Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

когнитивная психология. Синтетические теории в психологии второй половины ХХ века. Нейролингвистическое программирование (NLP)




когнитивная психология

Человек вовсе не автоматически реагирует на те или иные стимулы или раздражители. И его поведение зависит не только от окружающей среды, но и от субъективных факторов, в частности — от способов восприятия окружающего.

Человек - система, занятая поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, перерабатывающая и хранящая поступающую информацию.

Психика – система переработки информации

11 сентября 1956 года в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

1960 год – создан «Центр когнитивных исследований» при Гарвардском университете (Брунер, Миллер)

1967 год – Нейсер «Когнитивная психология»

Герберт Саймон (1916-2001) – создатель современной теории управленческих решений (теория ограниченной рациональности); человеческое познание можно моделировать на вычислительных машинах

 

Аврам Ноам Хомский (1928) психолингвистика, как раздел когнитивной психологии; смена основной парадигмы американской психологии с бехивеоральной на когнитивную

Жан Пиаже (1896-1980) – швейцарский психолог, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название —

 

Ульрик Найссер (1928-2012) – «Когнитивная психология» (1967); экологический подход (критика когнитивизма – познание начинается с предвосхищения и прогрозирования; исследования не должны ограничиваться лабораторией )

Синтетические теории в психологии второй половины ХХ века

Нейролингвистическое программирование (NLP)

Ричард Бендлер (1950)

Джон Гриндер (1940)

«Теория в психологии не имеет к практике никакого отношения»

«Всё поведение человека строится по математикоподобным правилам»

Репрезентативные системы – системы восприятия

Синхронизация

Якорь и якорение

Рефрейминг

Трансактный анализ – Эрик Леннард Берн (Леонард Бернстайн) (1910-1970)

«Игры, в которые играют люди» (1961), «Люди, которые играют в игры (1963)

Три «Я»человека: родитель, взрослый, дитя

Обмен воздействиями – трансакция

Цепочки взаимодействий – игры – сценарии

 

Психосинтез Роберто Ассаджиоли (1882-1974)

Идея целостности организма. Веданта (школа индийской философии)

Бессознательное «Высшее Я»

Лечение нервных заболеваний, возникших в результате духовного продвижения людей

 

 

Гештальттерапия Фредерика Саломона Перлза

(Фриц Перлз) (1893-1970)

Главное - чувствовать свой внутренний мир. Саморегуляция

Развивать способность принимать решения и делать выбор

Гештальт возникает только в настоящем («здесь и теперь»)

Групповая психотерапия, игры, «язык тела»

 

 

«Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. И я здесь не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы поладим – прекрасно. Нет – ничего не поделаешь»

Фриц Перлз (Frederick S. Perls)

Трансперсональная психология — направление психологии, изучающее изменённые состояния сознания, мистический и религиозный опыт

Станислав Гроф (Stanislav Grof, род. в 1931 г в Праге) — американский психолог и психиатр, доктор философии по медицине

Эксперименты с ЛСД –

4 области психики:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. область рождения и смерти (перинатальный уровень);

4. трансперсональный уровень.

Фундамент пре- и перинатальной психологии (цель - всесторонняя картина человеческой психики)

Продолжение изучения измененных состояний сознания после запрета ЛСД в конце 1960-х привело Грофа (вместе с женой) к открытию техники «холотропного дыхания» — инструмента самопознания и лечения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...