Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию




При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.

При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия на занятии, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару

Задания для самостоятельной работы:

1.Изучить содержание книги «Теоретические основы профес­сиональной ориентации» С. Фукуяма (Япония), (индивидуаль­но), переработать в краткий опорный конспект и обосновать взаимосвязь отдельных теоретических положений японской и отечественной профориентации. Ответить на вопрос: почему в японской системе профориентации придается большое значе­ние организации профессиональных проб для учащихся? (Форма контроля - заслушивание сообщения на лекционном или практическом занятии).

 

2.Составить сравнительную таблицу, иллюстрирующую зару­бежные и отечественные теоретические положения профес­сиональной ориентации и самоопределения молодежи; обозначить общие и отличительные параметры. (Форма контроля - коллоквиум).

3.Исследовать проблему профессиональных предпочтений старшеклассников отдельных школ г.Благовещенска и Амурской области и представить результаты на одном из лекционных или практических занятий.

4.Разработать систему диагностических методик для профессиональных консультаций различного типа для подростков.

5.Разработать профориентационный проект психолого-педагоги-ческого сопровождения учащихся 8-11 классов и представить к защите на практическом занятии. (По возможности подготовить компьютерный вариант презентации).

6.Изучить содержание Концепции профильного обучения на старшем этапе общего образования и составить опорный конспект. (Форма контроля - предъявление и комментарий на консультации перед экзаменом).

7.Подготовить методическую копилку - рекомендации для школьного психолога по проведению развивающей профессиональной консультации, (форма контроля - собеседование на консультации).

Тестовые задания


Инструкция для студента:

Тест содержит 24 задания, из них 14 заданий – часть А, 5 заданий – часть В, 5 заданий – часть С. На его выполнение отводится 90 минут. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Верно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл, части В – 2 балла, части С – 5 баллов.

ЧАСТЬ А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выполнив задание, выберите верный ответ и укажите в бланке ответов.

А 1. Кого принято считать основоположником теории профориентации, возникшей в 1880-х годах в США?

А. Холланд Д.

Б. Парсонс Ф.

В. Берн Э.

Г. Сьюпер Д.

А 2. Какое понятие раскрыто в следующем определении: «…процесс активизации внутренних психологических ресурсов субъекта в познавательной, исследовательской, практической деятельности по построению личного профессионального плана».

А. Профессиональное самоопределение.

Б. Профессиональная ориентация.

В. Профессиональная карьера.

А 3. Решение проблем, связанных с выбором профессии, направлено на:

А. Осмысление субъектом содержания и способов самоопределения.

Б. Развитие общеучебных умений.

В. Формирование межличностных отношений.

А 4. К какой группе относятся следующие методы профориентационной работы: стимулирование, тренинг общения, активизирующие профориентационные игры, положительный пример, взаимопомощь.

А. Информационно-справочные.

Б. Диагностические.

В. Морально-эмоциональной поддержки.

А 5. Какому типу самоопределения соответствует следующая характеристика: «Социальный запрос, соответствие интересам личности, формализация»

А. Профессиональному.

Б. Жизненному.

В. Личностному.

А 6. Какому понятию соответствует следующее определение: «Особая сфера деятельности педагога как фасилитатора, ориентированная на взаимодействие со школьниками по оказанию им поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избирательной профессиональной деятельности и самоутверждения в ней».

А. Профессиональная ориентация.

Б. Социально-профессиональное самоопределение.

В. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения школьников.

Г. Карьера.

А 7. Кто автор книги «Человек в поисках смысла»?

А. Франкл В.

Б. Бердяев Н.

В. Фукуяма С.

А 8. Какому понятию соответствует определение: «… – Свойства личности, совокупность которых является потенциальными и актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности профессиональной деятельности».

А. Профессионально важные качества.

Б. Профессиональная готовность.

В. Профессиональная мобильность.

Г. Профессиональный отбор.

А 9. Следующая последовательность процедура профориентационной работы:

1.исследование психологической структура профессии;

2. определение соответствия профессии ПВК человека;

3. проведение диагностики индивидуально-личностных особенностей и ПВК человека;

4. исследование операционально-технологической структуры профессии;

5. проведение анализа и самоанализа психологических особенностей личности и ПВК человека; отражает понятие:

А. Профотбора.

Б. Профадаптации.

В. Профессиограммы.

А 10. Профессионал – это…

А. Носитель совокупности профессиональных знаний и умений.

Б. Субъект профессиональной деятельности.

В. Исполнитель трудовых функций.

А 11. Кто является автором классификации профессий по профессиональным ценностям: общения, интеллектуальной активности, технической активности, художественной активности, соматической активности, материально-экономической активности?

А. Климов Е.

Б. Йовайша Л.

В. Захаров Н.

Г. Поляков В.

А 12. Какое понятие раскрыто в определении: «Свойства личности, совокупность которых представляет собой способности к данной деятельности, и обеспечивают успешность профессионального обучения и трудовой деятельности»?

А. Профессионально-важные качества.

Б. Психограмма.

В. Профессиограмма.

А 13. Какой метод профессиографии иногда обозначается в литературе как «метод Петра I»?

А. Сравнительный метод.

Б. Трудовой метод.

В. Лонгитюдный метод.

Г. Биографический метод.

А 14. Процедура, позволяющая выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и нормативно заданных (психологических) характеристик профессии и позволяющая подбирать психологические методики для профотбора, разрабатывать обучающие программы для профессионалов, соответствует:

А. Психограмме.

Б. Аналитической профессиограмме.

В. Модели специалиста.

Г. Профессиональной адаптации.

ЧАСТЬ В

Будьте внимательны! Задания части В могут быть 3-х типов:

1) задания, содержащие несколько верных ответов;

2) задания на установление соответствия;

3) задания, в которых ответ должен быть дан в виде числа, слова, символа.

В 1. Дополните перечень компонентов (направлений) традиционной профориентации:

1. Профинформация.

2. Профпросвещение.

3. _______

4. _______

5. _______

В 2. Сгруппируйте.

А. Формы профориентации.

Б. Методы профориентации.

В. Принципы профориентации.

1. Незаконченное предложение. 9. Опросник.
2. Системность. 10. Профориентационной урок.
3. Биографическое описание. 11. Ярмарка профессий.
4. Интервью. 12. Профессиографическая экскурсия.
5. Активизирующие игры. 13. Комплексность.
6. Тестирование. 14. Экспертная оценка.
7. Интеграция. 15. Дифференциация и индивидуализация
8. Анкетирование. 16. Встреча с профессионалом.


В 3. Обозначьте полные названия типов профессий по Е. Климову.

1. Человек –

2. Человек –

3. Человек –

4. Человек –

5. Человек –

В 4. Расшифруйте названия типов профессий по классификации Д. Холланда, основанной на сопоставлении типов личности и типов профессиональной сферы (ниже представлены их первые буквы):

1. Р-

2. И-

3. С-

4. К-

5. П-

6. А-

В 5. Соотнесите понятия.

А. Жизненные планы.

Б. Жизненное самоопределение.

В. Карьера.

1. Процесс достижения наивысших результатов в профессиональной деятельности.

2. Ближайшая перспектива, обусловленная отдаленными жизненными целями.

3. Процесс выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

ЧАСТЬ С

Ответы к заданиям части С формулируете в свободной краткой форме и записываете в бланк ответов.

С 1. В чем заключается содержание справочно-информационой консультации?

С 2. Чем отличаются друг от друга понятия «психограмма» и «квалификационная характеристика специалиста»?

С 3. Дайте определение понятию «профессиональная карьера».

С 4. Дайте определение понятию «профессиограмма».

С 5. Сформулируйте условия, которые необходимо учесть при построении личного профессионального плана.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
За правильный ответ на вопросы заданий части А испытуемый получает
1 балл, заданий части В – 2 балла, заданий части С – 5 баллов.
Перевод тестовых баллов в четырех балльную школу оценок осуществляется по следующей школе.
Неудовлетворительно – до 50 % баллов за тест.
Удовлетворительно – от 50 % до 69 % баллов за тест.
Хорошо – от 70 % до 84 % баллов за тест.
Отлично – более 85 % баллов за тест.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. – М.: Академия, 2004. – 304с.

2. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 2008;

  1. Пряжникова Е.Ю. Профориентация.- М.: Академия. 2005 г.- 486 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2010.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2010.

6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития – М., 2010

  1. Пряжникова, Е.Ю. Профориетация: учеб. пособие для студ.вузов /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 195 – Дополнительная литература

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. – 464с.

9. Маслоу А.Г. Мотивация личности / А.Г.Маслоу. – Спб.: Евразия, 2001. – 478с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб.: Питер, 2002. – 705с.

11. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1988.-№6.-С.26-37.

12. Божович, Л.И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И.Божович.- М.: Изд. Москва, 2008.

13. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. / Под ред. Байбородовой Л.В. – Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, - 2009

14. Психология как профессия./ Под ред. Базарова Т.Ю., Ивановой Е.М., Климова Е.А. – М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, - 2009;

15. Белянский, Н.П. Управление персоналом: учебник /Н.П. Белянский. – Минск: Современная школа, 2008. – С. 159 – 207

16. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации /А.П. Чернявская. - М.: Владос, 2001.- 89 – 107

17. Гейжан, Н.Ф. Методика индивидуальной профконсультации: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений /Н.Ф. Гейжан. - М.: Высшая школа, 1982. – С. 76 - 89.

18. Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие чело­века /Е.А. Климов // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.28-38.

19. Никифоров, Г.С. Профессиональный отбор /Г.С. Никифоров //Управление персоналом. 1998. - №38. - С.39-43.

20. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. вузов по специальности «Психология» /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2005. – С. 367 - 398.

21. Романова, Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы /СПб: Питер, 2006. - С. 367- 483.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...