно студентом, придадут реферату четко выраженный научно-исследовательский характер.

Работа требует также знакомства с периодической печатью, которая отражает актуальную информацию по теме, над которой работает студент.

Объем работы – в пределах 12-15 машинописных страниц. Список литературы – не менее 6 работ, изученных самостоятельно.

Реферат дает возможность не только убедиться в уровне знаний изучаемого студентами предмета, но и установить их склонность к научно-исследовательской работе, что весьма важно для отбора претендентов для обучения в магистратуре.

Особое внимание студенту необходимо обратить на содержание реферата – использование уже готовых (скачанных из Интернет-сети) рефератов недопустимо. С проблемами плагиата при сдаче рефератов борются во всём мире: в некоторых высших учебных заведениях за плагиат студентам грозит даже отчисление. Разрабатываются специальные программы, которые должны помочь преподавателям в выявлении скачанных из Интернетарефератов: например, американская система Turnitin (англ.) или российская «Антиплагиат». Подобный реферат засчитан не будет, написание другого – не допускается.

Вопросы к зачёту

1. Негативные факторы среды обитания и их характеристика.

2. Классификация угроз безопасности в зависимости от характера и степени опасности.

3. Риск как мера опасности, понятие о риске и ущербе.

4. Понятие об устойчивом развитии, принципы устойчивого развития и их содержание.

5. Взаимодействие человека с компонентами среды обитания. Подсистема «биосфера – техносфера».

6. Взаимодействие человека с компонентами среды обитания. Подсистема «человек – техносфера».

7. Взаимодействие человека с компонентами среды обитания. Подсистема «человек – социальная среда».

8. Классификация негативных факторов среды обитания.

9. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания.

10. Химические негативные факторы (вредные вещества), их классификация и характеристика воздействия на человека.

11. Биологические негативные факторы, их классификация и характеристика воздействия на человека.

12. Механические колебания и вибрации, их классификация и характеристика воздействия на человека.

13. Шум, его классификация и характеристика воздействия на человека.

14. Ультразвук, его классификация и характеристика воздействия на человека.

15. Инфразвук, его классификация и характеристика воздействия на человека.

16. Электромагнитные излучения и поля, их классификация и характеристика воздействия на человека.

17. Статические поля, их классификация и характеристика воздействия на человека.

18. Электрические и магнитные поля, их классификация и характеристика воздействия на человека.

19. Ионизирующее излучение, его классификация и характеристика воздействия на человека.

20. Электрический ток и его воздействие на организм человека.

21. Сущность процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.

22. Понятие о возгорании, самовозгорании, воспламенении и самовоспламенении веществ и материалов.

23. Основные опасные факторы воздействия огня.

24. Взрыв и его характеристики. Зоны действия взрыва.

25. Действие взрыва на людей, здания и сооружения.

26. Микроклимат помещений. Понятие о терморегуляции и конвекции.

27. Нормирование параметров микроклимата в производственных помещениях. Классификация работ по тяжести труда.

28. Показатели, характеризующие микроклимат производственных помещений и их характеристика.

29. Мероприятия по обеспечению комфортных климатических условий производственных помещений в образовательных организациях.

30. Производственное освещение. Понятие об естественном, искусственном и совмещенном освещении.

31. Воздействие световых излучений на организм и трудоспособность работающих

32. Психические процессы, регулирующие деятельность человека и его адаптивность к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

33. Психические состояния, регулирующие деятельность человека и его адаптивность к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

34. Психические свойства личности, регулирующие деятельность человека и его адаптивность к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

35. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

36. Организация рабочего места. Выбор положения работающего.

37. Пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места.

38. Конструкция и расположение средств отображения информации.

39. Требования к организации рабочего места пользователя компьютерной техники.

40. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.

41. Чрезвычайные ситуации, вызванные взрывами и пожарами.

42. Чрезвычайные ситуации, вызванные выбросом опасных химических веществ.

43. Чрезвычайные ситуации, вызванные радиационными авариями.

44. Чрезвычайные ситуации, вызванные геологическими опасными природными явлениями.

45. Чрезвычайные ситуации, вызванные метеорологическими опасными природными явлениями.

46. Чрезвычайные ситуации, вызванные гидрологическими опасными природными явлениями.

47. Чрезвычайные ситуации, вызванные природными пожарами.

48. Чрезвычайные ситуации, вызванные массовыми заболеваниями.

49. Чрезвычайные ситуации природного характера. Основные понятия и

50. Современный терроризм, его истоки и характерные черты. Меры по противодействию терроризму.

51. Средства коллективной защиты, их классификация и назначение.

52. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация и назначение.

53. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях.

54. Организация проведения спасательных и других неотложных работ.

55. Цели, задачи, структура и режимы функционирования РСЧС.

56. Цели, задачи, структура и органы управления гражданской обороны.

57. Основные направления и принципы государственной политики в области охраны труда.

58 Стратегия национальной безопасности до 2020 года.

59. Федеральный закон «О безопасности».

60. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды».

61. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

62. Федеральный закон «О пожарной безопасности».

63. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

64. Федеральный закон «О гражданской обороне».

65. Федеральный закон «О противодействии терроризму».

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература:

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с.

2. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. – М.: Высшая школа, 2007. – 592 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Дашков и К, 2007. – 420 с.

4. Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. Изд. 2-е. / В.А.Литвинов. –М.: ЛЕНАНД, 2014. – 328 с.

 

б) дополнительная литература:

5. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др. Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2008. – 423 с.

6. Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда в 2 Т. Т.1. Учебник для академического бакалавриата / Г.И.Беляков. - М.:Издательство Юрайт, 2015. – 352.

7. Ветошкин А. Г. Техногенный риск и безопасность: Учебное пособие/Ветошкин А.Г., Таранцева К.Р., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 198 с.

 

8.Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. - («Профессиональное образование») / В.А.Девисилов.– М.: ФОРУМ, 2010. – 512 с.

 

9. Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с.

10. Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарёв – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.

11. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.

12. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2008. – 334 с.

13. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2009. – 320 с.

14. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: учеб.-практ. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Моск. ин-т открытого образования; [авт.-сост. А.С. Даниленко, В.Ф. Пилипенко]. - М.: Центр "Шк. кн.", 2010. - 119 с. (Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности; Вып. 9).

15. Риск: исследования и социальная практика / Под ред. А.В. Мозговой. — М.: Институт социологии РАН, 2011. — 256 с.

 

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение:

1. Электронные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;

2. Диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений

3. Базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;

4. Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.

5. Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.

6. Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.

7. Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.

8. Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM.

9. Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации: Microsoft Office (Word, Excel, Power Point,).

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: официальные сайты Правительсвенных, законодательных и исполнительных органов власти, Консультант+, Гарант+, электронные библиотеки,

- МИОО: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http:// schol-collection.edu.ru

- fcior.edu.ru

- http://www.mchs.gov.ru/

- http://минобрнауки.рф/

- http://www.mchs.gov.ru/

- http://www.rsl.ru/«Российская государственная библиотека»

- http://www.microsoft.com/ru-ru/default.aspx

- http://elementy.ru/

- ru.wikipedia.org/ или www.wikipedia.org/

- http://www. greenpeace.ru

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Оборудование аудитории

Для проведения лекционных занятий аудитория должна быть оснащена специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации студентам.

Для проведения семинарских занятий по дисциплине должен быть набор демонстрационного оборудования и (или) учебно-наглядных пособий, обеспечивающий показ тематических иллюстраций, определенных программой по дисциплине.

Учебное помещение для семинарских занятий должно быть оснащены специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения.

Учебная аудитория для проведения лекционных занятий и учебное помещение для семинарских занятий должны быть пригодны для проведения промежуточных и итоговых аттестационных мероприятий.

Учебное оборудование и учебно-наглядные пособия хранятся в шкафах, расположенных в учебных аудиториях.

Технические средства

К техническим средствам обучения относится мультимедийный комплекс для демонстрации тематических иллюстраций и иных компьютерных разработок, тренажёры и макеты.

Наглядные пособия

Аудитория оборудуется как натуральными, так и изобразительными наглядными пособиями, обеспечивающими зрительную наглядность и являющиеся одновременно источником информации в соответствии с обязательным минимумом содержания основной образовательной программы подготовки выпускника.

Для обучающихся обеспечена возможность получения информации при выполнении самостоятельной работы: доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам через сеть Интернет.

Библиотечный фонд института укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплине

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...