Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кислотно-основного состояния.




Общая цель занятия: Получить представление о патогенезе типовых нарушений кислотно-основного состояния (КОС) и клинических проявлениях этих нарушений. Научиться дифференцировать виды различных нарушений по показателям КОС.

 

Конкретные цели занятия:

Знать: 1. Главные механизмы регуляции КОС в норме. КОС – как жесткая константа и интегральная система поддержания гомеостаза. 2. Виды и роль буферных систем в регуляции рН крови. 3. Показатели КЩР: их определение, значение, патофизиологическая оценка. 4. Основные формы нарушения КЩР, их классификация. 5. Этиология, патогенез, диагностика газовых и негазовых ацидозов и алкалозов. 6. Обменные, структурные и функциональные нарушения в организме при ацидозах и алкалозах. 7. Компенсаторно-приспособительные реакции при ацидозах и алкалозах. 8. Принципы коррекции ацидозов и алкалозов.   Уметь: 1. Интерпретировать показатели КОС (в крови и моче) при различных нарушениях: а) при ацидозах газовых и негазовых (метаболический, выделительный, экзогенный, комбинированный), б) при алкалозах газовых и негазовых (выделительный, экзогенный). 2. Объяснить патогенез клинических нарушений при патологии КОС. 3. Разбирать тестовые задания по патофизиологии КОС. 4. Разбирать типовые и ситуационные задачи при нарушениях КОС.  

 

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Перечислите буферные системы организма и дайте их характеристики.

2. Какие ионы образуются при повышении РСО2 и какие буферные системы их связывают?

3. Роль легких в регуляции КЩР.

4. Роль почек в регуляции КЩР (опишите механизм ацидогенеза, аммониогенеза, реабсорбции гидрокарбоната).

5. Патогенез клинических нарушений при ацидозе (газовом и негазовом).

6. Патогенез клинических нарушений при алкалозе (газовом и негазовом).

7. Какие параметры учитываются при исследовании кислотно-щелочного равновесия? Объясните их значение.

 

Задания:

1.Ответить на тестовые задания, тестовые и ситуационные задачи.

2.Составить алгоритм диагностики нарушений КЩР.

3.Составить 1-2 ситуационные задачи в соответствии с этим алгоритмом.

4.Составит 3-4 тестовых заданий по теме.

 

Тестовые задания

Укажите все правильные ответы.

1. Какие из перечисленных процессов участвуют в компенсации метаболического ацидоза?

¨ а) повышенное выделение с мочой хлорида аммония

¨ б) альвеолярная гиповентиляция

¨ в) альвеолярная гипервентиляция

¨ г)перемешение Н+ ионов в костную ткань в обмен на ионы Na+ и Са

¨ д) поступление Н+ ионов в клетки в обмен на ионы К+

¨ е) усиленное выведение НСО3 с мочой

¨ ж) связывание Н+ ионов основным компонентом бикарбонатного уровня

¨ з) связывание Н+ ионов белками

¨ и) повышенное образование ацидуретического фактора

Ответ _________________

 

2. Какие из перечисленных процессов участвуют в компенсации респираторного алкалоза?

¨ а) гипервентиляция легких

¨ б) связывание катионов белковым буфером с высвобождением ионов Н+

¨ в) выход в кровь ионов водорода из клеток в обмен на ионы К+

¨ r) уменьшение выделения НСО3 с мочой

¨ д) увеличение выделения НСО3 с мочой

¨ е) поступление в кровь ионов Н+ из костной ткани в обмен на катионы Са++ и Na+

¨ ж) уменьшение реабсорбции гидрокарбоната в почках

¨ з) увеличение реабсорбции гидрокарбоната в канальцах почек

Ответ _________________

 

3. Какие из перечисленных процессов участвуют в компенсации респираторного ацидоза?

¨ а) активация ацидо- и аммониогенеза в почках

¨ б) уменьшение реабсорбции в канальцах почек гидрокарбоната

¨ в) увеличение реабсорбции в канальцах почек НСО3

¨ г) связывание избытка Н+ ионов восстановленным гемоглобином

¨ д) освобождение из белков ионов Н+ в обмен на К+ и Na+

¨ е) освобождение из белков ионов К+ и Na+ в обмен на Н + ионы

¨ ж) гиперкалиемия

¨ з) перемещение ионов хлора в эритроциты в обмен на HCО3

Ответ _________________

4. Как изменяется нервно-мышечная возбудимость при некомпенсированном газовом алкалозе?

¨ а) понизится

¨ б) повысится

¨ в) не изменится

Ответ _________________

 

5. Укажите почечные механизмы компенсации сдвигов KOC?

¨ а) ресинтез гликогена из молочной кислоты

¨ б) экскреция кислых и щелочных соединений

¨ в) калий-натриевый ионообменный механизм

¨ r) ацидогенез

¨ д) уролитиаз

¨ е) аммониогенез

¨ ж) реабсорбция аминокислот

Ответ _________________

6. Для газового алкалоза характерно:

¨ а) уменьшение рСО2 и стандартного бикарбоната крови

¨ б) уменьшение рСО2 и увеличение стандартного бикарбоната крови

¨ в) увеличение рСО2и стандартного бикарбоната крови

Ответ _________________

 

7. При газовом ацидозе наблюдается:

¨ а) увеличение рСО2 и уменьшение стандартного бикарбоната крови

¨ б) уменьшение рСО2 и стандартного бикарбоната крови

¨ в) увеличение рСО2 и стандартного бикарбоната крови

Ответ _________________

 

8. Как изменится показатель титрационной кислотности мочи при метаболическом ацидозе?

¨ а) повысится

¨ б) понизится

¨ в) не изменится

Ответ _________________

Дополните.

9. Укажите границы изменения рН крови, за пределами которых развиваются состояния несовместимые с жизнью:

¨ а) рН меньше ______________

¨ б) рН больше______________

 

10. Назовите наиболее типичные последствия гипокалиемии?

1)______________ 2)______________ 3)_______________

 

11.Для какой формы нарушений КОС характерно развитие судорог и почему?

1) ____________________2) _____________________

 

 

Тестовые задачи

 

Задача №1

Определить наличие и вид нарушений показателей КОС, степень компенсации патологического процесса. Объяснить патогенетический механизм нарушений КОС.

рН = 7,50

рСО2 = 36 мм рт.ст

SB = 28 ммоль/л плазмы

BB = 57 ммоль/л кров

ВЕ = +5,5 ммоль/л крови

ТК = 10 мл щелочи

4 = 11 ммоль/л

NаНСО3 и Nа2 НРО4 увеличены в моче.

У больной неукротимая рвота.

 

Задача № 2.

Определить наличие и вид нарушений показателей КОС, степень компенсации патологического процесса. Объяснить патогенетический механизм нарушений КОС

рН =7,52

рСО2 = 23 мм рт.ст.

SB = 18 ммоль/л плазмы

ВВ = 38 ммоль/л крови

BE = -4 ммоль/л крови

ТК = 12 мл щелочи

4 = 17 ммоль/л

Na2HPO, и NaHCO3 увеличены в моче.

Больного оперируют с применением аппарата для искусственного дыхания.

 

Задача № 3.

Определить наличие и вид нарушений показателей КОС, степень компенсации патологического процесса. Объяснить патогенетический механизм нарушений КОС.

рН = 7,25

рCO2 = 35 мм рт.ст.

SB = 17 ммоль/л плазмы

ВВ = 27 ммоль/л крови

BE = - 9 ммоль/л крови

ТК = 14 мл щелочи

4 = 12 ммоль/л

У больного тяжёлая форма хронического гломерулонефрита с первичным поражением выведения с мочой нелетучих органических кислот.

 

Задача №4

Определить наличие и вид нарушений показателей КОС, степень компенсации патологического процесса. Объяснить патогенетический механизм нарушений КОС

рН = 7,25

рСО2 = 35 мм рт.ст.

SB = 15 ммоль/л плазмы

ВВ = 25 ммоль/л крови

ВЕ = - 8,5 ммоль/л крови

ТК = 70 мл щелочи

NH4 = 58 ммоль/л

Увеличено содержание Na H2PO4 в моче. Гиперкалиемия. Гиперкальциемия. Гипернатриемия. Декальцинация костей.

 

Задача №5

Определить наличие и вид нарушений показателей КОС, степень компенсации патологического процесса. Объяснить патогенетический механизм нарушений КОС.

рН = 7,20

рСО2 = 75 мм рт.ст.
SB = 30 ммоль/л плазмы
BB = 62 ммоль/л крови
BE = +2,8 ммоль/л крови
Т К = 65 мл щелочи
4 = 60 ммоль/л

 

Задача № 6

Определить наличие и вид нарушений показателей КОС, степень компенсации патологического процесса. Объяснить патогенетический механизм нарушений КОС

рН = 7, 36
рСО2 = 36 мм рт.ст.
SB = 19,5 ммоль/л плазмы

ВВ = 39 ммоль/л крови

BE = -5 ммоль/л крови

ТК = 37 мл щелочи

 

Ситуационные задачи

Задача №1

Больной с травмой головного мозга, сопровождаемой повторной рвотой, одышкой и нарушениями памяти поступил в реанимационное отделение. При анализе крови по методу Аструпа выявлены следующие показатели КОС: рН = 7,56; рСО2 = 36 мм рт.ст.; SB = 27 ммоль/л плазмы; ВВ = 50 ммоль/л крови; ВЕ = +5 ммоль/л крови.

Какой вид нарушений КОС развился у больного?

Задача № 2.

 

В стационар госпитализирован больной в тяжёлом состоянии с обострением хронического гломерулонефрита. При анализе крови по методу Аструпа выявлены следующие показатели КОС: рН = 7,25; рСО2 = 35 мм рт.ст.; SB = 13 ммоль/л плазмы; ВВ = 29 ммоль/л крови; ВЕ = 10 ммоль/л крови; ТК = 10 мл щелочи; МН, = 9 ммоль/л.

Какой вид нарушений КОС развился у больного? Каков их механизм?

Задача №3

В реанимационное отделение стационара госпитализирован больной с сахарным диабетом в коматозном состоянии, с нарушениями дыхания (периодическим дыханием Куссмауля). При анализе крови по методу Астр> па выявлены следующие показатели КОС: pН = 7,17; рСО2 = 50 мм рт.ст.; SB = 15,5 ммоль/л плазмы; ВВ = 38,0 ммоль/л крови; BЕ = 13 ммоль/л крови; ТК = 70 мл щелочи; NH„ = 60 ммоль/л. Кетоновые тела крови — 68 мг%.

Какой вид нарушений КОС развился у больного? Каков их механизм?

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

2. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

3. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд.- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

4. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

5. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

6. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

7. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

8. Хетагурова Л.Г. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии/ Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, Л.Т.Урумова, З.А.Такоева, И.Р.Тагаева. – Владикавказ:Из-но-полигрф. предп. им.В.Гассиева, 2007. -224с

 


РАЗДЕЛ III

ЧАСТНАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

Практическое занятие №14

 

Тема занятия: Патология системы красной крови. Качественные и количественные изменения эритроцитов.

Общая цель занятия: Изучить морфологические признаки анемий, некоторые признаки усиленного распада эритроцитов

Конкретные цели занятия:

Знать Уметь
1. Патологические формы эритроцитов. 2. Понятие анемий. Этиологию, патогенез и классификацию анемий. 3. Классификацию и патогенез гемолитических анемий, картину периферической крови 4. Механизм распада гемоглобина. 5. Прямые и косвенные признаки гемолиза эритроцитов. 1. Характеризовать основные гематологические проявления анемий - появление регенеративных и дегенеративных форм эритроцитов. 2. Различать в мазке крови патологические формы Er 3. Справляться с тестовыми заданиями  

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Дать определение понятия «патологические формы эритроцитов»?

2. Какая клетка является родоначальником эритроцитов?

3. Какие основные изменения претерпевают красные кровяные клетки при своем созревании?

4. Описать дегенеративные формы эритроцитов.

5. Какие эритроциты периферической крови относят к регенеративным формам?

6. В чем отличие нормоцитов от ретикулоцитов?

7. Дайте определение анемии?

8. Указать главные и дополнительные признаки анемии?

9. Дать патогенетическую классификацию анемий?

10. Объяснить, как определяется степень тяжести анемии?

11. Указать классификацию анемий по уровню эритрометрических показателей?

12. Перечислите этиологические факторы постгеморрагической анемии?

13. Составить схему патогенеза острой постгеморрагической анемии.?

14. Какие изменения гематологических показателей характерны для состояния после острой кровопотери через 30-40 минут?

15. Какие изменения гематологических показателей характеры для острой кровопотери средней степени тяжести через 24-48 часов?

16. Обосновать отсутствие гемодинамических признаков при хронических постгеморрагических анемиях?

17. Опишите картину крови при острой постгеморрагической анемии?

18. Составьте классификацию гемолитических анемий?

19. Какие гемолитические анемии передаются по наследству?

20. Перечислить признаки усиленного распада эритроцитов?

21. Составить схему механизма наследственных гемолитических анемий?.

22. Описать патогенез при наследственном сфероцитозе?

23. Опишите картину крови при гемолитической анемии?

Задания:

1. Ответить на тестовые задания, типовые и ситуационные задачи.

2. Составить 1-2 типовые задачи по 1 классу анемий. Составить 2-3 ситуационные задачи, по 1 классу анемий.

План последовательного разбора анализа красной крови.

1. По наличию олигоцитемии (эритропении) и гипохромии определяем наличие анемии.

2. По степени выраженности гипохромии определяем тяжесть анемии.

3. По наличию или отсутствию универсального признака недостаточности кроветворения, определяем класс анемии: I класс – если ретикулоцитоз соответствует тяжести анемии, II класс – если ретикулоцитоз не соответствует тяжести анемии.

4. Подсчет эритрометрических показателей.

5. Определяют вид анемии. Если в п.3 установлена анемия I класса, выясняют имеются ли в анализе признаки усиленного распада Er. Если да, то это гемолитическая анемия, если нет - постгеморрагическая. Острую и хроническую постгеморрагические анемии дифференцируют по эритрометрическим показателям. Острая постгеморрагическая анемия нормохромная и нормоцитарная, для хронической характерен синдром ложной гипохромности (ЦП и ОП снижены, а ПН в N). Если в п.3 установлена анемия II класса, смотрят - какие из частных признаков недостаточности кроветворения имеются в анализе крови. Для железодефицитной анемии характерен синдром истинной гипохромности (снижены все показатели). Для анемии от недостатка антианемического фактора характерны эмбриональный тип кроветворения (мегалобласты в крови), признаки усиленного распада Er, синдром ложной гиперхромности (ЦП и ОП повышены, ПН в N или снижен). Для апластической анемии характерно отсутствие ретикулоцитов.

 

Тестовые задания.

Укажите все правильные ответы.

I. Какие из перечисленных анемий характеризуются гипербилирубинемией?

а) наследственная анемия Минковского-Шоффара

б) анемия Аддисона-Бирмера

в) наследственная сидеробластная анемия

г) фолиеводефицитная анемия

д) хроническая постгеморрагическая анемия

е) железодефицитная анемия

Ответ:_____________

 

2. Какие из перечисленных анемий передаются:

I) по аутосомно-доминантному типу, 2) по рецессивному типу?

а) наследственная сидеробластная анемия

б) серповидно-клеточная анемия

в) анемия вследствие недостатка фермента глюко-6-фосфатдегидро-геназы

г) микросфероцитарная анемия Минковского-Шоффара

д) талассемия

Ответ:_____________

 

3. Какую донорскую кровь следует переливать новорожденному при резус-конфликте?

а) резус-положительную

б) резус-отрицательную

Ответ ___________

 

4. Возрастает ли концентрация эритропоэтинов при гемолитических анемиях?

а) да

б) нет Ответ:________

 

5. Внутрисосудистый гемолиз эритроцитов наиболее часто возникает при:

а) эритроцитопатиях

б) гемоглобинопатиях

в) переливании несовместимой по группе крови

г) пароксизмальной ночной гемоглобинурии

Ответ:_____________

 

Типовые задачи.

Задача № 1   Эритроцитов 1500000 Гемоглобина 30% Ретикулоцитов 50% Анизоцитоз и пойкилоцитоз хорошо выражены. Нормобласты - 1-2 в поле зрения, изредка встречаются эритробласты. Билирубин крови –3,4 мг% по Бокальчуку (прямая реакция - отрицательная). Абсолютная величина одного эритроцита- 90 /м3 Стеркобилинурия резкая. Резистентность эритроцитов: min – 0,61; mах - 0,15.   Задача № 2   Эритроцитов 1000000 Гемоглобина 20% Ретикулоцитов 60% Гематокритное число 9 Анизоцитоз и пойкилоцитоз резко выражены. Нормобластов - 1-2 в поле зрения, изредка встречаются эритробласты. Билирубин крови – 5,4 мг% по Бокальчуку (прямая реакция - отрицательная). Стеркобилинурия резко выраженная. Резистентность эритроцитов: min - 0,61; mах -0,15.  
Задача № 3   Эритроцитов 3000000 Гемоглобина 45% Ретикулоцитов 50% Гематокритное число - 22 Легкий пойкилоцитоз. Нормоциты – единичные в мазке. Резистентность: min – 0,5; mах - 0,3     Задача № 4   Эритроцитов 1000000 Гемоглобина 20% Ретикулоцитов 60% Гематокритное число 9 Анизоцитоз и пойкилоцитоз резко выражены. Нормобластов - 1-2 в поле зрения, изредка встречаются эритробласты. Билирубин крови – 5,4 мг% по Бокальчуку (прямая реакция - отрицательная). Стеркобилинурия резко выраженная. Резистентность эритроцитов: min - 0,63; mах -0,13.

Ситуационные задачи.

Задача №5.

У рабочего химического производства, появились головные боли, головокружение, снизился аппетит, повысилась утомляемость. При осмотре кожных покровов и слизистых оболочек - выраженная бледность. При пальпации отмечается увеличение и болезненность печени и селезенки.

Анализ крови: эритроциты – 1,7х1012/л, гемоглобин - 30%, ретикулоциты- 55%, общий билирубин крови - 3,4 мг%, прямой билирубин - 0,2 мг%, непрямой билирубин – 3,2 мг%.

В мазке крови: анизоцитоз и пойкилоцитоз хорошо выражены. Нормобластов - 1-2 в поле зрения, изредка встречаются эритробласты.

Какой вид анемии разлился у больного? Обосновать рекомендации.

Задача №6.

После перенесенной психотравмы у ребенка 5 лет, появились диспептические расстройства, резкая слабость, головокружение. При осмотре выявлена резкая бледность с желтушным оттенком (лимонным) кожных покровов и слизистых оболочек. При пальпации увеличение границ печении и селезенки.

Анализ крови: эритроциты - 2300000, гемоглобин - 40 %, ретикулоциты - 50 %, общий билирубин крови - 4,5 мг%, прямой билирубин – 0,4 мг% непрямой билирубин – 4,1 мг%.

В мазке крови: резко выражен сфероцитоз, появились единичные нормоциты.

Какой вид анемии разлился у больного? Обосновать рекомендации.

 

Задача №7

У новорожденного на 3-е сутки жизни появилась желтушность кожных покровов лица и шеи, слизистых оболочек глаз и ротовой полости. В анамнезе мать – Rh-, отец – Rh+. При пальпации увеличение границ печени и селезенки.

Анализ крови: эритроциты 4000000, гемоглобин – 50%, ретикулоциты – 40%, общий билирубин крови – 2,8 мг%, прямой билирубин – 0, непрямой билирубин – 2,8 мг%

В мазке крови хорошо выражен анизоцитоз и пойкилоцитоз, появились единичные нормоциты.

Какой вид анемии развился у больного? Обосновать рекомендации лечения.

 

Задача №8

Возможен ли резус-конфликт, если:

а) мать Rh - положительная, отец Rh - отрицательный, ребенок -?

б) мать Rh - отрицательная, отец Rh - положительным, ребенок -?

У кого и как проявится Rh - конфликт, при каких условиях?

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд.- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

Дополнительная:

13. Гематология детского возраста./под ред. Г.А.Алексеева. -С.Пб., 1998.-543 с.

14. Н.А.Кассирский, Г.А. Алексеев. Клиническая гематология. -М., 1979.

15. Патофизиология крови. Экстремальные случаи. –Под ред. А.И.Воробьева. –М.:Изд.МИА, 2004.-268с.

16. Шиффман Ф. Патофизиология крови. –М.:Изд. «Бином», 2007. -448с.

 


Практическое занятие №15

 

Тема занятия: Патология системы красной крови. Патогенетическая классификация анемий.

Название задания: Распознавание различных анемий по мазкам крови и данным клинического анализа

Общая цель занятия: приобрести навыки дифференциальной диагностики различных видов анемий.

 

Конкретные цели занятия:

Знать Уметь
1. Этиологию, патогенез и классификацию анемий. 2. Патогенетические механизмы различных видов анемий. 3. Универсальный и частные признаки недостаточности кроветворения. 4. Компенсаторные реакции при различных видах анемий 5. Эритрометрические показатели крови и их динамика при различных видах анемий. 6. Виды резистентности эритроцитов и ее зависимость от патологических форм эритроцитов 1. По данным анализа крови определять тяжесть и класс анемии. 2. Интерпретировать типовые анализы крови при различных анемиях. 3. Рассчитывать и интерпретировать эритрометрические показатели при различных формах анемий. 4. Оценивать показатели резистентности эритроцитов при анемиях. 5. Анализировать ситуационные задачи.  

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Укажите этиологические факторы железодефицитной анемии?

2. Составьте схему патогенеза железодефицитной анемии?

3. Перечислите симптомы железодефицитной анемии?

4. Опишите картину крови при железодефицитной анемии?

5. Для каких анемий характерен мегалобластический тип кроветворения?

6. Указать причины мегалобластических анемий?

7. Составьте схему патогенеза В12 (фолиево)-дефицитной анемии

8. Опишите картину крови при В12 (фолиево)-дефицитной анемии?

9. Причины гипо- и апластических анемий?

10. При каких анемиях цветовой показатель остается в пределах нормы?

11. Для каких анемий характерна гипербилирубинемия?

12. Какие анемии могут возникать после резекции желудка?

13. Каковы основные патогенетические звенья апластической анемии

14. При каких анемиях: число ретикулоцитов в периферической крови увеличивается?

15. При каких анемиях: число ретикулоцитов в периферической крови уменьшается?

16. Какие причины наиболее часто приводят к развитию железодефицитных анемий?

17. Какие болезни сопровождаются гипопластической анемией?

18. Назовите три основных патогенетических фактора, играющих роль в патогенезе гипо- и апластических анемий.

19. Назовите триаду наиболее характерных клинических признаков, характеризующих авитаминоз В12.

20. Какие анемии можно отнести к регенераторным?

21. Какие анемии можно отнести к гипорегенераторным?

22. Какие гематологические показатели характерны для железодефицитных анемий?

Задания:

1. Ответить на тестовые задания, типовые и ситуационные задачи в руководстве.

2. Составить 1-2 типовых задач по 2 классу анемий.

3. Составить 2-3 ситуационных задач по 2 классу анемий.

Тестовые задания.

1. При каких состояниях наблюдается простая гиповолемия?

а) через 30-40 мин после острой кровопотери

б) через 6-8 ч после острой кровопотери

в) ожоговом шоке

г) перегревании организма

Ответ: __________

 

2. Какие изменения гематологических показателей характерны для состояния после острой кровопотери средней тяжести через 24-48 часов?

а) восстановление показателя гематокрита до нормы

б) уменьшение показателя гематокрита

в) нормальная величина цветного показателя

г) снижение цветного показателя

д) увеличение содержания ретикулоцитов в крови

е) нормальное содержание гемоглобина в 1 л крови Ответ: __________

 

3. Какие изменения гематологических показателей характерны для хронической постгеморрагической анемии?

а) нормальное или незначительное повышение содержание ретикулоцитов

б) увеличение латентной железосвязывающей способности сыворотки

в) увеличение содержания сидеробластов в красном костном мозге

г) анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов

Ответ:_____________

 

4. Для каких анемий характерен микроцитоз эритроцитов?

а) железодефицитная анемия

б) гемолитическая анемия Минковского-Шоффара

в) острая постгеморрагическая анемия

г) хроническая постгеморрагическая анемия

д) гипопластическая анемия

Ответ:_______________

 

5. Какие анемии характеризуются выраженной гипохромией эритроцитов?

а) хроническая постгеморрагическая анемия

б) гипоплатическая анемия

в) острая постгеморрагическая анемия

г) анемия при дифиллоботриозе

д) наследственная сидеробластная анемия

Ответ:________________

 

6. При каких анемиях наблюдается мегалобластический тип кроветворения?

а) талассемия А

б) анемия, связанная с резекцией подвздошной кишки

в) анемия, связанная с резекцией тощей кишки

г) апластическая анемия

д) анемия, связанная с дифиллоботриозом

Ответ: _________________

 

7. Какие гематологические признаки характерны для:

1) железодефицитной анемии; 2) наследственной сидеробластной анемии;

а) уменьшение содержания железа в сыворотке крови

б) увеличение содержания железа в сыворотке крови

в) уменьш. латентной железосвязывающей способ. сыворотки

г) увеличение латентной железосвязывающей способ. сыворотки

д) уменьшение содержания сидеробластов в красном костном мозге

е) увеличение содержания сидеробластов в красном костном мозге

Ответ:1_____________

2_____________

8. Какие причины могут привести к развитию

1) железодефицитных; 2) В12- и фолиеводефицитных анемий;

а) массивная острая кровопотеря

б) резекция желудка

в) хронические микробные энтериты

г) ахлоргидрия

д) паразитирование широкого лентеца

е) отсутствие фактора Кастла в желудочном соке

ж) образование антител к мембране париетальных клеток желудка

Ответ 1_____________ 2 _________

 

9. Выберите гематологические признаки, характерные

1) для гемолитических; 2) для гипопластических анемий:

а) анизо- и пойкилоцитоз эритроцитов

б) ретикулоцитоз

в) отсутствие ретикулоцитов

г) лейкопения и тромбоцитопения

д) нормохромия эритроцитов

е) гиперплазия костного мозга

ж) гипоплазия костного мозга

Ответ 1_____________

2_____________

 

10. Укажите гематологические признаки, характерные для

1)В12- и фолиеводефицитной анемии; 2) наследственно сидеробластной анемии:

а) уменьшение содержания сывороточного железа

б) увеличение содержания сывороточного железа

в) гипохромия эритроцитов

г) гиперхромия эритроцитов

д) мегалобластический тип кроветворения

е) нормобластический тип кроветворения

Ответ 1_____________

2_____________

11. Укажите наиболее частые причины железодефицитной анемии:

а) недостаточное поступление железа с пищей у детей

б) хроническая кровопотеря

в) беременность и лактация

г) заболевания желудочно-кишечного тракта

д) тяжелые изнуряющие болезни, сопровождающиеся ООФ

е) болезни печени

ж) наследственная атрансферринемия

Ответ:_______________

Типовые задачи.

Задача № 1. Эритроцитов 1500000 Гемоглобина 40% Ретикулоцитов 4% Гематрокритное число 24 Анизоцитоз и пойкилоцитоз резко выражены. Единичные нормобласты и мегалобласты. Билирубин крови 65 мкмоль/л (прямая реакция - отрицательная). Стеркобилинурия. Средняя абсолютная величина одного эритроцита-165/м3 Резистентность эритроцитов: min - 0,52; mах - 0,15 Задача № 2. Эритроцитов 500000 Гемоглобина 10% Ретикулоцитов 0,2% Гематокритное число 4,5 Резистентность эритроцитов: min - 0,48; mах - 0,30  
Задача № 3. Эритроцитов 4000000 Гемоглобина 30% Ретикулоцитов 1% Гематокритное число 20 Резистентность эритроцитов: min - 0,48; mах - 0,30 Средняя абсолютная величина одного эритроцита-60/м3   Задача № 4 Эритроцитов 3000000 Гемоглобина 58% Ретикулоцитов 28% Гематокритное число 25 Легкий пойкилоцитоз. Нормобласты единичные в мазке. Резистентность эритроцитов: min - 0,52; mах - 0,15

Ситуационные задачи.

 

Задача № 5.

Больной, 35 лет, поступил в хирургическую клинику по поводу пулевого ранения грудной клетки. Клинические данные: бледная кожа, артериальное давление 70/40 мм рт. ст., частый, слабый пульс, учащенное поверхностное дыхание. В ходе операции обнаружено массивное внутреннее кровотечение, вызванное повреждением одной из ветвей легочной артерии.

Результаты анализа крови, полученные через 3 дня после проведенной операции:

Гемоглобин - 60% - 80 г/л

Эритроциты - 4500000 - 4,5´1012

Лейкоциты - 10000 - 10´109

Ретикулоциты - 12% - 12%

Мазок крови: много полихроматофилов, оксифильных нормоцитов -2%,

легкий пойкилоцитоз.

Вычислить цветовой показатель. При каких методах окраски мазка обнаруживаются ретикулоциты, полихроматофилы? Сформулировать заключение.

 

Задача №6.

Больной 68 лет, перенесший 7 лет назад тотальную резекцию желудка по поводу язвенной болезни. Поступил в терапевтическую клинику с жалобами на общую слабость, головокружение, сердцебиение, одышку, особенно после физической нагрузки, боль и жжение в области языка, частые поносы, ощущение онемения и "ползания мурашек" в конечностях. Объективные данные: бледно-желтушный цвет кожи и склер, гладкий блестящий, ярко-красного цвета язык.

Результаты анализа крови: Гемоглобин - 36% - 36 г/л

Эритроциты - 1000000 - 1´1012

Лейкоциты - 3000 -З´109

Мазок крови: анизоцитоз (макроцитоз), пойкилоцитоз, мегалоциты с тельцами Жолли, кольцами Кебота, оксифильные и полихроматофильные мегалобласты. Какие изменения в мазке крови являются главными для постановки гематологического диагноза у больного? Каков механизм возникновения патологии у данного больного? Обоснуйте заключение.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

Дополнительная:

13. Гематология детского возраста./под ред. Г.А.Алексеева. -С.Пб., 1998.-543 с.

14. Н.А.Кассирский, Г.А. Алексеев. Клиническая гематология. -М., 1979.

15. Патофизиология крови. Экстремальные случаи. –Под ред.А.И.Воробьева. –М.:Изд.МИА, 2004.-268с.

16. Шиффман Ф. Патофизиология крови. –М.:Изд. «Бином», 2007. -448с.

 


Практическое занятие №16

 

Тема: Патология системы Белой крови.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...