Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации




Разграничение доходов - это такое их разделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает законодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоянной основе конкретных видов доходов в полном размере или частично.

В любом федеративном государстве процесс разграничения расходов и доходов начинается с разграничения полномочий и соответствующих им расходов. В Российской Федерации процесс разграничения начался с разграничения доходов. С 1992 года взамен применявшегося ранее с целью сбалансированности всех бюджетов метода распределения доходов начали использоваться методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы РФ на постоянной законодательной основе, используемые в мировой практике.

К таким методам разграничения доходов между бюджетами относятся:

— разделение видов налогов по уровням управления;

— квотирование поступления от налогов (квотированию может подлежать ставка налога или объем налоговых поступлений);

— региональные и местные надбавки к федеральным (региональным) налогам [5] (схема 2.4.).

Разделение налогов по уровням управления основано на определении органа власти и управления, в чьей компетенции находится введение данного налога, установление порядка его исчисления и взимания. Сначала в законе РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а затем в Налоговом кодексе РФ, который начал действовать с 01.01.1999 г., проведено деление всех налогов, взимаемых на территории России, на три вида - федеральные, региональные и местные (тест 2.6.).

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (тест 2.7.).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (тест 2.8.).

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина (тест 2.9.).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог (тест 2.10.)

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц (тест 2.11.).

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (схема 2.5.).

Однако такое деление налогов не обеспечивает их поступление соответственно в доходы федерального, региональных и местных бюджетов. Так, например, такие федеральные налоги как налог на доходы физических лиц поступает и в бюджеты субъектов РФ (70 %), и в местные бюджеты (30 %); сумма акцизов на пиво полностью поступает в бюджеты субъектов РФ. Поэтому говорить о том, что в России применяется в чистом виде такой метод разграничения доходов как разделение видов налогов по уровням управления, можно с большой степенью условности.

Квотирование ставки налога применяется при разделении ставки налога на прибыль организаций и единого социального налога. Конкретные ставки для зачисления этих налогов в те или иные бюджеты установлены соответствующими главами Налогового кодекса Российской Федерации. Так, например, налог на прибыль организаций зачисляется в федеральный бюджет по ставке 6,5%от налогооблагаемой прибыли, а в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставке 17,5%. Квотирование объема налоговых поступлений применяется при разграничении остальных налогов, например, ряда акцизов (на бензин автомобильный, на этиловый спирт-сырец и т.п.), налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц и пр. Конкретные доли зачисления разграниченных данным методом налогов регламентированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Квотирование является основной формой, используемой при разграничении доходов между бюджетами в России. Среди основных достоинств формы квотирования при разграничении доходов между бюджетами можно выделить следующие:

1. Используется единая методика исчисления и механизм взимания налогов.

2. Простота технических расчетов между покупателями, поставщиками, которые являются плательщиками на различных территориях (актуально для косвенных налогов).

3. Создается заинтересованность региональных и местных властей в исполнении доходной части федерального бюджета.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает доли разграничения не только налоговых, но и неналоговых доходов, например, плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в федеральный бюджет в размере 20% от общей суммы, в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 40 % и в бюджет муниципального района (городского округа) в размере 40%.

В настоящий момент, к большому сожалению, не используется такая форма разграничения доходов между бюджетами в России как региональные и местные надбавки к федеральным и региональным налогам.

При установлении надбавок региональные и местные органы получают право с тех налоговых объектов, которые облагаются соответственно федеральными или региональными налогами, взимать дополнительный налог в свою пользу в размере определенного процента или иного коэффициента к утвержденной ставке. Обычно при этом вышестоящий орган государственной власти указывает лишь максимум, в пределах которого региональные и местные органы вправе производить надбавки.

В нашей стране уже в первые годы после октябрьской революции 1917 г. была введена система надбавок к государственным налогам. Положением о денежных средствах и расходах местных Советов, утвержденным Совнаркомом 03.12.1918 г., устанавливалось, что одним из доходных источников местных органов власти являются надбавки в пределах 40% к государственному прогрессивному подоходному налогу. В дальнейшем местные Советы получили право устанавливать надбавки к промысловому налогу, нотариальному сбору, судебной пошлине, охотничьему сбору, что обеспечило в 1924/25 финансовом году формирование 20,9% от общей суммы доходов местных бюджетов в СССР, в 1925/26 г. - 23,0%. Надбавки к государственным налогам и сборам занимали второе место после неналоговых доходов в структуре доходов местных бюджетов СССР. Однако к 1928 г. практика использования надбавок к общегосударственным налогам была прекращена и в настоящее время в России данная форма разграничения доходов не используется.

Надбавки представляют собой эффективную форму разграничения налогов между различными бюджетами бюджетной системы. К достоинствам данной формы разграничения доходов можно отнести, во-первых, простоту, во-вторых, эластичность, в-третьих, заинтересованность нижестоящих органов в полном и своевременном поступлении федеральных и региональных налогов, расширении базы обложения по этим налогам, в-четвертых, сохранение единого методологического подхода к налогообложению разных объектов и категорий налогоплательщиков на всей территории страны, в-пятых, снижение затрат регионов и муниципальных образований на введение и взимание налогов, в шестых, избежание двойного налогообложения.

Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации собственными доходами бюджетов являются:

налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций (схема 2.6.).

Разграничение доходов между бюджетами дополняется их распределением, когда доходы, подлежащие зачислению в один бюджет, передаются другому бюджету полностью или частично. Распределение доходов между бюджетами осуществляется путем установления нормативов отчислений от налогов и сборов в другие бюджеты.

В настоящее время бюджетное законодательство не предусматривает установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих к зачислению в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации. Однако органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать для муниципальных образований нормативы отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов, а также налогов по специальным налоговым режимам, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Однако эти нормативы не могут утверждаться законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иным законом с ограниченным сроком действия.

Законами субъектов Российской Федерации утверждаются раздельно единые нормативы отчислений в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов. Нормативы отчислений в бюджеты городских округов устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных районов могут устанавливать единые нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов. Эти нормативы не могут быть установлены решением о бюджете муниципального района или иным решением на ограниченный срок действия.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, сначала зачисляются на счет Федерального казначейства 40101 «Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» с целью последующего их разграничения и распределения между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...