Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль кадровой службы в общей системе управления организацией




Система управления персоналом является «костяком» системы управления организацией. Это обусловлено тем, что она включает:

· функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом;

· линейных руководителей;

· руководителей функциональных подразделений.

Структурным подразделением по управлению персоналом в организации является служба персонала (отдел кадров, отдел человеческих ресурсов), основными направлениями деятельности которой являются:

· обеспечение комплексного решения задач комплексного формирования и эффективного использования кадрового потенциала на основе управления всеми компонентами человеческого фактора;

· внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки нужных для организации сотрудников;

· планирование деловой карьеры сотрудников организации;

· стабилизация коллектива, повышение трудовой и социальной активности сотрудников на основе социально-культурных и нравственно-психологических стимулов;

· обеспечение социальных гарантий сотрудникам в области занятости;

· научно-методическое, материально техническое и информационное обеспечение кадровой работы.

Повышение роли кадровых служб продиктовано следующими объективными обстоятельствами:

· переходом от дефицита к избытку трудовых ресурсов и сокращением численности персонала;

· возрастанием интенсивности труда, требующей более высокой квалификации;

· расширением функциональных обязанностей сотрудников кадровой службы и повышением их самостоятельности в решении кадровых проблем.

В связи с этим руководитель службы персонала должен занимать в организации пост заместителя руководителя организации (вице-президента). Это позволяет ему быть в курсе всех изменений во внутренней и внешней политике организации, которые могут оказать прямое влияние на стратегию и тактику управления персоналом. Но главным преимуществом подобного статуса является возможность осуществлять функциональное руководство деятельностью всех структурных подразделений организации по любым вопросам кадрового направления ее деятельности.

Необходимой предпосылкой эффективной деятельности кадровой службы является ее ресурсное обеспечение, основными направлениями которого выступают:

· информационное обеспечение со стороны высшего руководства организации и ее структурных подразделений, включающее постоянные и переменные информационные массивы, формализованные информационные каналы и механизм ответственности за нарушение процедур передачи информации;

· трудовое обеспечение включает привлечение в подразделение необходимых сотрудников и систематическое повышение их профессиональной квалификации;

· материальное обеспечение предусматривает выделение службе помещений, оргтехники, информационный коммуникаций и т.п.;

· финансовое обеспечение - своевременное финансирование деятельности подразделениями, включая оплату труда ее сотрудников и затраты, связанные с исполнением установленных функций (например, по работе с образовательными учреждениями, привлеченными экспертами и пр.).

2.3.2 Базовые функции управления персоналом и их содержание

Служба управления персоналом (кадровая служба, отдел человеческих ресурсов) является функциональным (вспомогательным) подразделением. Его сотрудники не участвуют непосредственно в основной деятельности организации. Решения в области управления персоналом (например, о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность и т.п.) принимаются теми руководителями, о чьих подчиненных идет речь. Сотрудники кадровой службы выступают в качестве экспертных советников руководителей структурных подразделений по этим вопросам. Во избежание потенциальных противоречий их взаимоотношения должны определяться на основе концепции двойной или совместной ответственности. В соответствии с ней руководители подразделений и специалисты по человеческим ресурсам несут ответственность за реализацию основной задачи – повышения эффективности использования персонала. Кадровая служба решает эту задачу путем создания общих условий (систем, процедур, программ), способствующих реализации потенциала каждого сотрудника и осуществления контроля за их применением. Руководители подразделений, осуществляя ежедневное управление сотрудниками на основе их использования. Такое распределение обязанностей позволяет использовать возможности каждой из сторон – экспертиза в области управления персоналом и профессионализм специалистов по человеческим ресурсам сочетаются с пониманием специфики организации, опытом и непосредственным контактом руководителей со своими подчиненными.

Учитывая вышеизложенное, реализация кадровой службой базовых функций системы управления персоналом, сводится к следующему.

Планирование персонала включает в себя разработку, согласование и оперативную корректировку документов, отражающих текущие и перспективные потребности организации в трудовых ресурсах. На основе систематизации информации со стороны руководства организации (перспективные изменения потребностей в трудовых ресурсах в соответствии со стратегией ее развития) и руководителей структурных подразделений (изменения их текущих потребностей в сотрудниках конкретных специализаций и уровня квалификации) планируется процесс найма или сокращения сотрудников.

Отбор и первичное развитие персонала. Отбор персонала определяется разработкой исходной информации (должностные инструкции, квалификационные требования), маркетингом персонала, процедурой отбора (первичного, собеседования, тестирования и др.) и системой его критериев, позволяющих существенно сократить вероятность зачисления в постоянный штат сотрудников, недостаточно компетентных или изначально непригодных для работы в организации. Первичное развитие персонала требует разработки процедур, обеспечивающих адаптацию сотрудников (определение мест и форм первичного обучения, выделение для этого финансовых ресурсов, организация взаимодействия с конкретными подразделениями организации).

Оценка результатов деятельности персонала включает разработку методических аспектов обобщающей оценки сотрудника за определенный период работы в организации и подготовку управленческих решений по ее результатам.

Развитие персонала обуславливает выполнение функций организации, координации, контроля и оценки эффективности профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала (определение форм развития, образовательных учреждений, мест проведения стажировок с последующим заключением соответствующих договоров и т.п.), методическое обеспечение структурных подразделений рекомендациями практической реализации должностных перемещений персонала, разработку механизма отбор в состав резерва на выдвижение и ускоренного повышения их профессиональной и управленческой квалификации (в форме дополнительного обучения и целевых установок).

Совершенствование организации стимулирования труда персонала направлено на разработку механизма основной и дополнительной заработной платы и ресурсное обеспечение подсистемы.

Обеспечение социально-психологической поддержки персонала предполагает разработку программ коллективной, групповой и индивидуальной поддержки сотрудников организации и механизмов их реализации.

Регистрационные функции системы управления персоналом требуют автоматизации их исполнения.

Юридические функции для своей реализации требуют наличия в штате кадровой службы квалифицированного юриста, специализирующегося в области трудового законодательства.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...