Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативные правовые акты, регулирующие построение и функционирование бюджетной системы Российской Федерации




Функционирование бюджетной системы РФ регулируется следующими основными законодательными актами: Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, законами (решениями) представительных органов власти субъектов РФ (представительных органов местного самоуправления) о региональных (местных) бюджетах на соответствующий год.

Основы бюджетного устройства РФ заложены в Конституции РФ, которая определяет федеративное устройство РФ, полномочия и предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе в вопросах организации бюджетных отношений. При этом декларируется равенство прав всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В Конституции РФ разграничиваются полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, определяются совместные бюджетные и налоговые полномочия. В частности, в ведении федеральных органов государственной власти находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, федеральный бюджетный процесс, федеральное бюджетное и налоговое законодательство, федеральная государственная собственность и управление ею.

В совместном ведении находятся: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами. Вне пределов ведения федеральных органов власти и их полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно формировать и исполнять свои бюджеты, осуществлять бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое законодательство. Кроме того, Конституцией РФ предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, а органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Основным правовым актом, определяющим основы и механизм функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный кодекс Российской Федерации, при создании которого сделана попытка объединения ранее действующего законодательства с учетом современных условий развития бюджетных отношений. При этом большинство нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, с принятием и введением Бюджетного кодекса РФ либо утратили силу, либо применяются в части, не противоречащей Бюджетному кодексу РФ[4].

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены границы бюджетных правоотношений, к которым отнесены отношения в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также осуществления на всех уровнях бюджетной системы стадий бюджетного процесса (составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, их утверждения и исполнения, контроля за исполнением этих бюджетов, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности).

Бюджетный кодекс Российской Федерации четко регулирует структуру бюджетного законодательства, определяя приоритет его норм над нормами федеральных законов о федеральном бюджете, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных законодательных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также Указов Президента РФ, нормативных актов исполнительных органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом при возникновении противоречий между указанными правовыми актами и Бюджетным кодексом Российской Федерации применяются положения последнего. Данная норма позволяет обеспечить единство и целостность бюджетной системы РФ, непротиворечивость законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований положениям федерального законодательства.

Бюджетный кодекс Российской Федерации обеспечивает правовое регулирование бюджетных отношений в вопросах:

- определения бюджетной системы РФ, установления принципов и основ ее функционирования;

- формирования доходов и расходов бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ;

- определения принципов организации межбюджетных отношений;

- обеспечения сбалансированности бюджетов и создания основ управления государственным и муниципальным долгом;

- определения участников бюджетного процесса и разграничения их полномочий;

- регламентации процедур составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней;

- организации государственного и муниципального финансового контроля;

- определения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Налоговым кодексом Российской Федерации заложены основы разграничения доходов между бюджетами в части определения перечня федеральных, региональных (налогов субъектов Российской Федерации) и местных налогов. Это позволяет определить состав собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет прежде всего структуру органов местного самоуправления, представленных двумя звеньями муниципальных образований: муниципальные районы, городские округа, внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также городские и сельские поселения; критерии, при которых определенные населенные пункты получают статус тех или иных муниципальных образований. Данный закон определяет в конечном счете структуру третьего уровня бюджетной системы российской Федерации – местных бюджетов.

 

Тема 2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации

 

Содержание межбюджетных отношений в Российской Федерации

В Российской Федерации термин «межбюджетные отношения» появился в 1994 году в связи с осуществлением очередного этапа бюджетной реформы. В период с 1994 по 1998 год межбюджетные отношения трактовались как отношения между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. В Бюджетном кодексе Российской Федерации, принятом в 1998 году, межбюджетные отношения определялись как отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Однако исходя из данных определений, не было понятно, о каких именно отношениях идет речь и какие элементы включаются в состав межбюджетных отношений.

Согласно поправкам, внесенным в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ и Федеральным законом от 28.04.2007 г. № 63-ФЗ, межбюджетные отношения понимаются как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществлении бюджетного процесса.

Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов органами государственной власти на каждом уровне и органами местного самоуправления с учётом возлагаемых на них задач и функций, исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

Существуют следующие основные элементы межбюджетных отношений:

1. разграничение расходных обязательств между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2. разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3. перераспределение средств между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (схема 2.1.).

Таким образом, межбюджетные отношения можно определить как совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу разграничения расходных обязательств, разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также перераспределения средств между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (тест 2.1.).

Межбюджетные отношения нельзя рассматривать в отрыве от их принципов. Именно они дают полное понимание сущности межбюджетных отношений.

Изначально законодательно в Бюджетном кодексе Российской Федерации были определены пять принципов функционирования межбюджетных отношений:

1. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

2. разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4. выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Однако, Федеральным законом от 20.08.2004г. №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» принципы межбюджетных отношений из Бюджетного кодекса Российской Федерации были изъяты.

Представляется, что в условиях бюджетного федерализма наиболее важными принципами межбюджетных отношений являются следующие:

• транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) межбюджетных отношений;

• взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

• четкая нормативная регламентация, исключающая возможность торга и субъективизма в распределении бюджетных средств;

• обеспечение гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам. (Схема 2.2.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...