Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные и социально-психологические факторы показного потребления у учащихся с высоким показателем установки на показное потребление




Матрица факторных нагрузок после вращения
  № фактора
Переменная          
Гендерная группа          
Социально-экономический статус   ,567      
Суверенность психологического пространства   ,924      
Суверенность физического тела   ,694      
Суверенность территории   ,861      
Суверенность вещей   ,719      
Суверенность привычек   ,643      
Суверенность социальных связей   ,614      
Суверенность ценностей         ,663
Глобальное самоотношение ,733     ,424  
Шкала самоуважения I ,811        
Шкала аутосимпатии II       ,660  
Шкала ожидаемого отношения от других III       ,597 ,529
Шкала самоинтереса IV       ,730  
Шкала самоуверенности 1 ,809        
Шкала отношения других 2       ,606 ,535
Шкала самопринятия 3 ,459     ,605  
Шкала самопоследовательности (саморуководства) 4 ,541        
Шкала самообвинения 5       -,565 ,442
Шкала самоинтереса 6       ,589  
Шкала самопонимания 7 ,807        
Жизнестойкость ,700 ,433      
Вовлеченность ,543     ,504  
Контроль ,615 ,411 ,488    
Принятие риска ,577        
Коммуникативные способности   ,460   ,476  
Организаторские способности ,470        
Эмоциональный интеллект     ,909    
Эмоциональная осведомленность     ,549    
Управление своими эмоциями     ,496    
Самомотивация     ,757    
Эмпатия     ,740    
Распознавание эмоций других людей     ,890    

 

1,794
2,448
3,725
3,454
9,280

 

Фактор 6: «Позитивное и преобразующее отношение к себе и окружающей действительности»

Фактор 7: «Воспитание личности в богатом материальном окружении при отсутствии явных психотравмирующих воздействий»

Фактор 8: «Знание и использование эмоций»

Фактор 9: «Ожидание позитивного отношения к себе»

Фактор 10: «Чувство вины за невозможность соответствовать требованиям «общества потребления»

 

Рисунок 3 Факторы формирования высокого уровня демонстративного потребления

 

В состав восьмого фактора вошли показатели эмоционального интеллекта и шкала контроля теста «Жизнестойкость». Данный фактор можно обозначить как «Знание и использование эмоций». Такие характеристики являются одним из факторов, обуславливающих высокие показатели демонстративного потребления.

Девятый фактор составляют показатели некоторые самоотношения личности: аутосимпатия, ожидаемое отношения от других, самоинтерес, отношения других, самопринятие, самообвинение. При этом показатель самообвинения нагружает фактор отрицательным значением, следовательно, речь идет об отсутствии данной характеристики у личности учащегося, ориентированного на показное потребление. Следовательно, позитивное отношение к собственному «Я» в представленных аспектах и ожидание такого же положительного отношения со стороны окружающих является одним из факторов, обуславливающих демонстративное потребление у молодых людей. Данный фактор можно обозначить как «Ожидание позитивного отношения к себе».

В десятый фактор вошла суверенность ценностей. К данному фактору так же можно отнести шкалу ожидаемого отношения других, шкалу отношения других и показатель самообвинения, т.к. данных характеристики нагружают своим значением, как четвертый, так и пятый фактор. При этом, в отличие от четвертого фактора, показатель самообвинения нагружает фактор положительным значением, следовательно, речь идет о тех учащихся, кто склонен обвинять себя. Следовательно, отсутствие насильственной интеграции в систему ценностей «общества потребления» и формирование комплекса вины за невозможность соответствовать окружению является одним из факторов, способствующих развитию высокого уровня ориентации личности на демонстративное потребление. Данный фактор можно охарактеризовать как «Вина за невозможность соответствовать требованиям «общества потребления».

Следует отметить, что гендерная принадлежность не вошла ни в один из факторов, способствующих развитию высокого уровня демонстративного потребления. То есть, девушки активно используют демонстративное потребление для конструирования своего социального статуса, но для получения высоких показателей по демонстративному потреблению важнее быть членом состоятельной семьи (см. фактор 7), нежели принадлежать какой-либо гендерной группе.

Результаты факторного анализа, представленные на рисунках 2 и 3, могут выступать как модели, демонстрирующие особенности формирования различных социально-психологических феноменов – развития демонстративного потребления вообще (характерно для большинства) и формирование высокого уровня демонстративного потребления, характерного для некоторых индивидов.

Таким образом, на основании проведённого факторного анализа можно утверждать что:

· Социально-психологические характеристики личности более определенно детерминируют развитие демонстративного потребления, нежели социологические, следовательно, сам феномен «демонстративное потребление» обоснованно может считаться именно социально-психологическим.

· Демонстративное потребление в конструировании социального статуса используют преимущественно девушки, однако высокий уровень показателей демонстративного потребления в большей степени зависит от социально-экономического статуса семьи старшеклассника или студента, нежели от принадлежности к гендерной группе.


Выводы по главе 3

Подведем итоги анализа результатов исследования социально-психологических характеристик старшеклассников и студентов с различной выраженностью установки на демонстративное потребление.

Анализ факторов, обуславливающих демонстративное потребление личности, показал, что именно социально-психологические характеристики личности более определенно детерминируют развитие демонстративного потребления, следовательно, сам феномен «демонстративное потребление» обоснованно может считаться именно социально-психологическим.

Характеристика социально-психологических особенностей старшеклассников и студентов с высоким и выше среднего уровнем установки на демонстративное потребление представлены в таблице 35.

Высокие показатели установки на демонстративное потребление, как в целом, так и в группе тех, кто обладает более высоким социально-экономическим статусом, свидетельствуют о сохранном психологическом пространстве личности, высоких показателях самоотношения личности, её жизнестойкости, развитых коммуникативных способностей и средних показателях эмоционального интеллекта. В группе учащихся обычных учебных заведений демонстративное потребление возможно трактовать как попытку совладания с травматичным психологическим опытом предыдущих возрастных этапов: такие испытуемые переживают свое психологическое пространство как депривированое и не склонные принимать себя такими, какими они являются.

Показатели демонстративного потребления «выше среднего» в целом связаны с благополучием в области территориальных и временных границ психологического пространства, позитивным отношением к себе. Как имитационный, так и элитарный вариант демонстративного потребления на уровне «выше среднего» отличается ориентацией учащегося на внешние связи. Умеренное следование за «знаками статуса» свидетельствует об успешной социализированности и вероятном психологическом благополучии.

Таблица 35

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...