Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема патогенеза врождённых пороков сердца.




Предрасполагающие факторы:
Перенесённые в период беременности краснуха, грипп, простой герпес, ОРВИ, хронические заболевания, профессиональные вредности, применение лекарственных средств, алкоголизм, курение, предшествующие аборты, неблагоприятно протекающая беременность, наследственная предрасположенность.

 
 


Нарушение эмбриогенеза в период 2-й и 8-й недели беременности.

 

 
 


Аномальная гемодинамика.

 
 

 


Возникновение клинико-функциональных признаков того или иного анатомического варианта порока.

ОТКРЫТЫЙ АРТЕРИАЛЬНЫЙ ПРОТОК (ОАП)

Анатомическая сущность

- открыт артериальный (Боталлов) проток (АП), соединяющий аорту с лёгочной

артерией.

Гемодинамика при незаращении АП:

- часть оксигенированной крови из аорты поступает в лёгочную артерию через ОАП, далее – в лёгкие;

- повторная циркуляция дополнительных объёмов крови в лёгких приводит к переполнению их сосудистого русла;

- избыточное количество крови, поступающее из лёгких в левое предсердие и левый желудочек, вызывает их гипертрофию;

- уменьшенное количество крови поступает в большой круг кровообращения.

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ

I. Анамнестические:

наличие врождённых или приобретённых поражений сердца и сосудов в

генеалогическом анамнезе; заболевания матери во время беременности (коревая

краснуха, корь, ветряная оспа, токсоплазмоз), особенно в первом триместре; воздействие на беременную радиоактивного облучения, токсических и химических факторов; нарушения диеты при токсикозе беременности, приводящие к качественному голоданию и полигиповитаминозу; неблагоприятный акушерский анамнез (аборты, выкидыши); ранняя или поздняя беременности; осложнённое течение родов; большая разница в возрасте родителей, родственные браки; приступы асфиксии в периоде новорождённости; задержка физического развития; частые бронхолёгочные заболевания ребёнка.

II. Клинические:

- быстрая утомляемость; одышка при нагрузке;

- бледность кожи, цианоз нижней половины тела при крике, натуживании, исчезающий тотчас после прекращения нагрузки, стойкий цианоз кожи, слизистых при обратном сбросе крови (из лёгочной артерии в аорту), вследствие развития лёгочной гипертензии;

- пульсация сосудов шеи, высокий, быстрый, скачущий пульс, сердечный горб, усиление сердечного толчка, систоло-диастолическое дрожание на основании сердца;

- смещение границ сердца влево, расширение границ сосудистого пучка;

- акцент и расщепление II тона на лёгочной артерии;

- грубый, ”машинный”, непрерывный, систоло-диастолический шум с максимальным звучанием во 2-м межреберье слева от грудины (над лёгочной артерией), проводящийся в межлопаточное пространство и на сосуды шеи;

- возможны симптомы нарушения кровообращения по левожелудочковому типу;

- АД – повышение систолического давления, снижение диастолического (иногда до 0), большая пульсовая амплитуда.

III. Параклинические:

1. Инструментально – графические:

а) ФКГ – высокоамплитудный, ромбовидный систоло - диастолический шум во 2-м

межреберье слева от грудины, увеличение амплитуды II тона;

б) ЭКГ – признаки перегрузки левого желудочка, позднее – обоих желудочков (при

умеренной лёгочной гипертензии); с уменьшением артериовенозного сброса крови

более выражена гипертрофия правого желудочка;

в) ЭХО КГ – увеличение размеров полостей левого предсердия и левого желудочка,

увеличение амплитуды движения митрального клапана.

2. Рентгенологические:

- усиление сосудистого рисунка лёгких (гиперволемия);

- увеличение размеров сердца за счёт гипертрофии левого желудочка и левого предсердия, с развитием лёгочной гипертензии увеличивается и правый желудочек;

- выбухание дуги лёгочной артерии, расширение восходящей аорты, пульсация корней лёгких.

Дифференциальный диагноз

проводится с дефектом аортолёгочной перегородки; свищами коронарных артерий;

аортальной недостаточностью, сочетающейся с дефектом межжелудочковой

перегородки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...