Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор источника набора персонала и реклама вакансий




 

Итак, исходная информация по отбору и найму персонала позволяет определить какой человек нужен и каким требованиям он должен отвечать. Поэтому следующим шагом является оповещение о существующей вакансии.

Существует много источников набора персонала. При их выборе необходимо учитывать достоинства и недостатки каждого, чтобы получить ответ на вопрос: «Дает ли этот источник достаточное число подходящих сотрудников при приемлемых затратах?» (табл. 2.5).

 

Таблица 2.5 - Характеристика источников набора персонала

Источники набора персонала Достоинства Недостатки
Объявления о вакансиях в газетах Широкая читательская аудитория Быстрая публикация Услуги профессионального дизайнера Многие читатели не ищут работу Объявление могут не увидеть те, кто ищет работу Объявление имеет короткую жизнь (газету прочитывают быстро и затем выбрасывают)
Объявления о вакансиях по радио Охват различных групп людей в широкой географической зоне Передача информации в необходимое время (суток, недели, в определенные дни) Может быть передано через несколько часов после его подачи Профессиональные услуги по составлению Высокая стоимость Невнимательность слушателей Быстротечность
Центры по труду и занятости Реклама вакансий на доске объявлений рассчитана на активно ищущих работу Быстрая связь с работодателями Квалифицированная помощь в отборе и найме персонала Не всегда производится изучение кандидатов на вакансию Для работодателя интерес представляют не только активно ищущие работу, но и те, которые в данный момент имеют работу
Частные агентства по найму персонала Подбор кандидата в соответствии с требованиями работодателя Гарантия быстрого подбора кандидата Специализация Высокая стоимость услуг Уровень качества услуг различных агентств неодинаков
Учебные заведения Небольшие расходы Постоянный приток молодых специалистов Возможность набора временных, сезонных сотрудников Отсутствие опыта у молодых людей Трудности адаптации молодых людей к трудовой жизни Подготовка и обучение молодых людей может занять много времени
Объявления на телевидении (телетекст) Объявления видят все в зоне вещания телевидения Немедленная передача информации Самый дорогой источник набора персонала

 

При подаче объявления о вакансии (реклама вакансий) целесообразно учитывать какую информацию нужно поместить, как ее сформулировать и как построить объявление.

Главная цель рекламного объявления – привлечь внимание, вызвать интерес, побудить подходящих для этой работы людей к подаче заявлений и одновременно препятствовать подаче заявлений неподходящих кандидатов. Информация, содержащая в объявлении, должна в значительной степени основываться на описании работы и должностной инструкции и зависит от источника набора персонала.

Содержание объявления зависит от источника набора персонала. Вместе с тем объявление с предложением работы должно содержать следующую минимальную информацию:

· название должности;

· название организации и ее месторасположение;

· о бизнесе, товарах, которые продает организация и /или оказываемых услугах;

· ключевые элементы работы;

· кандидатов);

· преимущества работы (все что привлечет кандидатов);

· предполагаемая заработная плата (если возможно);

· требуемая квалификация, опыт, умения и навыки;

· возрастные ограничения;

· условия найма;

· особые условия (например, командировки);

· как нужно обратиться (письмом, по телефону, на бланке заявления и т.п.).

Стиль и конструкция объявления могут быть разными. Тем не менее, следует придерживаться следующих универсальных правил: объявление должно быть бросающимся в глаза, интересным, коротки, определенным, хорошо написанным, правдивым, законным.

 

Первичный отбор персонала

 

Чтобы не тратить время на собеседование с каждым претендентом, причем некоторые из них могут оказаться неподходящими, а другие – заинтересованными частично, целесообразно проводить первичный отбор.

Цель первичного отбора – предложение или отказ кандидату участвовать в конкурсе на объявленную вакансию. Он может осуществляться в следующих формах:

· предварительного собеседования;

· анализа заявления (анкеты);

· анализа писем;

· беседы по телефону;

· анализа резюме.

Предварительная отборочная беседа направлена на выяснение образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личных качеств.

Заявления (анкеты) используются для того, чтобы собрать «стандартную информацию» обо всех кандидатах для их сравнения с учетом условий предлагаемой работы, а также побудить кандидатов предоставить важную информацию о себе (например, в резюме может быть просто указано «наличие водительских прав», а ответ на вопрос в заявлении: «Есть ли замечания в водительских правах?» позволяет выявить наличие штрафов).

Основные виды анкет:

· стандартные (например листок по учету кадров);

· собственные, позволяющие учесть специфику организации, характер должности;

· специальные для конкретных категорий претендентов, а также освещения тех или иных сторон их биографии (например, анкета выпускников учебных заведений, о последней должности);

· биографическая.

Обращение кандидатов в письменном виде как один из способов предварительной оценки удобен, если ожидается большое количество кандидатов (сначала их оценивают по письмам, а затем ограниченному количеству человек предлагается заполнить форму заявления) и занимает незначительное время. Вместе с тем некоторые хорошие работники плохо пишут письма, а также в длинном и беспорядочном письме трудно найти нужную информацию.

Использование телефона для выявления подходящих кандидатов - это быстрый и неформальный метод оценки, сокращает бумажную и административную работу, дает возможность оценить речь кандидата, что может быть его важным качеством.

Рекламное объявление о вакансии может запрашивать предоставление резюме - СV (жизнеописание), которое используется как средство самомаркетинга претендента на вакантную должность.

Назначение резюме – привлечь внимание работодателя к претенденту и обеспечить его приглашение на собеседование.

Известны два основных типа написания резюме:

· хронологический предполагает изложение трудовой деятельности в хронологическом порядке (начиная с последнего места работы до начала трудовой деятельности);

· функциональный предполагает группировку деятельности по основным направлениям с выделением профессиональных достижений.

Резюме пишется в свободной форме. В то же время рекомендуется следующая универсальная структура:

1. Заголовок (фамилия, имя, отчество);

2. Основные личные данные (адрес, телефон, E-mail, дата и место рождения, гражданство, семейное положение);

3. Цель поиска работы (из формулировки цели должно быть ясно, какую работу может и хочет делать претендент и на каких условиях);

4. Опыт работы (дается в обратном хронологическом порядке с указанием дат, мест работы, должностей, основных функций и достижений);

5. Образование (чем больше времени прошло после окончания учебы, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме; информация может содержать оценки и награды, те изученные дисциплины, которые соответствуют цели претендента, участие в исследовательских и других работах, связанных с учебой);

6. Дополнительная информация (сведения о степени владения иностранными языками, навыках работы на ПЭВМ с указанием применяемых программных средств, водительских правах и личных качествах);

7. Дата составления резюме (указание даты составления резюме добавляет ему четкость и конкретность; желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело свежую дату).

Резюме может также включать:

· сведения об общественной деятельности;

· упоминание о хобби, если оно имеет отношение к работе и его можно считать серьезным личным достижением;

· сообщение о военной службе;

· указание о готовности к разъездам и смене места жительства;

· указание о готовности к работе с ненормированным рабочим днем;

· сведения о рекомендациях;

· цели карьеры;

· личные достоинства;

· увлечения, свидетельствующие о широте интересов.

Представляемые кандидатом документы по вполне понятным причинам могут потребовать дополнительной проверки. Проверка происходит путем запросов, сопоставления с другими источниками, чтения между строк.

 

Отборочное собеседование

 

Отборочное собеседование проводится для того, чтобы:

· оценить соответствие кандидата его будущей работе;

· выявить заинтересованность (мотивированность) кандидата в данной работе;

· дать кандидату открытую информацию о работе;

· оценить насколько хорошо кандидат впишется в существующей коллектив (непротиворечивость организационной культуре организации);

· дать возможность кандидату решить, подходит ли эта работа для него;

· создать образ хорошего бизнеса организации (в случае принятия кандидата сформировать у него чувство правильного выбора; кандидаты же, которым отказано, остались бы хорошего мнения об организации).

Для этого надо знать как подготовиться, провести и оценить собеседование.

Подготовка к собеседованию включает в себя:

· выбор способа и формы организации собеседования;

· выбор места проведения собеседования;

· изучение профиля должности, анализ документов кандидата и данных первичного отбора;

· составление плана собеседования;

· разработка критериев оценки качеств претендента.

Возможны следующие способы проведения собеседования:

· «один на один»

· групповое с помощью нескольких интервьюеров (линейный руководитель, эксперт в конкретной области, психолог, менеджер по персоналу, 1-2 специалиста, представитель коллектива)

· интервьюера с группой претендентов.

По форме организации выделяют следующие виды собеседований:

· серийное;

· стрессовое;

· по стандартной блок-схеме;

· оценочное;

· структурированное;

· неструктурированное.

После выбора метода проведения собеседования следует определить, где это сделать:

· выбрать кабинет, где не помешают посторонний шум, телефонные звонки и коллеги, с возникшими у них вопросами;

· убедиться, что в кабинете нет предметов, отвлекающих внимание;

· проследить, чтобы кандидат сидел на удобном стуле, солнце не светило ему в глаза, а на столе у интервьюера не было лишних бумаг.

Перед собеседованием необходимо еще раз изучить:

· описание работы и должностную инструкцию на объявленную вакансию;

· требования к персоналу для составления перечня профессионально важных качеств и характеристик претендента, которые необходимо выявить во время отборочного собеседования;

· данные первичного отбора для того, чтобы исключить ряда вопросов и сориентироваться на другие, требующие выяснения во время собеседования.

Для подготовки ответов на вопросы претендента следует владеть информацией о специфике предлагаемой работы (требования, ожидания фирмы от кандидата, возможности роста, обучение), предполагаемом уровне заработной платы, льготах и специальных программах (медицинская страховка, пенсионные фонды, вознаграждения по итогам года, премии, отпуск, оздоровительные программы и т.п.) и условиях найма.

Для проведения собеседования необходим четко составленный план. Его разработка в целом представляет собой творческий процесс, вместе с тем практика предлагает ряд рекомендаций по его составлению:

1. разработать вопросы с целью выявления характеристик, свидетельствующих о том, сможет ли кандидат выполнять данную работу, какие у него для этого есть мотивы;

2. разработать вопросы, раскрывающие характеристики и качества претендента;

3. сгруппировать вопросы в логически подчиненные блоки, которые могут оцениваться независимо;

4. определить критерии оценки профессионального мастерства, квалификации и качеств кандидата.

Последовательность вопросов может быть такой:

· личные детали;

· образование;

· квалификация;

· опыт работы;

· планы и стремления.

Критерии оценки собеседования не должны быть произвольными, случайными, перекрывать друг друга. Напротив, они должны быть продуманно сгруппированными и позволять дать количественную оценку качеств претендента.

Интервьюер должен уметь:

· задавать вопросы;

· контролировать ход собеседования;

· слушать;

· составлять суждение или принимать решение.

Умение проводить собеседование состоит в правильной постановке вопросов: они должны быть четкими и краткими и требовать расширенных ответов.

При проведении собеседования могут быть использованы следующие виды вопросов:

· вопросы широкого плана;

· наводящие вопросы;

· гипотетические вопросы;

· вопросы для получения открытых ответов;

· вопросы об определенном предмета;

· вопросы самооценки;

· вопросы о способностях;

· прямые вопросы;

· косвенные вопросы.

При проведении собеседования не рекомендуется задавать вопросы:

· «с подвохом»;

· вопросы, на которые можно дать несколько ответов (их следует разбить на части что, кто, когда, где?);

· наводящие (они указывают на ответы, которые должны быть даны, например, «Мне нужен интенсивно работающий человек. Вы много работаете?»)

Контролирование хода собеседования не должно быть заметно для претендента. Средствами контроля являются:

· форма задаваемых вопросов;

· повторение в вопросительной форме из только что сказанных претендентом слов;

· невербальная информация.

При собеседовании важно владеть навыками активного слушания: «проникновение в мысли говорящего», понимание точного смысла сказанного и сопровождающих это невербальных сигналов.

Собеседование является широко практикуемым способом отбора претендентов, однако не дает точного представления о том, насколько хорошо будет работать кандидат.

Поэтому при проведении собеседования наряду с задаваемыми вопросами целесообразно:

· оценить претендента в гипотетических ситуациях, моделирующих задачи, решаемые в условиях реальной работы;

· использовать информацию о прошлой деятельности претендента, его интересах и достижениях, а также типичные примеры рабочих ситуаций, что позволяет предвидеть его поведение при выполнении будущей работы.

Процесс собеседования может осуществляться в такой последовательности:

1. встреча кандидата;

2. неформальный разговор;

3. фаза интервью (20-60 минут);

4. фаза мотивации (15-25 минут);

5. фаза дискуссии (5-10 минут);

6. завершение собеседования.

Когда претендент удобно устроился и чувствует себя непринужденно, можно начинать официальную часть собеседования. Цель интервьюера – получить информацию от претендента и поэтому требуется его «разговорить». На практике это означает, что 70% времени должен говорить кандидат и 30% - интервьюер.

После того как собрана вся требуемая информация, претенденту должны быть предоставлены следующие возможности:

· сказать о том, что не было затронуто в собеседовании, или рассказать более подробно о том, о чем было сказано недостаточно (например, о каком-либо достоинстве, которое могло бы свидетельствовать в пользу претендента);

· задать вопросы для уточнения деталей, касающихся предлагаемой или условий, связанных с ее выполнением.

Менеджеру необходимо более полно ознакомить претендента с работой, на которую его нанимают, и дополнительными обстоятельствами. Это дает претенденту возможность определить действительно ли эта работа подходит ему. Известны случаи, когда работа была «продана» претенденту менеджером, представившим ее в «розовом свете», в результате чего человек в скором времени уволился, и весь дорогостоящий процесс найма пришлось повторить.

После завершения собеседования и ухода претендента задача состоит в том, чтобы сгруппировать всю собранную информацию, проанализировать ее и принять взвешенное решение.

Если на вакантную должность подходит несколько кандидатов, следует определить лучшего из них и предложить ему работу. При этом целесообразно одного-двух человек держать в резерв на случай, если выбранный кандидат откажется от предложения.

Выбранному кандидату делается предложение о найме письменно или устно (с письменным подтверждением), чтобы исключить возможность последующих разногласий о предложенных условиях.

Предложение работодателя должно включать следующую информацию:

· должность;

· место работы;

· должность непосредственного начальника;

· заработная плата;

· часы работы;

· отпуск;

· испытательный срок;

· дата начала работы;

· условия предложения (при наличии рекомендаций, медицинских справок).

Прием на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового договора/контракта.

Как только предложение принимается кандидатом, другим претендентам должны быть посланы доброжелательные письма с отказами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...