Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Частом поверхностном дыхании; 2) частом глубоком дыхании;3) редком поверхностном дыхании




а) уменьшается

б) увеличивается

в) не изменяется Ответ:

 

14. Для дыхательной недостаточности характерны:

а) одышка

б) анемия

в) тахикардия

г) цианоз

д) изменения напряжения О2 и СО2 в крови

е) изменение показателей вентиляции легких

ж) изменение КОС

з) гипоксия Ответ:

 

15. Какой тип дыхания развивается при стенозе гортани?

а) частое поверхностное дыхание

б) частое глубокое дыхание

в) редкое глубокое дыхание с затрудненным выдохом

г) редкое глубокое дыхание с затрудненным вдохом

д) дыхание типа Биота

Ответ:

 

Ситуационные задачи.

Задача №1.

37-летний мужчина поступил по поводу одышки. В 25 лет обратил внимание на снижение работоспособности и появление одышки. На рентгенограмме повышенная воздушность - вздутие легких. Младший брат 31 года отмечает у себя похожие симптомы. Сердце без патологии. Цианоза нет. Перкуторно коробочный звук.

Провести диф. д-з между бронхиальной астмой, эмфиземой и наследственным дефектом антитрипсиновой недостаточности. Спирометрия и функциональные тесты показывают на повышенную растяжимость легких и снижение эластичности. Электрофорез белков сыворотки - альфа- антитрипсин - 7 ммоль/л (20-55 ммоль/л в норме).

Ваш диагноз. Какой патогенез возникновения патологии можно предположить у больного?

Задача №2.

Мужчина 33 лет долгое время страдает бронхиальной астмой. Прежде приступы развивались при контакте с пыльцой и в состоянии тревоги. 4 дня назад у больного заболело горло, стал чихать, поднялась температура. Стал кашлять. Несмотря на обычную противоастматическую терапию одышка прогрессировала. При аускультации свистящие хрипы на вдохе и выдохе.

Что развилось у больного?.

Рекомендуемая литература:

Основная:

14. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

15. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

16. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

17. Овсянников В.Г. Общая патология: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

18. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

19. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

20. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

21. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

22. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

23. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

24. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

25. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

26. Хетагурова Л.Г. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии/ Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, Л.Т.Урумова, З.А.Такоева, И.Р.Тагаева. – Владикавказ:Из-во-полигрф. предп. им.В.Гассиева, 2007. -224с.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №26

 

Тема занятия: Патофизиология пищеварения

 

Общая цель занятия: Изучить патогенез нарушений основных функций системы пищеварения и патогенез клинических проявлений этих нарушений. Провести исследование переваривающей способности пепсина в условиях усиления процессов брожения в модельном эксперименте (значение актуальной и потенциальной кислотности желудочного сока для переваривания белков пепсином в норме и патологии).

 

Конкретные цели занятия:

Знать: Уметь
1.Общую этиологию и патогенез расстройств пищеварительной системы. Нарушения функциональных связей различных отделов пищеварительной системы в условиях патологии. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы детей. 2.Неспецифические типичные симптомы нарушений основных функций системы пищеварения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, нарушения слюноотделения, жевания, глотания, функций пищевода, желудка, кишечника). 3.Типы патологической секреции. Гипо- и гиперкинетические состояния желудка, симптомы. 4.Патогенетические механизмы синдромов малдигестии и малабсорбции. 5.Патогенез гастритов и язвенной болезни. Хеликобактериоз, его роль в развитии гастритов и язвенной болезни. Демпинг-синдром. 6.Формы и патогенетические механизмы кишечной непроходимости. Кишечная аутоинтоксикация. Дисбактериозы. 7.Значение нарушений пристеночного пищеварения в развитии диспепсий у детей. Клинические синдромы и формы диспепсий. 8.Наследственные дефекты пищеварения у детей. Целиакия, муковисцедоз. Непереносимость материнского молока. 9. Последствия недостаточного и избыточного белкового питания детей раннего возраста. 1.Объяснять патогенез клинических нарушений при патологии пищеварительной системы. 2.По результатам исследования переваривающей способности пепсина в модельном эксперименте с искусственным желудочным соком на практическом занятии, определять типовые нарушения секреторной функции желудка. Сформулировать выводы. 3.Разбирать тестовые задания по патофизиологии пищеварения. 4.Решать ситуационные задачи по патологии пищеварительной системы. Уметь интерпретировать результаты обследования и симптомы.  

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Какова этиология расстройств пищеварительной системы.

2. Механизмы расстройств пищеварительной системы.

3. Нарушения функциональных связей различных отделов пищеварительной системы в условиях патологии.

4. Неспецифические типичные симптомы нарушений основных функций системы пищеварения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, нарушения слюноотделения, жевания, глотания, функций пищевода, желудка, кишечника).

5. Типы патологической секреции. Гипо- и гиперкинетические состояния желудка, симптомы.

6. Патогенетические механизмы синдромов малдигестии и малабсорбции.

7. Патогенез гастритов и язвенной болезни.

8. Хеликобактериоз, его роль в развитии гастритов и язвенной болезни. Демпинг-синдром.

9. Формы и патогенетические механизмы кишечной непроходимости. Кишечная аутоинтоксикация. Дисбактериозы.

10. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы детей.

11. Значение нарушений пристеночного пищеварения в развитии диспепсий у детей. Клинические синдромы и формы диспепсий.

12. Наследственные дефекты пищеварения у детей. Целиакия, муковисцедоз. Непереносимость материнского молока

 

Задание

1. Разобрать тестовые задания.

2.Решать ситуационные задачи. Уметь интерпретировать результаты обследования и симптомы.

3. Составить 3 тестовых задания и 2 ситуационных задач

Тестовые задания

 

Укажите все правильные ответы:

1. Для гиперхлоргидрии и повышенной секреторной функции желудочных

желез характерно:

а) склонность к запорам

б) повышение активности пепсина

в) спазм привратника

г) гипокинез желудка

д) гиперкинез желудка

е) гипокинез кишечника Ответ_______________

2.В развитии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки могут участвовать следующие факторы:

а) инфекция

б) избыточная продукция глюкокортикоидов

в) повышение тонуса парасимпатических нервов

r) повышение образования слизи

д) повышение тонуса симпатических нервов

е) дуоденогастральный рефлюкс Ответ_______________

3. Укажите, что способствует устойчивости Helicobacter pylori к бактерицидному действию желудочного сока:

а) приспособленность к обитанию под слизью в желудке

б) приспособленность к обитанию в слизистой оболочке

в) способность расщеплять мочевину

r) наличие защитного "облака" аммония

д) низкая каталазная активность Ответ_______________

 

4. Укажите факторы патогенеза "аспириновых" язв желудка

а) уменьшение синтеза простагландинов группы Е

б) увеличение синтеза простагландинов группы Е

в) увеличение образования слизи

r) уменьшение образования слизи

д) увеличение обратной диффузии Н+ в слизистой желудка

е) уменьшение обратной диффузии Н+ ионов в слизистой желудка

Ответ_______________

5. Укажите признаки характерные для

1) повышенной 2) пониженной секреции желудочного сока:

а) ускорение эвакуации пищи из желудка

б) замедление эвакуации пищи из желудка

в) натощак большое количество желудочного сока с рН <2,0

г) отсутствие активности пепсина

д) длительный спазм привратника

е) изжога, отрыжка “кислым”

ж) уменьшение образования панкреатического сока

з) усиление перистальтики кишечника, поносы

и) гиповитаминозы

Ответ: 1) повышенной _____________

2) пониженной _____________

6. Какие состояния приводят к усилению перистальтики кишечника?

а) ахилия

б) понижение тонуса парасимпатических нервов

в) повышение возбудимости рецепторов кишечной стенки

г) острый энтерит

д) постоянное употребление пищи, бедной клетчаткой

Ответ_______________

7. Укажите нарушения, возникающие в результате сильного метеоризма:

а) рефлекторное усиление диуреза

б) рефлекторное торможение диуреза

в) изменение АД

г) понижение ВД

д) затруднение дыхания

Ответ_______________

 

8. Укажите вещества, обусловливающие развитие кишечной аутоинтоксикации:

а) сероводород

б) путресцин

в) скатол

г) кадаверин

д) гистамин

е) фенол

ж) серотонин

з) бензол

и) индол

Ответ_______________

 

 

9. Укажите признаки характерные для:

1)острой и 2) хронической кишечной аутоинтоксикации:

а) головная боль

б) падение АД

в) анемия

г) уменьшение болевой чувствительности

д) ослабление сердечных сокращений

е) гипосекреция пищеварительных ферментов

ж) угнетение дыхания

з) развитие комы

Ответ: 1)острой _____________

2) хронической ____________

10. Укажите факторы, играющие существенную роль в патогенезе демпинг-синдрома:

а) быстрая эвакуация пищи из культи желудка в тощую кишку

б) перераздражение рецепторов стенки тощей кишки

в) выброс адреналина, серотонина, образование брадикинина

г) гипогликемия, сменяющаяся гипергликемией

д) расширение и увеличение проницаемости мезентериальных сосудов

е) транссудация жидкой части крови в просвет сосудов

ж) полиурия

з) уменьшение объема циркулирующей крови

и) нарушение кровообращения в мозгу, сердце

Ответ_______________

 

11. Укажите заболевания, вследствие которых нарушается главным образом:

1. полостное пищеварение 2. мембранное пищеварение:

а) механическая желтуха

б) хронический панкреатит

в) недостаточность лактазы

г) дуоденит

д) глютеновая энтеропатия

Ответ_______________

 

12. Укажите последствия:

1. ахолии и 2. панкреатической ахилии:

а) отсутствие желчи в 12-перстной кишке

б) уменьшение рН в 12-перстной кишке

в) отсутствие липазы

г) отсутствие активности липазы

д) нарушение эмульгирования жиров

е) отсутствие расщепления жиров

ж) нарушение всасывания жирных кислот

з) стеаторея

и) усиление брожения и гниения в кишечнике

Ответ: 1.ахолии _____________

2. панкреатической ахилии _______________

13.Укажите причины нарушения мембранного пищеварения

а) заболевания печени, поджелудочной железы, приводящие к нарушению полостного пищеварения

б) резекция тощей кишки

в) нарушение структуры и ультраструктуры стенки тонкой кишки

г) нарушение ферментного слоя на поверхности кишечной стенки

д) нарушение микрофлоры кишечника

е) острый панкреатит

ж) нарушение двигательной и выделительной функций тонкой кишки

Ответ_______________

14. Укажите симптомы, свидетельствующие о нарушении переваривания углеводов:

а) рвота

б) изжога

в) коликообразные боли в животе

г) метеоризм

д) запор

е) понос

Ответ_______________

15. Укажите проявления синдрома мальабсорбции:

а) метеоризм

б) понос

в) запор

г) уменьшение массы тела

д) гипопротеинемия

е) уменьшение аммиака в крови

ж) стеаторея

з) дефицит витаминов А, Д, Е, К

и) дефицит витаминВ12

Ответ_______________

Ситуационные задачи

Задача № 1

Женщина в возрасте 48 лет поступила в стационар с жалобами на сжимающие боли в области живота, вздутие живота, жидкий стул, повышенную утомляемость, уменьшение веса на 18 кг в течение года. Стул 3-4 раза в сутки зловонный, стеаторея. В крови: ¯ альбуминов до 26 г/л (в норме 35-55 г/л), ¯ Нb до 110 г/л, ¯ Fe. О каком синдроме нарушения пищеварения свидетельствуют результаты обследования больной? Какова причина и патогенез синдрома и какие дополнительные исследования вы рекомендуете для постановки окончательного диагноза?

 

Задача №2

Мужчина в возрасте 39 лет поступил в стационар с жалобами на тошноту, жгучие боли в эпигастральной области, периодически возникающие в последние 4 месяца через 1-2 часа после еды длительностью до 30 минут, иногда ночью, слегка уменьшающиеся после приема пищи и антацидных таблеток. При осмотре: живот напряжен при пальпации, особенно в верхнем квадранте. Клинические и биохимические анализы крови в норме. При эндоскопии верхних отделов желудочно-кишечного тракта обнаружена язва луковицы 12-ти –перстной кишки. Каков ваш предварительный диагноз? О каком синдроме нарушения пищеварения свидетельствуют результаты обследования больного и каков его патогенез?

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

13. Шанин В.Ю. Клиническая патофизиология. –С-П.: «Спец. Лит-ра», 1998. – 570 с.

14. Клиническая патофизиология. / В.А.Алмазов, Н.Н.Петрищев, Е.В.Шляхто, Н.В.Леонтьева. –М.: ВУНМЦ, 1999. – 464 с.

 

Дополнительная:

15. Бурдули, Н.М. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. / Н.М.Бурдули. //Учебное пособие. –Владикавказ: Иристон, 2001. – 32с.

16. Бурдули, Н.М. Хронический панкреатит. / Н.М.Бурдули. //Учебное пособие. –Владикавказ: «РУХС», 2006. – 96с.

 

ПРАКТИЧЕСКое ЗАНЯТИе №27

Тема занятия: Патофизиология печени.

Общая цель занятия: Изучить патогенез нарушений основных функций печени и патогенез основных патологических синдромов (гепатаргия, желтухи, портальная гипертензия), определять вид различных нарушений функций печени по результатам лабораторной диагностики: изменению состава мочи и крови при клинических синдромах поражения печени. Добиться правильного понимания основ лабораторной дифференциальной диагностики различных видов желтух.

Конкретные цели занятия:

Знать: 1.Основные синдромы печеночной недостаточности: гепатаргия острая и хроническая, портальная гипертензия, желтухи. Экспериментальное моделирование недостаточности печени (фистулы Экка, Экка- Павлова, экстирпация печени, экспериментальный цирроз). Функциональные пробы при патологии печени. 2.Гепатаргия острая и хроническая: патогенетические механизмы клинических симптомов и функциональные пробы. Нарушения обмена белков, углеводов, жиров, воды, электролитов, и физико-химических свойств крови, барьерной и дезинтоксикационной функций. Патогенез печеночной комы, ее механизмы и проявления. 3.Синдром портальной гипертензии, патогенетические механизмы клинических симптомов. Уметь: 1.Интерпретировать показатели (в крови и моче) в норме и при различных желтухах: а) надпеченочных б) печеночных в) подпеченочных г)наследственных энзимопатических 2.Объяснять патогенез клинических нарушений при патологии печени. 3.Дифференцировать различные виды желтух по сдвигам лабораторных показателей пигментной функции печени, полученных в эксперименте на практическом занятии. Сформулировать выводы. 4.Разбирать тестовые задания по патофизиологии печени, обосновывая заключение. 5.Решать типовые задачи при патологии печени (различные виды желтух). 6. Решать ситуационные задачи, интерпретировать результаты обследования больных с гепатитами, желчно-каменной болезнью (калькулезными холециститами), циррозами (кардиальным, алкогольным, токсическим и др.).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Экспериментальное моделирование недостаточности печени (фистулы Экка, Экка- Павлова, экстирпация печени, экспериментальный цирроз). Функциональные пробы при патологии печени.

2. Основные синдромы печеночной недостаточности: гепатаргия острая и хроническая, портальная гипертензия, желтухи.

3.Гепатаргия острая и хроническая: патогенетические механизмы клинических симптомов и функциональные пробы.

4. Нарушения обмена белков, углеводов, жиров, воды, электролитов, и физико-химических свойств крови, барьерной и дезинтоксикационной функций.

5.Патогенез печеночной комы, ее механизмы и проявления.

6.Синдром портальной гипертензии, патогенетические механизмы клинических симптомов.

Задание.

 

1.Разобрать тестовые задания, обосновывая заключение.

2.Решать типовые задачи при патологии печени (различные виды желтух).

3. Решать ситуационные задачи, интерпретировать результаты обследования больных.

4. Составить тестовые задания, 2 типовые и 2 ситуационные задачи.

Тестовые задания

 

1. Может ли при нарушении функции печени развиться гиповитаминоз А, Д, Е, К?

а) да

б) нет

Ответ____________

2. Верно ли, что наследственные и приобретенные гемолитические анемии сопровождаются развитием синдрома подпеченочной желтухи?

а) да

б) нет

Ответ____________

3. Верно ли, что у больных гемолитической желтухой как правило развивается брадикардия и снижение артериального давления?

а) да

б) нет

Ответ____________

 

4. Характерно ли для печеночной недостаточности увеличение в крови мочевины

а) да

б) нет

Ответ____________

 

5. Верно ли, что для печеночной желтухи характерна гипергликемия?

а) да

б) нет

Ответ____________

6. Верно ли, что при надпеченочной желтухе возникает синдром ахолии?

а) да

б) нет Ответ____________

 

7. Верно ли, что печеночная недостаточность сопровождается гипергликемией и усилением глюконеогенеза?

а) да

б) нет Ответ____________

 

8. Верно ли, что при печеночной недостаточности в крови может повышаться количество альдостерона?

а) да

б) нет Ответ____________

 

9. Укажите кожные симптомы, характерные для больных с заболеванием печени:

а) гиперпигментация ладоней

б) истончение кожи на руках и подмышечных впадин (пергаментная кожа)

в) геморрагические высыпания

г) телеангиоэктазии

д) ксантомы

е) зуд кожи Ответ____________

 

10. Укажите факторы, играющие важную роль в патогенезе асцита, при портальной гипертензии:

а) увеличение гидростатического давления в системе воротной вены

б) уменьшение лимфообразования

в) увеличение лимфообразования

г) снижение онкотического давления крови

д) активация РААС (ренин-ангиотензин-альдостероновой системы)

Ответ____________

 

Типовые задачи

Задача № 1

Указать вид и патогенез желтухи.

Реакция Гиманс ван-ден Берга а) прямая +, б) непрямая +

Количество билирубина в сыворотке крови:

общий – 4,2 мг% (71 мкмоль/л)

прямой – 2,9 мг% (49 мкмоль/л)

непрямой – 1,3 мг% (22 мкмоль/л)

Проба Розина +

Проба с поверхностным натяжением +

Проба Флоранса +

Проба Шлезингера +

 

Задача № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...