Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14: Профотбор и профессиональная консультация




Вопросы:
1. Сущность, цели и задачи профотбора (подбора).

2. Этапы профотбора. Психологические критерии пригодности к профессии.

3. Методики профотбора.

4. Цель, задачи, принципы, методы и виды профконсультаций.

Форма занятия: лекция

Основные понятия: Профотбор и профессиональная консультация

Цель лекции: познакомить студентов с особенностями проведения профотбора и профессиональных консультаций.

Основное содержание лекции:

Профессиональный отбор – специально организованный процесс, цель которого – выявить и определить с помощью специальных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по тем или иным профессиям.

Он является своеобразным продолжением компонента системы профориентации – предварительной профессиональной диагностики.

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида: констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопроса о пригодности к профессии того или иного лица к конкретной профессии; организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями к той или иной профессии.

Профотбор (подбор) чаще проводят с целью выявления соответствия или несоответствия человека к какой-то определенной профессии.

Этапы работы по профотбору: предварительное собеседование; заполнение стандартной формы анкеты, прием «резюме» от самих кандидатов; проверка информации, с прежни мест работы и учебы, проверка рекомендаций; тестирование кандидатов – личностные опросники, тесты интеллектуальных, специальных способностей, решение проблемных ситуаций; медицинское обследование (при необходимости), запрос в наркологический, психоневрологический диспансер; серия интервью - с руководителем, специально созданной комиссией; окончательное решение о зачислении на работу.

При проведение профотбора можно выделить возможные ошибки при оценке кандидатов: ошибки центральной тенденции; ошибка снисходительности; ошибка завышенной требовательности; эффект ореола; ошибка контраста; стереотипизация в оценке.

В современной профориентационной работе можно выделить конкретные методы традиционного профотбора: методы профессиональной диагностики: оценка основных свойств нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов; оценка познавательных процессов; оценка психомоторных процессов; изучение свойств личности: личностные опросники, проективные методы, оценка темперамента, оценка интеллектуальных способностей, оценка мотивационной сферы, оценка нервно-психической (мотивационной) напряжённости; тесты достижений; нетестовые методы изучения личности.

Профессиональная консультация (от лат. professio - род занятий, consultatio - совещание) - совместная деятельность консультанта и консультируемого, направленная на решение вопросов, связанных с выбором профессии, планированием профессиональной карьеры, построением нового профессионального проекта и т.п. с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества, народного хозяйства; это система мер по оказанию действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности.

Типами профконсультации являются: ранняя, детская профконсультация; профориентация и профконсультация в годы учёбы в школе; профконсультация учителей учащихся; профконсультация родителей учащихся; профконсультация старшеклассников и выпускников школ; помощь абитуриентам в уточнении специальности; профотбор на профессии с особыми условиями труда; профконсультация безработных при смене работы; профконсультация работников кадровых служб предприятий; профконсультация подростков и взрослых инвалидов; консультация уже работающих специалистов по вопросам планирования и реализации карьеры в рамках данной организации; ретроспективная профконсультация.

Профессиональная консультация должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях к профессии - с другой.

Профессиональная консультация способствует установлению оптимального соотношения между стремлениями и возможностями человека и реальными потребностями страны в специалистах соответствующей квалификации и играет важную роль в профессиональном самоопределении. Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

В ходе профконсультации учащиеся должны получить информацию о социальных, производственных и материальных условиях, в которых они будут находиться в связи с выбором ими соответствующей профессии. Очень важно познакомить учащихся с основами трудового законодательства в обществе переходного периода, а также, применительно к избираемому ими производству.

В соответствии с этим профконсультант должен знать общую структуру личности школьника и основы профессиографии. При этом очень важно знать профессиограммы и квалификационные характеристики специальностей, особенно характерных для данного экономического района.

Во время профориентации необходимо иметь также показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру.

В профконсультационной работе с учащимися можно выделить четыре этапа: подготовительный (решает задачу постановки перед учащимися для самостоятельного обдумывания проблемы «кем быть?»; основной (должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии. Ведется она в течение всего периода школьного обучения); завершающий (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими особенностями ученика; уточняющий (нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессиональных училищах, техникумах, вузах, на предприятиях, центрах занятости и т.д.).

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной. Она может быть психолого-педагогической, медицинской, справочной (профессиональной).

В организации профессиональных консультаций важное значение имеет методика их проведения. Прежде всего, профконсультацию следует рассматривать как длительный психолого-педагогический процесс.

В целях профконсультации может быть использована вводная школьная лекция, построенная по следующему плану: многообразие мира профессионального труда в нашей стране; важность и трудность выбора профессии молодыми людьми; условия правильного выбора профессии (соответствие личных качеств, интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений и направленности к избранной профессии при одновременном соответствии этой профессии потребностям общества); сведения о рынке труда; информация о конкурсах для поступления в профессиональные учебные заведения.

При проведении профконсультации используются: профориентационный рассказ, лекция, беседа, разъяснение, убеждение, анализ профессиограмм и квалификационных характеристик, анализ профориентационных дел учащихся, экскурсии, метода положительного трудового примера, «проба сил» в избранной профессии, просмотр кинофильмов, видеофильмов и телепередач о профессиях, прослушивание радиобесед о выборе профессии, работа с банком профконсультационных материалов в компьютерном кабинете.

Литература:

1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / 2.Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

3.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 28-38.

4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2006. – 512 с.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

1. Какова сущность, цели и задачи профотбора?

2. Перечислите этапы профотбора.

3. Какие выделяют психологические критерии пригодности к профессии?

4. Какие вы знаете методики профотбора?

5. Цель, задачи, принципы, методы и виды профконсультаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...