Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА 7. Государственный экологический контроль за исполнением требований заключения ГЭЭ.




 

Для осуществления контрольных функций за выполнением требований заключения ГЭЭ информация о нем направляется органам государственного экологического контроля, исполнительной власти субъектов и местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Задачами экологического контроля являются:

ü наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

ü проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды;

ü проверка соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

В РФ осуществляется несколько видов экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный.

Правительство РФ определен особый порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России, объектов вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности.

Государственный экологический контроль по федеральным объектам, перечень которых устанавливается Правительством РФ, осуществляет Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Государственные инспекторы субъектов РФ осуществляют государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов РФ, за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные инспекторы в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

· посещать в целях проверки организации, объекты независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты ГО, знакомиться с документами и иными необходимыми материалами;

· проверять соблюдение нормативов, ГОСТов и иных нормативных документов в области охраны ОС, работу очистных сооружений, и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране ОС;

· проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны ОС при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

· проверять выполнение требований, указанных в заключении ГЭЭ, и вносить предложения о ее проведении;

· предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны ОС и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного ЭК;

· приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны ОС;

· привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны ОС.

Организация государственного экологического контроля и ГЭЭ на уровне МПР России и его территориальных органов. Для охраны ОС и обеспечения экологической безопасности Министерство природных ресурсов РФ обеспечивает организацию и проведение государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля как непосредственно, так и через свои территориальные органы. К территориальным органам относятся: Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны ОС, Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) РФ (рис.)

 

 

Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта РФ. Организация охраны ОС и обеспечения экологической безопасности на уровне субъектов РФ индивидуальна. Первоначальной задачей осуществления государственного ЭК является выявление нарушений документации, направлявшейся на государственную экспертизу, соответствие процедуры проведенной ГЭЭ действующему законодательству и правомочности сделанных ею выводов.

Объектом внимания органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль как федерального, так и регионального уровней является установление фактов ложного заключения экологической экспертизы; сокрытия от представления государственным организациям, организующим и проводящим ГЭЭ, существенных материалов, сведений и данных; произвольная замена технологических решений при реализации проектов, уже получивших одобрение ГЭЭ.

При осуществлении государственного ЭК государственные инспекторы принимают меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. При обнаружении экологического правонарушения инспектор составляет Протокол об экологическом правонарушении. На основании Протокола он принимает решение о применении к нарушителю одной и одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения, включая:

a) выдачу Предписания об устранении экологического правонарушения;

б) вынесение Постановления о наложении штрафа за административное правонарушение;

в) вынесение Постановления о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде;

г) выдачу Предписания об ограничении хозяйственной и иной деятельности;

д) выдачу Предписания банковским организациям о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности;

е) направление руководству предприятия, организации, учреждения или вышестоящему органу Представления о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю;

ж) направление материалов в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление.

В Протоколе экологическое правонарушение должно быть описано таким образом, чтобы было ясно, где и когда оно было совершено и в каких именно действиях или бездействии выразилось. Правонарушитель вправе представить замечания по содержанию Протокола и изложить мотивы отказа от его подписания, которые в этом случае прилагаются к Протоколу.

Предписание об устранении экологического правонарушения является обязательным для исполнения нарушителями в установленные государственным инспектором сроки.

На основании ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ заключение ГЭЭ носит обязательный характер. В случае невыполнения инициатором хозяйственной и иной деятельности требований, сформулированных в этом заключении, он несет за такие нарушения ответственность в административном и уголовном порядке.

Административная ответственность. Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» (ст. 84), который вступил в действие с 1 июля 2002 г., предусмотрена административная ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе (табл.)

Таблица – Размер административного штрафа за нарушения законодательства об экологической экспертизе

 

  Вид нарушения Размер административного штрафа, МРОТ
Граждане Должностные лица Юридические лица
Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы 10–15 30–50 400–500
Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы 15–20 30–50 400–500
Незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы 10–20

 

В соответствии со ст. 77 и 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Компенсация вреда ОС осуществляется добровольно по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда ОС осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление ее нарушенного состояния, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. При их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда ОС, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны ОС.

Определение размера причиненного вреда производится непосредственно государственным инспектором по охране природы, а при невозможности этого – комиссией из представителей территориального органа МПР России, а при необходимости – представителя МПР России.

При неисполнении виновным требований Постановления в суд или арбитражный суд направляется исковое заявление о взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного ОС. На основании решения суда или арбитражного суда вред ОС может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния ОС за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. О выполнении указанных мероприятий по восстановлению окружающей природной среды комиссия составляет соответствующий акт (с указанием видов, объемов и стоимости выполненных мероприятий).

Иски о компенсации вреда ОС могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности, вытекающей из их трудовой функции или должностного положения, государственный инспектор по охране природы направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу) Представление о наложении на виновных дисциплинарного взыскания.

Уголовная ответственность. Должностные лица и граждане, виновные в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические или иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны ОС при производстве работ следует понимать:

- существенное ухудшение качества ОС или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат;

- уничтожение отдельных объектов;

Деградацию земель и иные негативные изменения ОС, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеванием и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологический ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Представления о привлечении физических лиц к уголовной ответственности за экологические преступления направляются государственным инспектором по охране природы в следственные органы.

Вопросы экологических преступлений рассмотрены в главе 26 Уголовного кодекса РФ, включающей статьи с реальным сроком лишения свободы от 2 до 8 лет. К уголовной ответственности по данным статьям могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции, так и другие лица, совершившие экологические преступления.

Пленум Верховного суда РФ рекомендует судам полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства каждого дела об экологическом преступлении и реагировать путем вынесения частных определений на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствующие принятию соответствующих мер, направленных на их предотвращение.

Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о ГЭЭ. В государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства немалую роль играет прокурорский надзор за исполнением законодательства об экологической экспертизе и нормативном обеспечении экологической безопасности. Этот надзор осуществляют преимущественно специализированные природоохранные прокуратуры. Нередко реагирование прокуроров на незаконные правовые акты в сфере экологической безопасности осуществляется с большим опозданием, поэтому действенной мерой формы прокурорского реагирования является предостережение. Однако она применима лишь тогда, когда прокуроры располагают достаточной информацией о предполагаемых действиях на территории в области природопользования. С целью предупреждения нарушения экологического законодательства органы прокуратуры должны владеть информацией об экологически опасных объектах, планируемых к реализации на территории субъектов РФ, по которым возникают конфликтные ситуации с местным населением.

Предупреждение экологических преступлений отнесено Генеральной прокуратурой РФ к приоритетным направлениям деятельности органов прокуратуры. В ряде субъектов РФ надзор за исполнением законодательства об экологической экспертизе стал постоянным. Прокурорами выявлены следующие наиболее распространенные виды нарушений в сфере экологической экспертизы:

ü уведомления-счета выписываются с задержками и проводятся без предварительной оплаты;

ü принимаемые на экологическую экспертизу материалы не соответствуют требованиям ч.1 ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

ü органы местного самоуправления и органы исполнительной власти не информируются о проведении ГЭЭ (нарушения п. 3 ст. 8).

Самым существенным нарушением экологического законодательства об экологической экспертизе является несоответствие содержания и выводов заключения ГЭЭ, что должно быть оспорено прокурорами в арбитражном суде. Иски в суд о возмещении ущерба, нанесенного нарушением законодательства об экологической экспертизе, также должны инициироваться прокурорами.

Российское природоохранное законодательство, несмотря на обилие нормативных правовых актов (по экспертным оценкам, оно включает около 20 тыс. правовых актов вместе с нормативными правовыми актами субъектов РФ), недостаточно регулирует механизм реализации природоохранной деятельности в условиях рыночной экономики. Законодательные нормы не позволяют привлечь к административной или уголовной ответственности лиц, осуществляющих проектирование или строительство экологически опасных объектов с нарушением экологических требований, а также должностных лиц специально уполномоченных государственных органов в области охраны ОС, дающих разрешение на реализацию экологически опасной деятельности без заключения государственной экологической экспертизы.

Природоохранные прокуратуры могут участвовать в международных связях в сфере обеспечения экологической безопасности средствами прокурорского надзора, прежде всего с государствами, входящими в СНГ, и с прокуратурами этих государств.

План проведения семинарских занятий

N Тема семинарских занятий Литература
1. Вопросы охраны ОС как составная часть инвестиционного проекта: - общие требования к экологической оценке проекта, - требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов, - 1, 2, 3
2. Экологическое обоснование размещения и сооружения промышленных объектов на территории России: - инвестиционный замысел предлагаемого проекта, - декларация о намерениях инвестирования, - экологические требования в составе декларации о намерениях. 1, 2, 3
3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации: - обеспечение экологической безопасности, - разработка экологических разделов технико-экономического обоснования, - принципы экологического обоснования градостроительных проектов. 1, 2, 3
4. Экологические требования при эксплуатации предприятий: - виды и формы экологического нормирования (санитарно-гигиеническое, производственно-ресурс­ное, экосистмное), - структура и основные механизмы экологического нормирования, - нормативы выбросов, сбросов. 1, 2, 3
5. ОВОС как основа экологического сопровождения планируемой хозяйственной деятельности: - оценка техногенного воздействия на ОС, - сфера применения процедуры ОВОС, - принципы и задачи проведения ОВОС. 1, 2, 3
6. Нормативно-правовое обеспечение ОВОС: - стандарты в области окружающей среды и использования природных ресурсов, - нормативы качества окружающей среды, - санитарные нормы и правила проектирования, - предельно допустимые концентрации. 1, 2, 3
7. Критериальная база оценок воздействия на окружающую среду: - российские и международные требования, - критерии и индикаторы оценки состояния среды, - обобщенные критерии экологической безопасности, - интегральные показатели техногенных воздействий. 1, 2, 3
8. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на ОС: - метод экспертных оценок, - метод списков, - матричный метод, 1, 2, 3
9. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на ОС: - картографические методы, - совмещенный анализ карт, - метод сетей. 1, 2, 3
10. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на ОС: - метод Бателле, - имитационные модели, - методы многомерной статистики. 1, 2, 3
11. Оценка воздействия на окружающую среду: - этапы проведения ОВОС, - подготовка технического задания на проведение ОВОС, - состав материалов ОВОС, - подготовка заключения ОВОС. 1, 2, 3
12. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы: - многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны ОС, - экологическое законодательство РФ, - основные положения ФЗ «Об охране окружающей среды», - основные положения ФЗ «Об экологической экспертизе». 1, 2, 3
13. Государственная экологическая экспертиза: - принципы экологической экспертизы, - объекты экологической экспертизы, - порядок проведения ГЭЭ, - финансирование ГЭЭ, - права и обязанности заказчика документации, представляемой на ГЭЭ. 1, 2, 3
14. Общественная экологическая экспертиза: - нормативно-правовое обеспечение, - порядок проведения, - финансирование ОЭЭ, - взаимодействие с заинтересованными сторонами. 1, 2, 3
15. Государственный экологический контроль: - виды экологического контроля, - органы его осуществляющие, - санкции за нарушение требований заключения ГЭЭ (административная и уголовная ответственность). 1, 2, 3

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.