Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тексты лекций по дисциплине




«Частные методики адаптивной физической культуры »

 

Раздел 1.Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры

1. Введение в дисциплину «Частные методики адаптивной физической культуры (АФК).

2. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик.

3. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии.

4. Коррекционно-развивающая направленность, как основа частных методик АФК.

5. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

6. Формы организации АФК детей.

 

1. «Частные методики адаптивной физической культуры» - самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта, изучение которой предполагает освоение знаний теории АФК, ее ключевых концепций, принципов, социальных и педагогических функций, общих и специальных задач, средств, методов и форм организации в разных видах АФК.

Цель курса - ознакомить студентов с органи­зацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов разных нозологических групп, сформировать необ­ходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии и психологическую готовность к работе с дан­ной категорией населения.

Это дисциплина многопрофильная. Она изучает нозологические группы инвалидов с нарушением зрения, слуха, интеллекта, речи, задержкой психического развития, поражением опорно-двигательного аппарата: с последствиями детского церебрального паралича, ампутацией конечностей, поражением функций спинного мозга.

Объектом педагогических воздействий выступают дети с атипичным развитием и отклонениями в состоянии здоровья.

Разработана единая для всех нозологических групп структура преподавания частных методик адаптивной физической культуры,включающая три раздела:

1) медико-физиологическая и психологическая характеристика нозологической группы;

2) теоретические аспекты методики адаптивной физической куль­туры;

3) практические аспекты методики адаптивной физической куль­туры.

Соотношение видов и форм физкультурных занятий в разных нозологических группах неодинаковое: в образовательных (коррек­ционных) учреждениях доминирует адаптивное физическое воспита­ние, в медицинских учреждениях - лечебная физическая культура, в реабилитационно-оздоровительных центрах - различные формы рек­реативных и лечебно-восстановительных занятий, в спортивных клу­бах и секциях – тренировочная, игровая и соревновательная деятельность.

В учреждениях системы образования обучаются и воспитываются дети с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, а также дети с задержкой психического развития.

Категория этих детей разнообразна по возрасту, этиологии, степени тяжести нарушений, социальным условиям жизни и окружения. Еще в 1932 г. Л.С. Выготский выдвинул тезис об общности основных закономерностей атипичного развития ребенка. Общие закономерности развития прослеживаются в созревании биологических, физиологических, психических функций и проявляются в трудности социальной адаптации и общения, несоответствии возрастным нормам развития, замедленном темпе мышления, недостаточности словесного опосредования, фрагментарности представлений об окружающем мире, сниженном уровне познавательной мотивации и обучаемости, незрелости эмоционально-волевой сферы. Перечисленные нарушения дополняются негативным воздействием вынужденной малоподвижности детей, ослабленным соматическим здоровьем, вто-ричнымидвигательными нарушениям, сниженным уровнем жизненно важных кондиционных и координационных способностей. Разнообраз­ное сочетание этих нарушений характеризует своеобразие развития детей разных нозологических групп и определяет особенности частных методик адаптивной физической культуры во всех ее видах.

Большая часть методик относится к системе адаптивного физического воспитания, оно осуще­ствляется во всех восьми видах специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений.

Адаптивное физическое воспитание (АФВ) представляет собой часть государственной политики, направленной на комплексную реабилитацию, улучшение качества жизни данной категории детей, социализацию и интеграцию в общество, максимальное повышение дееспособности в образовательной, культурной, бытовой, трудовой деятельности. Это разнообразная деятельность, удовлетворяющая естественную потребность в движении, игре, общении, эмоциях, самоутверждении, признании, креативном самовыражении, получении знаний, умений и опыта использования физичес­ких упражнении в условиях повседневной жизни, быта и отдыха.

Педагогический и социальный смысл адаптивного физического воспитания – физкультурное воспитание и самовоспитание личности ребенка, телесное, психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности и работоспособности, общефизических и координационных способностей, развитие познавательных и творческих способностей, отказ от вредных привычек, привлечение к систематическим занятиям спортом, играми, двигательной рекреацией.

Одной из центральных проблем адаптивного физического воспи­тания считается проблема повышения двигательной активности детей всех возрастных и нозологических групп. Двух-трех уроков физического воспитания в школе явно не хватает, включение дополнительно одного - двух уроков ЛФК является компромиссом, но не решает про­блемы. Есть категории детей-инвалидов, вовсе не охваченных физкультурным образованием и автоматически освобождающихся от занятий.

Большинство специалистов-практиков считают, что программа адаптивного физического воспитания должна иметь структуру, аналогичную структуре для здоровых школьников, т.е. иметь две части: базовую и вариативную. Базовый компонент программы включает уроки физического воспитания и ритмики, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассную работу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, т.е. систему педагогических воздействии, нацеленную на реше­ние образовательных, воспитательных, оздоровительных задач.

Вариативный компонент программы должен отражать специфические особенности работы, связанные с решением коррекционных, компенсаторных, профилактических, лечебно-воспитательных задач, учитывающих особенности психофизического и моторного раз­вития, состояния здоровья, сохранных функций учащихся и т.п.

Интегрированное обучение здоровых детей и детей-инвалидов в массовой школе на сегодня не обеспечивает преемственности с дви­гательными реабилитационными мероприятиями в условиях стационара: нет специально оснащенных залов, оборудования, гигиенических условий, подготовленных специалистов для индивидуальной работы, специальных программ по АФВ. Поддержка физической работоспособности, коррекция и компенсация нарушенных функций, предупреждение вто­ричных нарушений осуществляется в поликлиниках (занятия ЛФК, физеотерапия, массаж), в специализированных реабилитационных центрах, семейных клубах, санаториях, самостоятельных занятиях дома. При комплексном участии разных специалистов, в том числе педагогов адаптивной физической культуры, инструкторов и методистов ЛФК, врачей и психологов, при сотрудничестве и помощи родителей удается расширить двигательные возможности ребенка, обеспечить его развитие, компенсировать вынужденную гиподинамию, оптимизировать психофизическое состояние, восполнить дефицит положительных эмоции, увлечь интересным досугом, играми, спортом и тем самым улучшить качество жизни детей с нарушениями здоровья.

 

2.Адаптивнаяфизическаякультурарассматриваетсякакчастьобщейкультуры,подсистемафизическойкультуры,однаизсферсоциальнойдеятельности,направленнаянаудовлетворениепотребностилицсограниченнымивозможностямивдвигательнойактивности,восстановлении,укреплениииподдержанииздоровья,личностногоразвития,самореализациифизическихидуховныхсилвцеляхулучшениякачестважизни,социализациииинтеграциивобщество.Адаптивнаяфизическаякультура, какноваяучебнаядисциплинапредставляет собой творческуюдеятельностьпопреобразованиючеловеческойприроды,«окультуриванию»тела,егооздоровления,формированияинтересов,мотивов,потребностей,привычек,развитиявысшихпсихическихфункций,воспитанияисамовоспитанияличности,самореализациииндивидуальныхспособностей.

Методикаадаптивнойфизическойкультурыимеетсущественныеотличия,обусловленныеаномальнымразвитиемфизическойипсихическойсферыребенка.Именноэтибазовыеположения,касающиесямедико-физиологическихипсихологическихособенностейдетейразныхнозологическихгрупп,типичныхиспецифическихнарушенийдвигательнойсферы,специально-методическиепринципыработысданнойкатегориейдетей,коррекционнаянаправленностьпедагогическогопроцессаопределяютконцептуальныеподходыкпостроениюисодержаниючастныхметодикадаптивнойфизической культуры, т.ечтобыстроитьпедагогическийпроцесс, ставитьирешатьзадачиобразовательнойдеятельности,необходимознатьсостояниездоровья,физические,психические,личностныеособенностидетейснарушениямивразвитии.

Поданныммногочисленныхисследований аномальноеразвитиеребенкавсегдасопровождаетсянарушениеммоторныхфункций,отставаниемидефицитомдвигательнойсферы.Отсвоихздоровыхсверстниковпоуровнюфизическогоразвитияифизическойподготовленностиониотстаютна1—3годаибольше.

Потеря слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию, что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения – замкнутость, затрудняется общение, осложняются условия психомоторного развития, негативные эмоции и стрессовые переживания. Потеря слуха часто сопровождается поражением вестибулярного аппарата, дисгармоничным физическим развитием, дефектами опорно-двигательного аппарата, задержкой моторного развития, из сопутствующих заболеваний наиболее распространены заболевания дыхательной системы, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства.

Полнаяиличастичнаяпотерязрения - нарушениепространственныхобразов, самоконтроляисаморегуляциисопровождаетсяширокимспектромсопутствующихзаболеваний – минимальной мозговуюдисфункцией(негрубыепораженияЦНС),соматическими заболеваниями(пиелонефриты,заболеваниядыхательнойисердечно-сосудистойсистем),неврозами,искривлениямипозвоночника,деформациейстопы, отмечаетсяснижениеобщейдвигательнойактивности,нарушениекоординациииточностидвижений,равновесия,пространственнойивременнойориентации,низкийуровеньскоростныхспособностей,ловкости,силывсехмышечныхгрупп,сниженаподвижностьвсуставах.

Удетейс умственнойотсталостью из-занеобратимогопораженияЦНСфизическоеипсихическоеразвитиепротекаетнадефектнойоснове,недоразвитымиоказываютсякостная,мышечная,эндокринная,сенсорныесистемы,высшиепсихическиефункции:речь,мышление,внимание,память,эмоциииличностьвцелом. Вдвигательнойсфере - отставаниявуровнефизическогоразвитияифизическойподготовленности, выраженныенарушения в координации движений, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии.

Задержка психического развития(ЗПР) – характеризуется ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем, низким уровнем познавательной активности, недоста­точной регуляцией произвольной деятельности, импульсивностью поведения, недостаточной сформированностью функций произвольного вни­мания, памяти, нарушениями речевой деятельности, замедленным темпом социального, психического и моторного развития, повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, обидчивостью, беспокойством, плаксивостью, упрямством, склонностью к страхам. В двигательной сфере - координационная несогласованность движений рук, ног, туловища, неуверенность при выполнении дозированных движений, неточное воспроизведение упражнений, замедленная реакция на словесные инструкции, недостаточная координация пальцев, кисти руки, тонкой моторики, замедленность движений, наруше­ние чувства ритма и одновременности движений, что негативно влияет на обучаемость в школе и речь.

Нарушение речиу детей сопровождается позднимначалом рече­вого развития, скудным запасом слов, дефектами про­изношения. Помимо соматической ослабленности, низкого уровня физической подготовленности, нарушений осанки, дети имеют характерные особенности: несформированность общей и мел­кой моторики, нарушение равновесия, темпа и ритма дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, мышечную напряженность, скованность и дискоординацию движений, замедленность обучения, функциональные и органические изменения со стороны нервной системы, что прояв­ляется в нарушении познавательной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы речевые функции психики - слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, логическое мышление, может быть повышенная эмоциональность, впечатлительность, утомляемость, имеют место выраженные трудности обучения, общения, нарушению социальных связей, чувству отверженности и одиночества.

Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) имеют множественные двигательные расстройства: нарушение мышечного тонуса:спастичность, ригидность, гипотонию мышц конечностей и туловища, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи), гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения), тремор пальцевруки языка. Для двигательной сферы характерны нарушение равновесия и координации движе­ний (атаксия), нарушение мышечно-суставного чувства, чувства позы, положения собственного тела в пространстве. Часто двигательные расстройства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждают­ся в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от окружающих). Для двигательной сферы характерны нарушения опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость.

Ампутация конечностей ведет в первую очередь к нарушению двигательного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений. Следствием ампутации конечностей являются уменьшение массы тела, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата и стресс.

Утрата конечности у детей (или врожденное недоразвитие) сни­жает их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает формирование мышечной моторики, соответствующей возрасту, так как для управления протезами необходимо владеть умениями раздельно­го сокращения мышц культи, дифференцирования мышечных уси­лий, точности движений и пр. Эти умения определяются не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка. «Уход» в болезнь, дефицит положительных эмоций, ощущение физической неполноценности могут изменить сознание, поведение, интеллект, социальную активность детей.

Невоспалительные поражения спинного мозга характеризуются полной или частичной утратой произвольных движений, различных видов чувствительности, расстройством функций тазовых органов. К вторичным нарушениям относятся спастичность, контрактуры суставов, пролежни.

 

3. Знаниеобщихзакономерностейиособенностейформированиядвигательнойсферыдетейсразличнымиотклонениямипредставляетособуюважностьдляпоискаэффективныхпедагогическихсредствиметодовкоррекциидвигательных нарушений. Насостояниедвигательнойсферыдетейоказываютвлияниеследующиефакторы:

1.Тяжестьиструктураосновногодефектаиеговлияниенауровеньпостроениядвижений. Нарушения двигательнойфункцииудетейссенсорнымипоражениями,умственнойотсталостьюицеребральнымипараличамиимеютразныепричины,аследовательно,иразныеспособыкоррекции.

Удетейсумственнойотсталостью—этолокализацияорганическихпораженийвЦНС,котораяприводиткнедоразвитиюмоторики.Чемвышеуровеньпоражения,темгрубеедвигательныерасстройства.Нижележащиеуровниболеесохранны,ноонирегулируютлишьэлементарныедвигательныеакты.Поэтомувнаибольшейстепениоказываютсянарушенныминеэлементарныедвижения,асложнокоординационныедвигательныедействия,требующиеосмысления,словесногоопосредованияирегуляциисостороныкорковогоуровня.

 

Удетейссенсорнымианомалиямипричинойдвигательныхнарушений являетсяотсутствиеилиограничениеполноценнойсенсорнойафферентации,оказывающейвлияниенастановлениепространственногоанализаисинтеза,кинестетического,зрительного,слухового,тактильноговосприятиядвижений,схемытела.

УдетейсДЦПпричинамидвигательныхнарушенийявляютсяполиморфныеорганическиепораженияголовногоиспинногомозгаипроводящихпутей.Характернырасстройствасхемпроизвольныхдвижений:неувереннаянеустойчиваяходьба,патологическиепозытелаиконечностей,нарушениемышечноготонуса,манипулятивныхдействий,равновесияикоординации.

2.Раннееначалодвигательнойактивности. Научныеисследования,отечественныйизарубежныйопытпоказывают,чточемраньшеначатамедико-психолого-педагогическаяреабилитация,темонаболееэффективна.Развивающийся,формирующийсяорганизмболеепластиченичувствителенквоздействиюфизическихупражнений,коррекцииикомпенсациидвигательныхипсихическихнарушений.Реабилитационныйпотенциалвыше,еслисребенком-инвалидомначинатьсистематическиезанятияспервыхмесяцевжизнисначалавсемье,затемвдошкольныхишкольных(коррекционных)учреждениях.Раннееначалозанятийфизическимиупражнениямипозволяетукрепитьсохранныедвигательныефункции,предупредитьпоявлениевторичныхнарушений,приобрестидвигательныйопытдлясамостоятельныхзанятий.Ограничениеилиотсутствиедвигательнойактивностиприводиткгиподинамиисовсемиееотрицательнымипоследствиямидляорганизмаребенка:снижениюестественнойпотребностивдвижении,низкомууровнюзатратнамышечнуюдеятельность,функциональномурасстройствувсехсистеморганизма,атрофическимизменениямопорно-двигательногоаппарата,деформациипозвоночника и стопы,снижениюжизненноважныхфизическихкачеств.

3.Особенностипсихическогоразвития. Посравнениюсоздоровымисверстникамихронологическоеразвитиепсихикианомальныхдетейпроисходитсзадержкой.Наэтомфоневыявляютсяразличныенарушенияпреждевсегопознавательнойдеятельности,эмоционально-волевойсферы,формированияличности,связанныесдействиеммногихфакторов:вынужденнойизоляцией,ограниченнымиконтактамисоздоровымисверстникамиивзрослымилюдьми,затруднениямипредметно-практическойдеятельности,двигательнымиисенсорнымирасстройствами.

Независимоотспецификипервичногодефекта,длявсехдетейхарактернызакономерностинарушенногонервно-психическогоразвития:низкаяумственнаяработоспособность,недостаточностьконцентрациивнимания,памяти,незрелостьэмоционально-волевойсферы,эмоциональнаянеустойчивость,отставаниевразвитииречи,знанийипредставленийобокружающем,отсутствиекоммуникативногоповедения,недостаточнаявыраженностьпознавательныхинтересов,чтонегативносказываетсянаформированиипроизвольныхдвиженийифизическомразвитии.

Краткийанализсостоянияздоровья,специфическихнарушенийфизическогоипсихическогоразвития,факторов,влияющихнадвигательнуюсферудетейаномальногоразвитияпозволилвыделитьтипичныедвигательныерасстройства,характерныевразнойстепенидлявсехнозологическихгруппдетей:

•сниженнаядвигательнаяактивность,обусловленнаятяжестьюпервичногодефектаиегонегативнымипоследствиями;

•нарушениефизическогоразвития,диспропорциителосложения,деформациистопипозвоночника,ослабленныймышечный«корсет»,снижениевегетативныхфункций,обеспечивающихдвижение;

•нарушениекоординационныхспособностей:быстротыреакции,точности,темпа,ритмадвижений,согласованностимикро-имакромоторики,дифференцировкиусилий,времениипространства,устойчивостиквестибулярнымраздражениям,ориентировкивпространстве,расслабления;

•сниженныйуровеньвсехжизненноважныхфизическихспособностей—силовых,скоростных,выносливости,гибкостиидр.;

•нарушениелокомоторнойдеятельности—ходьбы,бега(особеннопринарушенииопороспособности),атакжелазания,ползания,прыжков,метания,упражненийспредметами,т.е.движений,составляющихосновужизнедеятельностиребенка.

 

4. Сутьпринципазаключаетсявтом,чтопедагогическиевоздействиядолжныбытьнаправленынетольконапреодоление,сглаживание,выравнивание,ослаблениефизическихипсихическихнедостатковдетейаномальногоразвития,ноинаактивноеразвитиеихпознавательнойдеятельности,психическихпроцессов,физическихспособностейинравственныхкачеств.

Коррекционно-развивающаянаправленностьхарактернадлявсейучебно-воспитательнойработыиохватываетвсекатегориидетейснарушениямивразвитии.

Коррекционно-развивающиезадачинаправленынаобеспечениеполноценногофизическогоразвития,повышениедвигательнойактивности,восстановлениеисовершенствованиепсихофизическихспособностей,профилактикуипредупреждениевторичныхотклонений.

Коррекционно-развивающаянаправленностьпедагогическойдеятельностинеразрывносвязанаспроцессомобучениядвигательнымдействиямиразвитиемфизическихкачеств.Образовательныеикоррекционно-развивающиезадачирешаютсянаодномитомжеучебномматериале,ноимеютотличия.Дляобразовательныхзадачхарактернавысокаястепеньдинамичности,таккаконидолжнысоответствоватьпрограммномусодержаниюобучения.Коррекционно-развивающимзадачамсвойственноотносительноепостоянство,таккаконирешаютсянакаждомзанятии.Впроцессеобученияприпереходекновомуучебномуматериалупроисходитнеполнаясменакоррекционныхзадач,асменадоминированиякаких-либоизних.Постояннодействующимизадачаминакаждомзанятииявляетсякоррекцияосанки,основныхлокомоций—ходьбы,бегаидругихестественныхдвижений,укрепление«мышечногокорсета»,коррекциятелосложения,коррекцияипрофилактикаплоскостопия,активизациявегетативныхфункций.

Именнопоэтомувработесдетьми,имеющимистойкиенарушениявразвитии,коррекционно-развивающаянаправленностьадаптивногофизическоговоспитаниязанимаетприоритетноеместо.

Концептуальнымположениемявляетсявзаимосвязьипсихофизическоеединствоорганизованнойдвигательнойдеятельностиицеленаправленногоформированияличностиребенка,коррекцияиразвитиеегопознавательныхспособностей,сенсорныхсистем,психики(восприятия,внимания,памяти,эмоций,мышления,речи),общения,мотивов,интересов,потребностей,самовоспитания.

Коррекционно-развивающеенаправлениеадаптивнойфизическойкультурыимеетширокийдиапазонрешенияпедагогическихзадач,которыеусловноможнообъединитьвследующиегруппы:

1)коррекцияосновныхдвиженийвходьбе,беге,плавании,метании,прыжках,передвиженииналыжах,упражненияхспредметами идр.;

2)коррекцияиразвитиекоординационныхспособностей;

3)коррекцияиразвитиефизическойподготовленности;

4)коррекцияипрофилактикасоматическихнарушений,

5)профилактика,коррекцияиразвитиепсихическихисенсорноперцептивныхспособностей;

6)развитиепознавательнойдеятельности;

7)формированиеличностиребенка.

 

5. Единстводиагностикиикоррекции. Практическаядеятельностьпедагогатребуетзнанияосновногодефекта,егопроявлений,качественногосвоеобразияиструктуры,сопутствующихзаболеванийивторичныхотклонений,медицинскихпоказанийипротивопоказанийктемилиинымвидамфизическихупражнений,необходимознатьсостояниесохранныхфункций,особенностипсихомоторикисучетомвозраста,основноговидадеятельности,характерногодлякаждоговозрастногопериода.Этисведениянеобходимыпедагогу,чтобы,во-первых,ненавредить,во-вторых,выявитьпотенциальныеличностныеифункциональныевозможностиребенка,в-третьих,определитьиконтролироватьоптимальныйпутькоррекциииразвития.

Специалистадаптивнойфизическойкультурысамостоятельнопроводитпедагогическуюдиагностику,выявляясостояниеотдельныхдвигательныхфункций,физическихикоординационныхспособностей.Егозадачасостоитвтом,чтобыправильноинтерпретироватьрезультатымедицинскойипсихологическойдиагностикиинаосновесопоставленияианализаэтихданныхпланироватьстратегическийпутьиоперативныеспособы,методыиприемыкоррекциииразвития.

Принципдифференциацииииндивидуализации. Дифференцированныйподходвадаптивномфизическомвоспитанииозначаетобъединениедетейвотносительнооднородныегруппы.Первичнуюдифференциациюосуществляетмедико-психолого-педагогическаякомиссия,формирующаятипологическиегруппыдетей,сходныеповозрасту,клиникеосновногодефекта,показателямсоматическогоразвития.Однакофизическаяподготовленность,двигательныйопыт,готовностькобучению,качественныеиколичественныехарактеристикидвигательнойдеятельностивэтихгруппах(классах)чрезвычайновариативны,поэтомудляпроведенияуроковфизическоговоспитаниянужнаболеетонкаядифференциацияучащихся,которуюосуществляетучительфизическоговоспитания.

Индивидуальныйподходозначаетучетособенностей,присущих одномучеловеку.Этиособенностикасаютсяпола,возраста,телосложения,двигательногоопыта,свойствхарактера,темперамента,волевыхкачеств,состояниясохранныхфункций—двигательных,сенсорных,психических,интеллектуальных.

Сущностьиндивидуализациипедагогическогопроцессасостоитвтом,чтобы,опираясьнаконкретныеспособностиивозможностикаждогоребенка,создатьмаксимальныеусловиядляегороста.Прииндивидуальнойформезанятийпринципреализуетсяполностьюизависитотпрофессиональнойкомпетентностииметодическогомастерстваучителя.

Принцип компенсаторнойнаправленности педагогичекихвоздействий – смыслпринципа состоитвтом,чтобыспомощьюспециальноподобранныхфизическихупражнений,методовиметодическихприемовстимулироватькомпенсаторныепроцессывповрежденныхорганахисистемахзасчетактивизациисохранныхфункций,создаваясовременемустойчивуюдолговременнуюкомпенсацию. Так,принарушениизрениякомпенсацияформируетсяподвлияниемкомплексасохранныхощущений:слуховых,кожных,мышечно-суставных,обонятельных,вибрационных,температурных,которыедостаточноподробноинформируютчеловекаобокружающемпространстве,чтоипозволяетемурешатьсложныедвигательныезадачи.

Принципучетавозрастныхособенностей. Ребеноксотклонениямивразвитиипроходитвсетежестадиионтогенетическогоразвития,чтоиздоровый,нотолькоупервыхэтотпроцесспротекает медленнее и с другим конечным результатом. Биологический возраст ребенка аномального развития в большинстве случаев отстает от паспортного. Периодыускорения(сенситивныепериоды)наступаютвсреднемна2—3годапозднее, динамикапсихическихифизическихспособностейсугубоиндивидуальна,какиндивидуальныисенситивныепериоды,ихважнонепропуститьимаксимальноиспользоватьдляразвитияиличностногороста,особенноприпланированиипрограмм, рассчитанныхнанескольколет.

Длявыявленияпотенциальныхвозможностейребенкаиоперативнойкоррекциинеобходимоучитывать«зонуактуальногоразвития»и«зонуближайшегоразвития».Перваяотражаетреальныевозможностиребенкавнастоящиймомент,втораяхарактеризуетсятем,чтосамостоятельноевыполнениеданногоемузаданияпоканедоступно,ноонможетеговыполнитьспомощьюпедагога.

Принципадекватностипедагогическихвоздействий означаетрешениекоррекционно-развивающих,компенсаторных,лечебно-восстановительныхзадач,подборсредств,методов,методическихприемов, которыедолжнысоответствоватьреальнымфункциональнымвозможностям,интересамипотребностямребенка.

Принципоптимальностипедагогическихвоздействия означаетразумносбалансированныевеличиныпсихофизическойнагрузки,целесообразнуюстимуляциюадаптационныхпроцессов,которыеопределяютсясилойихарактеромвнешнихстимулов.Вкачествестимуловвыступаютфизическиеупражнения,различныепохарактеру,направленности,координационнойсложности,атакжефизическаянагрузка,котораядолжнасоответствоватьоптимальнымреакцияморганизма.

Принципвариативностипедагогическихвоздействий означаетиспользование многообразияфизическихупражнений и изменения условийихвыполнения,способоврегулирования,эмоциональногосостояния,воздействиянаразличныесенсорныеощущения(зрительные,тактильное,слуховые),речь(подвижныеигрысречитативами),мелкуюмоторику(«пальчиковые»игры),интеллект(игрысосчетом,выстраиваниемслов и т.п) в соответствии с поставленными педагогическими задачами и реальными возможностями детей.

Дети с отклонениями в развитии вследствие вынужденной малой подвижности испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтомуразнообразиедвигательнойдеятельности,особенноигровой,хотябычастичнокомпенсируетэтинегативныеявления.

Иградлядетейснарушениямивразвитии - этонетолькозабава,развлечение,ноиэффективноесредствоиметодрешениякоррекционно-развивающихзадач.

Принципприоритетнойролимикросоциума состоитвединствекоррекционнойработысребенкомиегоокружением,преждевсегосродителями.Всилуогромнойролисемьивстановленииличностиребенка,необходиматакаяорганизациямикросоциума,котораямоглабымаксимальностимулироватьегоразвитие,сглаживатьнегативноевлияниезаболеваниянафизическоеипсихическоесостояниеребенка.

Ребеноксознательноилибессознательноусваиваетманерыповедения,общения,установки,привычкивсоответствииспредставлениямииценностнымиориентациямиродителейиблизких.Особенновеликаихрольдлядетей,обучающихсявдомашнихусловиях.Ксожалению,родителичащевсегонедостаточноинформированыоположительномвлияниифизическихупражненийназдоровье ребенкаa,коррекциюфизическихипсихическихнарушений,поэтомунеобходимапросветительскаяработа,консультативнаяиметодическаяпомощь,созданиеспециальныхпрограммобученияродителей.

 

6.Вструктуруадаптивнойфизическойкультурывходятадаптивноефизическоевоспитание,адаптивнаядвигательнаярекреация,адаптивныйспортифизическаяреабилитация.

Каждыйвидадаптивнойфизическойкультурыимеетсвоеназначение:адаптивноефизическоевоспитаниепредназначенодляформированиябазовыхосновфизкультурногообразования;адаптивнаядвигательнаярекреация—дляздоровогодосуга,активногоотдыха,игр,общения;адаптивныйспорт—длясовершенствованияиреализациифизических,психических,эмоционально-волевыхспособностей;физическаяреабилитация—длялечения,восстановленияикомпенсацииутраченныхспособностей.Каждомуизнихсвойственнысобственныефункции,задачи,содержание,степеньэмоциональногоипсихическогонапряжения,методыиформыорганизации.Ивместестемонитесновзаимосвязаныидополняютдругдруга.

Адаптивноефизическоевоспитание —наиболееорганизованныйвидадаптивнойфизическойкультуры,охватывающийпродолжительныйпериоджизни(дошкольный,школьный,молодежныйвозраст). Адаптивноефизическоевоспитание(физическаякультура)являетсяобязательнойдисциплинойвовсехвидахобразовательных(коррекционных)учреждений.Этоединственныйшкольныйпредмет,сфокусированныйнауваженииребенкаксобственномутелу,развитиидвигательныхспособностей,приобретениинеобходимыхзнаний,пониманиинеобходимостисистематическихзанятийфизическимиупражнениями,чтослужитосновойдляповышенияуверенностивсебе,самооценки,формированияположительноймотивациикздоровомуобразужизни.

Формыорганизациизанятийфизическимиупражнениямичрезвычайноразнообразны: систематические (урокифизическойкультуры,утренняягимнастика),эпизодические(загороднаяпрогулка,катаниенасанках),индивидуальные(вусловияхстационараилидома),массовые (фестивали,праздники),соревновательные(отгрупповыхдомеждународных),игровые(всемье,оздоровительномлагере).Одниформызанятийорганизуютсяипроводятсяспециалистамиадаптивнойфизическойкультуры,другие—общественнымиигосударственнымиорганизациями,третьи—родителямидетей-инвалидов,волонтерами,студентами,четвертые—самостоятельноЦельвсехформорганизации—расширениедвигательнойактивностидетей,приобщениеихкдоступнойспортивнойдеятельности,интересномудосугу,развитиесобственнойактивностиитворчества,формированиездоровогообразажизни,физкультурноеиспортивноевоспитание.

Основнойформойорганизованныхзанятийвовсехвидахадаптивнойфизическойкультурыявляется урочнаяформа.

Взависимостиотцелей,задач,программногосодержаниявыделяют уроки:

•образовательнойнаправленности—дляформированияспециальныхзнаний,обученияразнообразнымдвигательнымумениям;

•коррекционно-развивающейнаправленности—дляразвитияикоррекциифизическихкачествикоординационныхспособностей,коррекциидвижений,коррекциисенсорныхсистемипсихическихфункцийспомощьюфизическихупражнений;

•оздоровительнойнаправленности—длякоррекцииосанки,плоскостопия,профилактикисоматическихзаболеваний,нарушенийсенсорныхсистем,укреплениясердечно-сосудистойидыхательнойсистем;

•лечебнойнаправленности—длялечения,восстановленияикомпенсацииутраченныхилинарушенныхфункцийприхроническихзаболеваниях,травмахит.п.(например,ежедневныеурокиЛФКвспециальныхшколах-центрахдлядетейсДЦП);

• спортивнойнаправленности—длясовершенствованияфизической,технической,тактической,психической,волевой,теоретическойподготовкивизбранномвидеспорта;

• рекреационнойнаправленности—дляорганизованногодосуга,отдыха,игровойдеятельности.

Такоеделениеноситусловныйхарактер,отражаялишьпреимущественнуюнаправленностьурока.Фактическикаждыйуроксодержитэлементыобучения,развития,коррекции,компенсацииипрофилактики.Такимобразом,наиболеетипичнымидлядетейсограниченнымифункциональнымивозможностямиявляются комплексныеуроки.

Неурочныеформы нерегламентированывременем,местомпроведениязанятий,количествомучастников,ихвозрастом.Занятиямогутвключатьдетейсразнымидвигательныминарушениями,проводитьсяотдельноилисовместносоздоровымидетьми,родителями,добровольнымипомощниками.Ихглавнаяцель—удовлетворениепотребностидетейвэмоциональнойдвигательнойактивности,игровойдеятельности,общении,самореализации.

Вразныхвидахадаптивнойфизическойкультурыурочныеинеурочныеформызанятийраспределяютсяследующимобразом.

Адаптивноефизическоевоспитание вспециальных(коррекционных)образовательныхучрежденияхосуществляется в такихформах:

—урокифизическойкультуры;

—урокиритмики(вмладшихклассах);

—физкультминуткинаобщеобразовательныхуроках(длясня-тияипрофилактикиумственногоутомления).

Адаптивнаяфизическаярекреация осуществляетсявпроцессевнеурочныхивнешкольныхзанятий.Рекреативныезанятияимеютдвеформы:врежимедняивнеклассную.

Врежимедняонипредставленыввиде:

—утреннейгимнастики(доуроков);

—организованныхигрнапеременах;

—спортивного» часа(послеуроков).

Внеклассныезанятия могут быть следующих видов:

—рекреативно-оздоровительныезанятиявшколе(вгруппахобщейфизическойподготовки,группахподвижныхиспортивныхигридругихформах,организованныхнадобровольнойсамодеятельнойосновевсоответствиисвозможностямиучрежденияиинтересамиучащихся);

—физкультурныепраздники,викторины,конкурсы,развлечения,соревнованиятипа«Веселыестарты»;

—интегрированныепраздникивместесоздоровымидетьми;

—прогулкииэкскурсии;

—дниздоровья.

Вовнешкольноевремяадаптивнаяфизическаярекреацияимеетследующиеформы:

—занятиявл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...