Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демонстративное потребление у школьников и студентов из обычных и престижных учебных заведений




уровень общая установка Распознавание Практика   Значимость различий (критерий Фишера)
Обычн. уч. зав. Престиж. уч. зав. Обычн. уч. зав. Престиж. уч. зав. Обычн. уч. зав. Престиж. уч. зав.
           
n % n % n % n % n % n %
Высок.   14,1   20,9   16,4   18,6   9,4*   17,4* 5/6 р≤0,05
Выше ср.   40,6   34,9   34,4   32,6   42,2   39,5  
Ниже ср.   30,5   29,1   32,8   34,8   32*   21,1* 5/6 р≤0,05
Низкий   14,8   15,1   16,4       16,4      
итого                          

 

Если разделить испытуемых на тех, кто более и менее компетентен в потреблении символов престижа, то, как в “элитных” гимназиях и ВУЗах где негласно существует экономический ценз, так и в обычных учебных заведениях, чуть меньше пятой части испытуемых весьма компетентны в распознавании демонстративного потребления, около третей части школьников и студентов обладают уровнем «выше среднего», примерно столько же – уровнем «ниже среднего», и около 15 % распознают признаки демонстративного потребления в социальной коммуникации на низком уровне.

Что касается практики демонстративного потребления, показатели тех, кто его практикует, выше в гимназиях (различия значимы; p≤0,05), но число таких школьников и студентов не достигает пятой части всей выборки (носители “элитарного потребления”). В обычных учебных заведениях учащихся, ориентированных на практику имитационного демонстративного потребления, несколько меньше - их почти десятая часть.

Так же среди более обеспеченных школьников и студентов меньше тех, кто обладает показателями практики демонстративного потребления «ниже среднего» - почти на треть чем среди «обычных» испытуемых (статистическая значимость данных различий была подтверждена). В обеих группах школьников и студентов, которые обладают уровнем практики демонстративного потребления «выше среднего» приблизительно одинаковое количество – около 40% - и тех, кто отказывается от реализации демонстративного потребления – около 15%

В целом, в общей выборке, чуть меньше пятой части испытуемых независимо от учебного заведения ориентированы на демонстративное потребление, третья часть обладает уровнем установки на демонстративное потребление «выше среднего», каждый третий – «ниже среднего» и около 15% - низкими показателями. Таким образом, анализ количественного распределения школьников и студентов из различных типов учебных заведений так же показал, что основные количественные различия между группами находятся в области практики демонстративного потребления:

· среди учащихся престижных учебных заведений больше тех, кто обладает высоким уровнем выраженности установки на практику демонстративного потребления,

· а среди их ровесников из обычных учебных заведений - тех, кто осуществляет демонстративное потребление на уровне ниже среднего (различия значимы; p > 0,05).

В области общей установки на демонстративное потребление и его распознавание различий в количественном распределении испытуемых статистически значимых различий обнаружено не было. Следовательно, основные различия в демонстративном потреблении у более и менее материально обеспеченных старшеклассников и студентов определяются как количественно, так и качественно.

В среде представителей состоятельных семей, обладающих материальными возможностями реализовать демонстративное потребление, определенный уровень знаков социального статуса является нормой поведения, реализуемого группой (ближе к элитарному потреблению). Среди представителей менее обеспеченных слоев общества, не обладающих такими возможностями, демонстративное потребление реализуется в подражательной форме: используется иной набор знаков социального статуса (ближе к имитационному потреблению). Таким образом, количественные характеристики демонстративного потребления зависят от притязаний субъекта на высокий статус в среде ровесников, а качественные - от материального благополучия группы.

Итак, анализ результатов используемой анкеты, направленной на изучение особенностей демонстративного потребления, позволил выявить общее и различное в показателях демонстративного потребления школьников и студентов из обычных и престижных школ и ВУЗов (из более и менее обеспеченных семей). Было определено, что демонстративное потребление более и менее материально обеспеченных старшеклассников и студентов различается как количественно, так и качественно.

· Количественные различия двух групп по установке на демонстративное потребление были подтверждены в аспекте практики демонстративного потребления: учащихся с высокими показателями практики демонстративного потребления чаще встречаются в «престижных учебных заведениях», в этой группе так же меньше тех, чей уровень установки на практику показного потребления - «ниже среднего».

· Старшеклассники и студенты из «обычных» учебных заведений с такой же частотой и в том же объеме идентифицируют, распознают демонстративное потребление в социальном контексте, как и их ровесники из более обеспеченных семей, обучающиеся в «престижных учебных заведениях».

· Качественные различия в демонстративном потреблении у более и менее обеспеченных групп лежат в области использования различных наборов знаков социального статуса: для представителей состоятельных семей, характерен вариант демонстративного потребления ближе к элитарному, а для представителей менее обеспеченных слоев общества – вариант показного потребления, близкий к имитационному (что регламентируется социально-экономическим статусом семьи родителей).

· У школьников и студентов из различных учебных заведений компетентность в вопросах демонстративного потребления проявляется при обсуждении различных знаков социального статуса: среди учащихся «престижных учебных учреждений» - при обсуждении автомобиля, дорогих предметов личного пользования (нижнее белье и конфеты), а у школьников из обычных общеобразовательных школ и ВУЗов – при обсуждении мобильных телефонов.

Кроме того, в ходе исследования были выделены четыре основные группы, отражающие уровень развития установки на демонстративное потребление у учащихся обычных и престижных учебных заведений: «высокий», «выше среднего», «ниже среднего», «низкий», социально-психологические особенности которых в дальнейшем были более подробно изучены.

 


 

Выводы по главе 2

Итак, анализ результатов используемой анкеты, направленной на изучение особенностей демонстративного потребления, позволил выявить общее и различное в показателях демонстративного потребления различных гендерных и социально-экономических групп старшеклассников и студентов.

В ходе исследования были выделены четыре основные группы, отражающие уровень развития установки на демонстративное потребление у старшеклассников и студентов: «высокий», «выше среднего», «ниже среднего», «низкий», социально-психологические особенности которых в дальнейшем были более подробно изучены.

В демонстративном потреблении юношей и девушек можно определить как общее, так и отличное:

•«Конструирование гендера» для женской группы в российском социокультурном пространстве непосредственно связано с привлекательной внешностью и «инструментами красоты» и реализуется средствами потребительской активности в целом и демонстративным потреблением в частности. Поэтому девушки более ориентированы на демонстрацию социального статуса посредством демонстративного потребления, лучше разбираются в «телесных» символах статуса и активнее их используют, так как демонстративное потребление более плотно встроено в процесс гендерной социализации женщин.

•В обеих гендерных группах равное число тех, кто высоко ориентирован на демонстративное потребление, девушки больше ориентированы на среднике показатели, а юноши чаще отказываются о демонстративного потребления. Следовательно, гендерный фактор, управляя ориентацией молодых людей на потребление «знаков статуса», является не единственным важным условием формирования демонстративного потребления, а интегрирован в некую систему, определяющую развитие данного феномена.

Было определено, что демонстративное потребление различных социально-экономических групп различается как количественно, так и качественно.

· Количественные различия двух групп по установке на демонстративное потребление были подтверждены в аспекте практики демонстративного потребления: учащихся с высокими показателями практики демонстративного потребления чаще встречаются в «престижных учебных заведениях», в этой группе так же меньше тех, чей уровень установки на практику демонстративного потребления - «ниже среднего»

· Старшеклассники и студенты из «обычных» учебных заведений с такой же частотой и в том же объеме идентифицируют, распознают демонстративное потребление в социальном контексте, как и их ровесники из более обеспеченных семей, обучающиеся в «престижных учебных заведениях».

· Качественные различия в демонстративном потреблении у более и менее обеспеченных групп лежат в области использования различных наборов знаков социального статуса: для представителей состоятельных семей, характерен вариант демонстративного потребления ближе к элитарному, а для представителей менее обеспеченных слоев общества – вариант демонстративного потребления, близкий к имитационному (что регламентируется социально-экономическим статусом семьи родителей).

· У школьников и студентов из различных учебных заведений компетентность в вопросах демонстративного потребления проявляется при обсуждении различных знаков социального статуса: среди учащихся «престижных учебных учреждений» - при обсуждении автомобиля, дорогих предметов личного пользования (нижнее белье и конфеты), а у школьников из обычных общеобразовательных школ и ВУЗов – при обсуждении мобильных телефонов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...