Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патофизиология системного кровообращения




Тема занятия: Нарушение кровообращения при расстройстве тонуса сосудов. Артериальные гипер- и гипотензии.

Общая цель занятия: Уметь объяснить этиологию, патогенез нарушений кровообращения при артериальных гипер- и гипотензиях, механизмы стабилизации артериального давления в тех и других случаях с целью патофизиологического обоснования их лечения.

Конкретные цели занятия:

Знать: 1.Этиологию, патогенез, классификациюнедостаточностикровообращения. Нарушения функций сосудов (компенсирующих, резистивных, обменных, емкостных). 2.Этиологию и патогенез гипертонической болезни. Вторичные (симптоматические) артериальные гипертензии. Гемодинамические механизмы и показатели при различных видах гипертензивных состояний. Последствия гипертензий. 3.Артериальные гипотензии. Гемодинамические механизмы острых и хронических гипотензивных состояний. Уметь: 1. Оценить показатели гемодинамики при недостаточности кровообращения сосудистого типа у взрослых и детей. 2. Измерить и оценить АД по способу Н.С. Короткова 3. Объяснить патогенез симптомов сосудистой недостаточности. 4. Дать заключение по ситуационным задачам.

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Дайте классификацию нарушений функций сосудов (компенсирующих, резистивных, обменных, емкостных).

2. Опишите этиологию нарушений кровообращения при расстройстве тонуса сосудов.

3. Напишите схему патогенеза нарушений кровообращения при расстройстве тонуса сосудов.

4. Опишите этиологию и схему патогенеза гипертонической болезни.

5. С патологией, каких органов могут быть связаны вторичные (симптоматические) гипертензии?

6. Напишите схему ренопрессорного механизма почечной гипертензии.

7. Напишите схему ренопривного механизма почечной гипертензии.

8. Напишите патогенез гипофизарных гипертензий

9. Опишите патогенез гипертензий, связанных с патологией щитовидной железы.

10. Опишите патогенез, связанных с патологией надпочечников.

11. Опишите патогенез связанных с патологией нервной системы.

12. Артериальные гипотензии. Объясните патогенез изменений гемодинамических показателей при острых и хронических гипотензивных состояниях.

Задание

1. Справиться с тестовыми заданиями

2.Дать заключение по ситуационным задачам

3. Составить три тестовых задания.

4. Придумайте ситуационную задачу.

Тестовые задания.

1. Укажите нейрогуморальные системы, активация которых способствует подъёму АД при артериальной гипертензии:

а) активация простагландин-кининовой системы в почках

б) активация ренин-ангиотензиновой системы в почках

в) активация ренин-ангиотензиновой системы в тканях

г) увеличение продукции Nа-уретического фактора Ответы: ____________

 

2. К числу эндогенных веществ, способствующих подъему артериального давления путем повышение периферического сосудистого сопротивления, относятся:

а) брадикинин

б) катехоламины

в) ангиотензин – II

г) простациклин

д) вазопрессин (антидиуретический гормон)

е) оксид азота

ж) эндотелины Ответы: _____________

 

3.Гипернатриемия способствует развитию артериальной гипертензии посредством:

а) усиления образования ангиотензина II

б) торможения обратного захвата норадреналина нервными окончаниями

в) развития гиперволемии

г) повышения чувствительности адренорецепторов к прессорным факторfv

д) развитие отёка клеток стенок сосудов

е) сгущение крови

ж) активация синтеза простациклина клетками эндотелия

Ответы: _________________

 

4.Укажите виды "симптоматических" артериальных гипертензий:

а) гиповолемическая

б) тиреоидная

в) портальная

г) цереброишемическая

д) почечная

е) эссенциальная

ж) рефлексогенная

з) гипофизарная Ответы: ________________

 

5. Укажите методы моделирования артериальной гипертензии в эксперименте:

а) двусторонняя перерезка депрессорных нервов

б) ишемия обоих надпочечников

в) компрессия одной почки и удаление другой

г) двусторонняя перевязка мочеточников

д) воспроизведение невроза Ответы: ___________

 

6. Укажите вещества, обладающие прямым вазопрессорым действием:

а) ренин

б) ангиотензин II

в) АДГ

г) адреналин

д) гистамин

е) норадреналин Ответы: _______________

 

7. Укажите отличия гипертонической болезни от других артериальных гипертензий:

а) повышение артериального давления возникает на фоне отсутствия значительных органических поражений внутренних органов, участвующих в его регуляции

б) возникает в результате первичного нарушения функции почек и эндокринных желёз

в) важное значение в её развитии имеет наследственная предрасположенность

г) возникает в результате нарушения функции надпочечников

д) развивается вследствие первичного повреждения рецепторов дуги аорты и синокаротидной зоны

е) важное значение имеет повышение реактивных свойств нейронов симпатических центров заднего отдела гипоталамуса

Ответы:

 

8. Укажите вероятные причины гипертонической болезни:

а) гипертиреоз

б) хроническое психоэмоциональное перенапряжение

в) хронический нефрит

г) повторные затяжные отрицательные эмоции

д) атеросклеротическое поражение сосудов

е) генетические дефекты центров вегетативной нервной системы, регулирующих артериальное давление

Ответы:_____________

 

9. Патогенез гипертонической болезни предположительно включает

следующие звенья:

а) стойкое повышение возбудимости и реактивности симпатических нервных центров заднего отдела гипоталамуса

б) снижение тормозного влияния коры головного мозга, оказываемого ею в норме на подкорковые прессорные центры

в) истощение функции коры надпочечников

г) генетически обусловленное стойкое снижение натрий-, хлор- и водовыделительной функций почек

д) генерализованный наследственный дефект мембранных ионных натрий-кальциевого и натрий-калиевого насосов.

е) генетически обусловленная гипопродукция минералокортикоидов

Ответы: _______________

10. Увеличение секреции ренина вызывается:

а) увеличением перфузионного давления в артериолах клубочков почек

б) уменьшением перфузионного давления в артериолах клубочков почек

в) гипонатриемией и гиперкалиемией

г) гипернатриемией и гипокалиемией

д) снижением уровня ангиотензина II в крови

е) повышением уровня ангиотензина II в крови

Ответы:

 
 


11. Сосудосуживающий эффект ангиотензина II обусловлен:

а) сокращением гладких мышц артериол

б) сенсибилизацией сосудистой стенки артериол к вазоконстрикторным агентам

в) увеличением секреции глюкокортикоидов

г) усилением высвобождения катехоламинов из везикул аксонов симпатических нейронов

д) стимуляцией секреции альдостерона

е) активацией синтеза простациклина в клетках эндотелия

Ответы:

 

12. Укажите вещества, вырабатываемые почками, обладающие прямым сосудорасширяющим эффектом:

а) простагландин Fз

б) каллидин

в) простагландины А, Е

г) ангиотензин II

д) брадикинин

е) ренин Ответы: _____________

 

13. Эндокринные гипертензии возникают при:

а) тотальной гипофункции коркового слоя надпочечников

б) гиперфункции мозгового слоя надпочечников

в) гиперфункции клубочковой зоны коркового слоя надпочечников

г) гипофункции щитовидной железы

д) гипофизарной кахексии

е) тиреотоксикозе Ответы: _______________

 

14. Какие нарушения могут возникнуть при острой артериальной гипотензии?

а) расстройства микроциркуляции

б) коронарная недостаточность

в) циркуляторная гипоксия

г) гемическая гипоксия

д) обморок

е) асцит

ж) полиурия

з) анурия

Ответы:

 

15. Хроническая недостаточность надпочечников сопровождается:

а) артериальной гипертензией

б) артериальной гипотензией

в) коллапсами

г) инсультами Ответы:

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

Пациент М., 36 лет, на приеме у врача предъявил жалобы на эпизоды сильной головной боли, мелькание “мушек” и появление “сетки” перед глазами, приливы крови к лицу, повышенную потливость, головокружение, выраженное сердцебиение и боль в области сердца, крупную дрожь тела, чувство немотивированной тревоги при выполнении им тяжелой работы или во время психоэмоционального перенапряжения. В покое: АД –136/85 мм рт.ст., ЧСС – 80, данные анализов крови и мочи без изменений. При физической нагрузке: АД-230/165 мм рт.ст., ЧСС-188; в анализе крови – ГПК 190 мг%; в моче, собранной после этого эпизода нагрузки, повышен уровень катехоламинов и их метаболитов. Для уточнения диагноза сделана рентгенография поясничной области, выявившая существенное увеличение размеров правого надпочечника.

Назовите и охарактеризуйте возможные формы патологии, имеющиеся у пациента. Каковы причины и патогенез повышений АД у данного пациента? Каковы механизмы развития каждого из симптомов?

 

Задача № 2.

В клинику поступил мужчина 46 лет с жалобами на сердцебиение, головную боль, плохой сон, легкую возбудимость, раздражительность, быструю утомляемость. При обследовании в стационаре: АД 160/100 мм рт.ст., ЧСС 80, сердечный выброс повышен, сосуды глазного дна сужены, стенки их утолщены, на ЭКГ – смещение электрической оси сердца влево, ангиограмма почек и надпочечников в норме, содержание катехоламинов и кортикостероидов в моче увеличено.

Какие формы патологии развились у больного? Какой из этих процессов является основным в настоящее время? Каковы его наиболее вероятная причина и механизмы развития?

 

Задача№3.

У больного гипертонической болезнью 1 стадии после отрицательной психоэмоциональной нагрузки внезапно появилось общее возбуждение, сильная головная боль, сердцебиение, головокружение, ощущение дрожи и пульсации во всем теле, боль в области сердца. Кожа лица, шеи, груди неравномерно покраснела, покрылась потом. ЧСС-120 в 1 мин, АД 200/140 мм рт.ст.

Какое состояние развилось у больного? Каков патогенез описанных симптомов? Какая требуется помощь?

 

Литература

1.Патофизиология. Схемы и рисунки к избранным лекциям. Под редакцией проф. Л.Г. Хетагуровой. стр.39-48.

2.Патологическая физиология. Учебник. Под редакцией проф.Н.Н. Зайко, проф. Ю.В. Быця. Москва 2004. стр.324-339;

3. Патологическая физиология. Учебник. Под редакцией А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. Москва 2001. стр.202-209;

4. Патологическая физиология. Учебник. Под редакцией проф.В. А. Фролова. Москва 1999. стр.193-204;

5. Патофизиология. Учебник. Под редакцией В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. стр.235-244;

6.Патофизиология. Учебник. Под редакцией П.Ф. Литвицкого. стр.135-147.

7. Патологическая физиология. Учебное пособие. В.Г. Овсянников. стр.128-147.

9.Патологическая физиология экстремальных состояний. Под редакцией П.Д.Горизонтова.стр.202-221.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №23-24.

Тема занятия: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ.

Общая цель занятия: Исследовать нарушения внешнего дыхания, его регуляцию, этиологию и патогенез патологических форм дыхания. Дать характеристики стенотического дыхания, инспираторной и экспираторной одышек. Уметь объяснить возможность компенсаторного развития при гипоксии и гиперкапнии не только частого и глубокого дыхания (при асфиксии), но и редкого и глубокого (при стенозе трахеи) и разобрать особенности механизма возникновения того и другого варианта одышки.

Конкретные цели занятия:

ЗНАТЬ: 1.Понятие о дыхательной недостаточности (ДН). Ее виды. Внелегочные и легочные этиологические факторы. 2. Формы ДН: нарушения вентиляции (обструктивного, рестриктивного, смешанного типов), диффузии, перфузии. 3. Одышка как механизм компенсации ДН. Патогенез отдельных видов одышек: а) глубокого и частого дыхания: б) поверхностного и частого дыхания: в) глубокого и редкого стенотического) дыхания: г) инспираторной одышки. д) экспираторной одышки. 4.Механизм возникновения периодического дыхания. Типы периодического дыхания. 5.Нарушениянегазообменных функций легких. 6.Изменение дыхания при стенозе трахеи, причины и механизм развития. 7.Изменение дыхания при асфиксии, причины, механизм развития. УМЕТЬ: 1. Зарисовать типы периодического дыхания. Оценить динамику их развития. 2. Отличать стеноз от 2 стадии асфиксии. 3. Справляться с тестовыми заданиями. 4. Анализировать ситуационные задачи.

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Понятие о дыхательной недостаточности (ДН). Ее виды.

2. Внелегочные и легочные этиологические факторы ДН.

3. Нарушения негазообменных функций легких.

4. Показатели (признаки) ДН.

5.Формы ДН: а) нарушения вентиляции, б) диффузии, в) перфузии.

6. Одышка, понятие, виды, механизм развития.

7.Этиология и патогенез нарушения вентиляции легких по обструктивному типу. Примеры заболеваний с обструкцией верхних, нижних дыхательных путей.

8.Этиология и патогенез нарушения вентиляции легких по рестриктивному и смешанному типу. Примеры заболеваний.

9.Методы функциональной диагностики нарушения вентиляции легких: спирометрия, пневмотахометрия, тест Тиффно, оценка эластических свойств легких и др.

10. Ателектаз. Этиология и патогенез, виды, последствия.

11.Пневмоторакс. Этиология и патогенез, виды, последствия. Патофизиологические основы первой помощи. Моделирование. Принципы саногенного действия лечебного пневмоторакса.

11.Пневмония. Этиология и патогенез, формы. Последствия. Особенность альвеолярных и интерстициальных пневмоний.

12.Плеврит. Этиология и патогенез, виды. Механизм основных проявлений.

13.Эмфизема легких как синдром. Роль эндогенных иэкзогенных факторов. Патогенез. Формы. Последствия.

14.Бронхиальная астма (БА). Этиология и патогенез, виды, последствия. Понятия об аллергических и неаллергических формах.

15.Особенности ДН при бронхиальных астматических приступах.

16.Патогенез астматического статуса.

!7. Патофизиологические основы дифференциальной диагностики и лечения.

18.Диффузионные формы ДН. Причины, появления, оценка расстройство диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану. Особенности ДН и одышки при отёке легких.

19.Нарушения легочного кровотока. Их причины, последствия. Соотношение вентиляции и перфузии в норме и при патологии. Альвеолярное мертвое пространство.

20.Нарушение регуляции дыхания: Функциональная организация дыхательного центра. Этиология и патогенез периодического дыхания. Типы периодического дыхания. Нарушение дыхания во сне.

21.Изменение дыхания при стенозе трахеи, причины и механизм развития.

22.Изменение дыхания при асфиксии, причины, механизм развития.

 

Задание

1. Справляться с тестовыми заданиями.

2. Анализировать ситуационные задачи.

3. Составить 3 тестовых задания и одну ситуационную задачу

Тестовые задания.

 

Укажите все правильные ответы:

1) К терминальным типам дыхания относятся

а) дыхание Куссмауля

б) апнейстическое дыхание

в) полипное

г) брадипное

д) гаспинг-дыхание

Ответ:

 
 


2. Какие типы дыхания могут развиться при понижении возбудимости дыхательного центра?

а) полипное

б) дыхание Чейн-Стокса

в) дыхание Биота

г) олигопное

д) дыхание Куссмауля

е) гиперпное

Ответ:

 

5. Укажите наиболее вероятные причины

тахипное брадипное:

а) гипоксия

б) понижение возбудимости дыхательного центра

в) гипероксия

г) повышение возбудимости дыхательного центра

д) ацидоз компенсированный

е) повышение артериального давления

ж) алкалоз компенсированный

Ответ:

 

4. Экспираторная одышка наблюдается при:

а) 1 стадии асфиксии

б) эмфиземе легких

в) отеке гортани

г) приступе бронхиальной астмы

д) стенозе трахеи

е) закрытом пневмотораксе

Ответ:

 

5. Укажите возможные причины развития дыхательной недостаточности преимущественно обструктивного типа:

а) спадение бронхиол при утрате легкими эластических свойств

б) повышение внутрилегочного давления (при приступе длительного интенсивного кашля)

в) нарушение синтеза сурфактанта

г) бронхиальная астма

д) пневмоторакс

е) плеврит

ж) бронхиолоспазм

Ответ:

6. Нарушение диффузных свойств альвеоло-капиллярных мембран играет основную роль в развитии дыхательной недостаточности при:

а) интерстициальном отеке легких

б) нарушение синтеза сурфактанта

в) бронхиальной астме

г) отек гортани

д) силикоз

Ответ:

 

7. Укажите возможные причины развития дыхательной недостаточности преимущественно рестриктивного типа:

а) отечно-воспалительное поражение альвеол

б) диффузный фиброзирующий альвеолит

в) обширное воспаление легких

г) ателектаз легкого

д) спазм бронхиол

е) пневмофиброз

Ответ:


8. Укажите возможные причины развития посткапиллярной формы легочной гипертензии:

а) левожелудочковая недостаточность сердца

б) правожелудочковая недостаточность сердца

в) стеноз устья легочных вен

г) инфаркт миокарда, сопровождающийся правожелудочковой недостаточностью

д) сдавление легочных вен (опухолью, спайками)

е) тромбоз легочной артерии

Ответ:

 
 


9. Каковы последствия искусственной гипервентиляции легких, приводящей к гипокапнии?

а) нервно-мышечная возбудимость снижается

б) коронарный кровоток уменьшается

в) мозговой кровоток увеличивается

г) мозговой кровоток уменьшается

д) диссоциация оксигемоглобина увеличивается

е) диссоциация оксигемоглобина уменьшается

ж) системное артериальное давление повышается

з) системное артериальное давление снижается

Ответ:


10. Какие виды патологии могут сопровождаться альвеолярной гипервентиляцией?

а) экссудативный плеврит

б) бронхиальная астма

в) силикоз

г) перегревание

д) опухоль легкого

е) истерия

ж) кровопотеря

Ответ:

 

 

11. К метаболическим функциям легких относятся:

а) превращение ангиотензина I в ангиотензин II

б) превращение ангиотензиногена в ангиотензин I

в) инактивация простагландинов Е и F2

г) образование гемопоэтинов

д) синтез опиоидных пептидов

е) инактивация брадикинина

ж) инактивация норадреналина

Ответ:

 

12. При каких видах патологии нарушение перфузии легких играет основную роль в дыхательной недостаточности?

а) левожелудочковая сердечная недостаточность

б) тромбоэмболия в системе легочной артерии

в) бронхиальная астма

г) туберкулез легкого

д) миастения

е) тяжелая кровопотеря

ж) истерия

Ответ:

 
 


13. Как изменяется минутная альвеолярная вентиляция при:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...