Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерный анализ демонстративного потребления старшеклассников и студентов




 

Гендерное направление как междисциплинарная сфера научного знания развивается в разных отраслях отечественной науки около двух десятилетий.

Обсуждение гендерных различий можно найти у Г. Зиммеля, Т. Парсонса, К. Маркса и Э. Дюркгейма, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса и П. Бурдье, И. Гофмана и д.р.

Гендерный подход, в социологии сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В его рамках статус пола перестает быть аскриптивным. Гендерные отношения рассмиатриваются как социально организованные отношения власти и неравенства [Здравомыслова Е., Темкина А, 2000].

Е. Здравомыслова и А. Темкина отмечают, что гендерный подход в социологии развивается по трем направлениям: марксизм, структурно-функциональный анализ и драматургический интеракционизм [Здравомыслова Е., Темкина А, 2000].

В рамках марксистского направления сфера воспроизводства представляется как сфера угнетения женщин, а так же выдвигается концепция «двойной системы» угнетения женщин в современном обществе, рассматривающая капитализм и патриархат как независимые системы (Хартман Х., Митчел Д., Янг А., Дельфи К. и др.).

В рамках структурно-функционалистского подхода акцент делается на измерение неравенства, на обоснование возможностей изменений в содержании гендерных ролей. (Бем С., Фридан Б. и др.)

Драматургический интеракционизм вписывается в русло «социально-конструктивистского поворота» в социальных науках и радикализируется в гендерных исследованиях. В этой перспективе гендер понимается как социально-сконструированное отношение, связанное с категоризацией индивидов по признаку пола. Социологи-конструктивисты (Уэст К., Зиммерман Д. и д.р) вслед за Ирвином Гоффманом считают, что отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно значимым для социально компетентного («подотчетного») поведения. Приписывание пола происходит согласно правилам создания гендера, принятым в данном обществе и выражаются в гендерном дисплее.

В истории развития гендерной проблематики в западной психологии И.С. Клецина выделяет три направления [Клецина И.С. 2002].

• Первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода - парадигма половых (гендерных) различий. (Макоби Ж., Дж. Хайд и др.).

• Второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация данного направления – парадигма уникальности женской психологии (Диннерстайн Д., Рич А., Хорни К., Гиллиган К., Ходоров Н. и др.).

• Третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуальных движений. Здесь доминирующей стала парадигма социального конструирования гендера (Ангер Р., Лотт Б., Харе-Мустин Р., Маречек Д. и др.).

Гендерные исследования в отечественной психологии начали разрабатываться совсем недавно, примерно с середины 90-х годов. Можно выделить следующие теоретические направления, в рамках которых отечественные исследователи проводят гендерно-ориентированные изыскания [Клецина И.С. 2002 ]:

• психология половых различий, (Арутюнян М.Ю., Алешина Ю.Е., Бендас Т.В., Волович А.С., Виноградова Т.В., Знаков В.В., Семенов В.В., Тюменев Ю.А., Хасан Б.И. и др.)

• женская психология (О. Митина О.В., Петренко В.Ф., Попова Л.В. и др.)

• социально-конструктивистское направление (Кон И.С., Ключко О.И., Клецина И.С., Ожигов Л.Н., Радина Н.К., Семенова Л.Э. и др.)

60-70-е годы можно считать наиболее плодотворным периодом в плане теоретического осмысления гендерной экономической проблематики. Именно в эти годы были предложены принципиально новые теоретические подходы к анализу домохозяйства, гендерного разделения труда, дискриминации в оплате труда и др. [Мезенцева Е.Б., 2001].

Неоклассическое направление изучения экономической проблематики уделяет основное внимание процессам, происходящим внутри домохозяйства (гендерное разделение труда внутри семьи, брачное и репродуктивное поведение), исследованию положения женщин на рынке труда (анализ причин и механизмов дискриминации и профессиональной сегрегации по признаку пола).

Марксистское направление исследует гендерную проблематику с точки зрения источников и механизмов гендерного неравенства, причин и форм эксплуатации женщин внутри семьи и вне нее.

Наиболее молодое из направлений изучения гендерных аспектов экономических явлений — новая институциональная экономика — делает основной акцент на изучении брачных отношений (понимаемых как контрактные), анализе внутренней структуры семьи (например, участие супругов в совместном производстве «семейных благ»), роли государства в регулировании гендерных отношений и пр.

Тема гендерных аспектов феномена демонстративного потребления представлена в связи с изучением гендерной идентичности (Бил Д., Вохс К., Грискевикус В., Кенрик Д., Миллер Г., Санди Дж., Тубур Дж., Чалдини Р.) только в западных исследованиях.

В ходе представляемого исследования было опрошено 80 школьников в возрасте от 15 до 17 лет и 134 студента в возрасте от 17 до 30 лет. Из них 85 юношей и 129 девушек. В данном параграфе представлены результаты изучения гендерных аспектов показного потребления с помощью анкеты «Демонстративное потребление» (Радина Н.К., Шайдакова Н.В.).

Согласно процедуре обработки полученных результатов каждому варианту ответа присваивался балл в соответствии с ключом. В таблице №1 представлены средние баллы, набранные юношами и девушками при ответах на вопросы методики.

Таблица 1

Результаты опроса школьников и студентов из обычных и престижных учебных заведений [1]

Группы     № вопроса Вся выборка Юноши Девушки Значимость различий  
Ср. Ст.откл Ср. Ст.откл Ср. Ст.откл t- критерий Стьюдента
  2,42 1,237 3,32 1,126 2,48 1,306  
  3,34 0,987 3,36 1,185 3,33 0,840  
  4,2 1,757 3,46 2,050 4,68 1,340 р≤0,001
  4,71 1,049 4,39 1,124 4,91 0,944 р≤0,001
  2,74 2,309 2,59 1,036 2,83 2,843  
  3,37 1,267 3,13 1,430 3,52 1,133 р≤0,05
  3,43 1,131 3,39 1,245 3,45 1,053  
  2,86 0,917 2,51 0,854 3,10 0,883 р≤0,001
  3,79 1,634 3,69 1,448 3,84 1,308  
  3,1 1,138 2,94 1,278 3,20 1,034  
  2,61 1,309 2,48 1,240 2,69 1,351  
  2,67 0,717 2,52 0,814 2,77 0,631 р≤0,05
  2,45 0,640 2,46 0,630 2,44 0,648  

 

Статистически значимые различия в ответах на вопросы анкеты наблюдались при выборе мест отдыха, мест покупки одежды и нижнего белья, косметики, праздничной одежды.

Ориентация на «знаки статуса» и компетентность в данной области наиболее очевидны у девушек. Возможно, что иерархия среди юношей строится на иных «знаках статуса», например на достижениях в спорте или рискованном поведении в молодежных группировках.

Исследователи, работающие в рамках гендерного подхода, считают одними из основных показателей статуса мужчины его властные полномочия, уровень дохода и престижность работы, достижения, а женщины – привлекательный внешний вид [Теория и методология гендерных исследований, 2001].

Дифференциация показателей статуса юношей происходит в соответствии с их возрастным этапом и в российской социокультурной ситуации сопряжена с нормой «физической твердости» мужской культуры [Берн Ш., 2006; Радина Н.К., Никитина А.А., 2011]. Однако эти требования к «физическому» в подростковом возрасте укоренены в физическую силу и агрессивность (установление иерархий на основе силовых столкновений, драк) [Кон И.С., 2009] и не связаны непосредственно с демонстративным потреблением. В более старшем возрасте (например, на этапе взрослости) «мужские иерархии» выстраиваются на основе жесткой сцепленности властного и экономического ресурсов («физическое доминирование» уступает социальному влиянию и экономическому давлению).

У девушек, напротив, на всех возрастных этапах нормы физического доминируют и проявляются как требования к привлекательной внешности Важно отметить, что привлекательная внешность у девушек ориентирована на различного рода «инструменты красоты» (косметику, парфюмерию, сексуализированную одежду, одежду дорогих брендов и т.п.), то есть демонстративное потребление более плотно встроено в процесс гендерной социализации женщин. Таким образом, «конструирование гендера» для девушек в российском социокультурном пространстве на этапах подросткового возраста и ранней взрослости непосредственно связано с потребительской активностью в целом и демонстративным потреблением в частности.

Как было описано ранее в программе исследования, анкета «Демонстративное потребление» (Радина Н.К., Шайдакова Н.В.) включает в себя две шкалы: распознавание демонстративного потребления (баллы по вопросам №1-7) и практика демонстративного потребления (баллы по вопросам №8-13).

В таблице №2 представлены средние показатели и стандартное отклонение по общей установке на демонстративное потребление, его практики и распознавания.

Сравнительный анализ показателей демонстративного потребления юношей и девушек показал, что как общая установка на демонстратиное потребление, так и его компоненты - распознавание и практику - в среднем статистически значимо выше у девушек (см. таблицу 2).

Таблица №2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...