Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание программы эмпирического исследования




Обзор психологических и социологических исследований по вопросу изучения потребительского поведения личности позволяет сделать вывод о том, что основой его развития является идентичность личности в структуре социальных иерархий, а конкретные практики потребления складываются в ходе социализации. Однако, исследований, направленных на изучение отдельных аспектов потребления по-прежнему недостаточно.

Изучение психологических аспектов феномена демонстративного потребления затрагивало вопросы его связи с уже сложившейся идентичностью взрослых, а именно:

· этнической (Дж. Чен, М. Анг, Л.Жоу, В. Кэнеткар и др.),

· гендерной (В.Гришкевикус, Дж. Тубур, Дж. Санди, Р. Чалдини, Г.Миллер, Д. Кенрик и др.),

· профессиональной (Х. Вудроф-Бертон, Р.Элиот, Э.Пуринтон, А.Фонтс, Дж. Фэн, Х.Вудраффи, С.Гронмо и др.).

В качестве объяснения феномена демонстративного потребления в исследованиях были привлечены теория социального сравнения Л. Фестингера, теория «затратных сигналов», идея о компенсаторной функции феномена.

Вопрос практики потребительского поведения в процессе становления социальной идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и практики демонстративного потребления, на сегодняшний день обделен вниманием психологов. Проблемы, связанные с установлением социального статуса стоят особенно остро именно в этот возрастной период, поэтому задача изучения демонстративного потребительского поведения подростков и юношей, несомненно, является одной из наиболее острых, стоящих перед современной социальной и экономической психологией. Исходя из недостаточной разработанности данной проблемы, отсутствия психодиагностических инструментариев для изучения показного потребления личности были сформулированы цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.

Поскольку предмет социальной психологии формулируется в междисциплинарном контексте, затрагивая социологические и психологические области, было принято решение анализировать как социологические условия, так и социально-психологические особенности развития социально-психологического феномена «демонстративное потребление». Мы полагаем, что социальные условия первичны для изучаемого феномена. Посредством анализа «социологического фактора» возможно описать социо-культурный контекст развития феномена демонстративного потребления. Социально-психологические особенности усвоения социо-культурного материала отражают аспект субъектности и субъективности: в одних и тех же социальных условиях разные индивиды по-разному усваивают содержание социализации, в той или иной степени формируя у себя когнитивные, отношенческие и поведенческие комплексы.

Цель исследования – выявить социальные и социально-психологические факторы демонстративного потребления личности у старшеклассников и студентов.

Объект исследования – феномен демонстративного потребления у старшеклассников и студентов.

Предмет исследования – социально-психологические особенности демонстративного потребления личности у старшеклассников и студентов.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что «демонстративное потребление» старшеклассников и студентов является феноменом, обусловленным как социальными, так и социально-психологическими характеристиками.

Основная гипотеза обусловливает следующие частные гипотезы:

1. Количественные и качественные различия в демонстративном потреблении индивидов формируются в процессе развития социальной идентичности личности и определяются интериоризованными нормами социализации, заданными социокультурной средой и проявляющимися в виде соответствующих социальных установок.

2. Уровень когнитивной составляющей демонстративного потребления (распознавание) может не соответствовать уровню поведенческой составляющей демонстративного потребления.

3. Практика демонстративного потребления (поведенческая составляющая демонстративного потребления) коррелирует с показателями психологического благополучия личности у старшеклассников и студентов (а именно с суверенностью психологического пространства, самоотношением, жизнестойкостью, коммуникативными способностями).

4. Умеренное демонстративное потребление возможно характеризовать как маркер социально-психологической адаптированности личности в социуме у старшеклассников и студентов.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотез мы определили следующие конкретные задачи:

1. Провести анализ психологических, социологических и экономических исследований по проблеме потребительского поведения и демонстративного потребления.

2. На основании теоретического анализа проблемы сформулировать гипотезы и разработать программу эмпирического исследования влияния социальных и социально-психологических детерминант, определяющих установки на демонстративное потребление и личностное развитие.

3. Разработать анкету, направленную на изучение установок на демонстративное потребительское поведение, и изучить феномен показного/демонстративного потребления на возрастной группе старшеклассников и студентов ВУЗов.

4. Изучить влияние средовых условий на развитие установок старшеклассников и студентов в области показного потребления (разные гендерные группы, социально-экономический уровень семьи) и социально-психологические особенности участников исследования с различными установками на практику показного потребления (суверенность психологического пространства, самоотношение, жизнестойкость, коммуникативные способностей и эмоциональный интеллект личности).

5. Выявить, проанализировать и проинтерпретировать взаимосвязи демонстративного потребительского поведения, средовых и социально-психологических характеристик участников исследования.

6. Разработать рекомендации, разъясняющие особенности и закономерности формирования социального феномена «демонстративное потребление личности» на этапе оформления первичной идентичности личности для педагогов и психологов, сопровождающих социальное развитие старшеклассников и студентов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики: анализ теоретических и эмпирических исследований в социальной психологии, количественный психодиагностический инструментарий – тесты и опросники.

В диссертационной работе применялись следующие диагностические инструменты.

1) Анкета «Демонстративное потребление» (авторы – Радина Н.К., Шайдакова Н.В.). На основе анализа наиболее распространенных ситуаций осуществления показного потребления, представленных в теоретических и эмпирических социально-психологических исследованиях нами были составлены 13 вопросов с вариантами ответов.

Анкета включает в себя две шкалы: распознавание показного потребления (вопросы №1-7) и практика показного потребления (вопросы №8-13). Варианты ответов располагаются в порядке увеличения «демостративности». Пример анкеты находится в приложении.

При обработке полученных результатов каждому варианту ответа присваивается балл в соответствии с ключом.

Для получения показателей по шкалам анкеты необходимо просуммировать баллы, полученные респондентом при ответе на вопросы. Интегративный уровень определяется как сумма баллов по двум шкалам.

2) Личностный опросник «Суверенность психологического пространства» [Нартова-Бочавер С.К., 2004] используется для диагностики целостности (суверенности) «Я», границ личности подростков старше 11 лет и взрослых. Опросник включает 80 утверждений и шесть шкал, отражающие измерения психологического пространства: суверенность физического тела, территории, вещей, привычек, социальных связей и ценностей человека.

Цель использования данного опросника – выявить целостность «Я», границ личности у испытуемых, использующих показное (демостративное) потребление для репрезентации идентичности.

3) Тест-опросник самоотношения (ОСО) [Столин ВВ., Пантилеев С.Р., 1988] построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:глобальное самоотношение;самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я". В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Цель использования данного опросника – изучить особенности самоотношения у групп испытуемых, практикующих показное потребление.

4) Тест жизнестойкости [Д.А.Леонтьев, Е.И.Рассказова, 2006] представляет собой адаптацию опросника «Hardiness Survey», разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Жизнестойкость определяется Д.А.Леонтьевым и Е.И.Рассказовой как мера способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Компонентами жизнестойкости являются вовлеченность, контроль и принятие риска.

Недавние исследования С. Мадди (Maddi et al., 2006) показали, что жизнестойкость оказывает положительное влияние не только в стрессовых ситуациях, но и в ситуациях, привычных для человека — например, способствуя его креативности и воображению. Так, в ситуации личностного выбора жизнестойкость выступает фактором, определяющим готовность выбирать новую, непривычную ситуацию, ситуацию неопределенности в противовес равнодушному, безличному выбору или выбору привычной и знакомой ситуации. Иными словами, роль жизнестойкости не сводится к роли буфера в ситуации стресса, по-видимому, она представляет собой один из ключевых параметров индивидуальной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции, одну из опорных переменных личностного потенциала [Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И., 2006].

Цель использования данного теста – выявление наиболее и наименее жизнестойких и вовлеченных групп испытуемых. Кроме общего показателя жизнестойкости данный тест позволяет выделить группы испытуемых, готовые выбирать новое и непривычное в ситуации личного выбора.

5) Методика «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС2) была предложена В.В.Синявским и Б.А.Федоришиным [Федоришин Б.А., Синявский В.В., 1985] и предназначена для определения выраженности коммуникативных и организаторских склонностей.

Цель использования данного теста в исследовании состояла в выявлении коммуникативной компетентности групп испытуемых.

6) Диагностика эмоционального интеллекта была предложена Н.Холлом [Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., 2002, с 57-59] для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика состоит из 30 утверждений и содержит пять шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.

Цель использования данного теста – изучить способность испытуемых чувствовать, понимать и эффективно действовать в определенном эмоциональном контексте. По данным исследований, средний уровень развития эмоциональных способностей, обеспечивает наиболее гибкое социальное поведение личности и достижение ею высокой социальной адаптивности. [Ерохина Е.В., 2011]

Математическая обработка данных исследования проводилась при помощи следующих методов.

Для изучения различий средних значений установки на показное потребление и социально-психологических характеристик личности визучаемых группах был использован t-критерий Стьюдента. [Титкова Л.С., 2002]

Для изучения связи между установкой на показное потребление и социально-психологических особенностей личности был использован коэффициент ранговой корреляции Rs Спирмена [Е.В.Сидоренко, 2004], с помощью которого определялась теснота (сила) и направление корреляционной связи между показателями по тестовым методикам. Основанием для выбора данного метода являются его универсальность, простота и широкие возможности в решении задач сравнения индивидуальных и групповых иерархий признаков [Е.В.Сидоренко, 2004].

Для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости эффекта был использован критерий φ* - угловое преобразование Фишера. [Сидоренко Е.В., 2004]

Для изучения взаимосвязей значений между переменными и понимания «социально-психологического комплекса» изучаемых групп применялся метод факторного анализа с использованием Varimax -вращения.

Обработка данных производилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 19.0.

Организация исследования.

Подготовительный этап исследования включал в себя разработку анкеты «Демонстративное потребление» (авторы – Радина Н.К., Шайдакова Н.В.).

Основной этап включал в себя проведение исследования с использованием предложенной анкеты и психодиагностических тестов и опросников.

Выборка исследования являлась сложноструктурированной. Всего в исследовании приняло участие 214 человек. В состав выборки вошли:

• 85 юношей;

• 129 девушек.

Выборка исследования была разделена на две группы:

• старшеклассники общеобразовательных школ и студенты обычных ВУЗов (112 человек).

• старшеклассники и студенты «престижных» гимназий и ВУЗов (86 человек).

Школы, в которых проводилось исследование, являются разнопрофильными учебными заведениями, располагающиеся в разных частях города Н.Новгорода. Престижные школы располагаются в центральном районе Н. Новгорода и являются гимназиями с углубленным изучением отдельных предметов. Данные школы относятся к категории так называемых «элитных» школ из-за экономического и социального статуса семей большинства учеников, обучающихся в данных школах, а так же наличия добровольного «родительского взноса» при приятии ребенка в школу. Обычные школы являются неспециализированными, и располагаются в «спальном», рабочем районе города.

Престижные ВУЗы Нижнего Новгорода, принимавшие участие в исследовании определялись по наличию места образовательного учреждения в различных рейтингах «престижа»: обладание статусом «национальный исследовательский университет» и вхождение в Ассоциацию ведущих ВУЗов России.

Исследование проводилось в Нижнем Новгороде с 2009-2012 годах.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...