Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толкин, Мартин и другие источники вдохновения Аберкромби (перевод заметки Аберкромби)




Выборочный перевод заметки от 2008 года из блога Аберкромби о том, что повлияло на него, и почему его книги получились именно такими:

 

 

В детстве мне очень нравился Властелин Колец, и долгое время я перечитывал его каждый год. Волшебник Земноморья также сильно на меня повлиял. Как и Майкл Муркок (особенно Корум и все эти безумные имена). Подростком я много раз пересматривал Конана Варвара (там есть сиськи, и я говорю не только о сиськах Шварценеггера). Я начал играть во множество ролевых игр, и в ранние компьютерные игры в жанре фэнтези, таких как Dungeon Master, Bloodwych, и Legend, продирался через кучу книжек, таких как Dragonlance, и первые две серии David Eddings (или это была одна серия под разными обложками?). Возможно, я просто переел фэнтези. Но мне казалось, что между 80-ми и 90-ми в эпической фэнтези нечего было читать.

 

Так что в поздние подростковые годы я читать более или менее перестал. Не было каких-то особых решений отбросить фэнтези, просто я поступил в колледж и занялся другим. Ну, вы знаете. Санный спорт. Отмывание денег. Полупрофессиональное метание ножей. Русская рулетка. И Street Fighter II, разумеется. Во время долгих полуночных прогулок я размышлял над идеями, которые возникали у меня раньше, как у читателя и игрока, о мире и сюжете в эпической фэнтези, и именно тогда такие персонажи, как Байяз и Логен Девятипалый постепенно вырисовывались в моей голове. Летом после окончания школы (в 1993-м?), когда появилось много времени, я начал писать книгу, и она была очень похожей на то, что в итоге стало "Кровью и Железом". Я говорю "похожей", поскольку в ней недоставало ключевых элементов из того, что получилось позже. Это была более прямолинейная эпическая фэнтези, низкокачественная, без ответвлений, рефлексии уставших от жизни людей и большей части шуток. Совсем без инквизитора Глокты, который появился гораздо позднее. Короче, получилось не очень. Уверен, если б я прочитал её сейчас, меня стошнило бы от неловкости. На самом деле меня подташнивает, когда я только думаю о той книжке.

 

В любом случае, я переехал в Лондон (летом 94-го?), и на уме у меня были другие вещи – тараканы, соседи по квартире на грани безумия, и так далее. Я начал работать и далеко задвинул свои планы писать. Начал читать много исторических книг – Shelby Foote, John Keegan, Alan Clark, etc. И уже не очень интересовался фэнтези. А потом кто-то дал мне почитать Игру Престолов. Да-да, подумал я, чего уж там. И она вынесла мне мозг.

 

Видимо, Игра Престолов и её продолжения привнесли в эпическую фэнтези многое из того, чего мне так сильно не хватало. Она сравнительно мало чем была обязана Толкину (не то что бы есть что-то плохое в обязательствах Толкину – просто этого дерьма и так кругом полно). В мире Мартина мало магии, мало романтики, много реализма и очень много жестокости. В нём не было нудных плоских битв добра со злом. Не было нудных плоских персонажей. Это был (более-менее) полностью человеческий мир, где зло творят люди, и этот мир очень похож на наш. Серия получилась определённо фэнтезийной, в ней было много знакомого, но она была революционной (по крайней мере для меня) во всех смыслах. Кроме всего прочего книги были весьма непредсказуемые, особенно для жанра, в котором читатели научились ожидать предсказуемости. Если раньше с первой страницы знал, что случится, и всегда оказывался прав – то тут и понятия не имеешь, кто умрёт следующим. С тех пор неожиданные смерти главных героев стали почти штампами в жанре, или по крайней мере в самых тёмных его уголках, но когда я читал Игру Престолов впервые, она была для меня совершенно потрясающей, и фундаментально изменила мои представления о том, какой может быть эпическая фэнтези.

 

Также она интересна с технической точки зрения – Мартин использует приём, называемый "от ограниченного третьего лица", когда повествование ведётся как бы из головы одного из главных персонажей. И всё действие показывается очень близко, и раскрашено личностью повествователя. Для меня в этих книгах фэнтези перешло от огромных, эффектных, широких планов (идущих ещё от толкиеновских подходов), к опыту отдельных людей. Чувствуешь их пот, боль, страх, кровь, и понимаешь их мотивы. Видишь, что в их головах никто не является злодеем – даже если его считают злодеем все остальные. Для меня громадным достижением книг Мартина является то, что они описывают масштабные, эпические, необъятные события, но при этом не теряют чувства глубокой вовлеченности в характеры. Вообще в литературе это не ново – думаю, нечто похожее было у Толстого в "Войне и Мире". Но я впервые видел нечто настолько тщательное и эффективное в фэнтези, и теперь, похоже, это стало по большей части стандартом повествования в жанре.

 

В третьей части, Буре Мечей, есть множество великолепного материала. Она, похоже, масштабнее, чем была Игра Престолов. Я знаю, многие читатели любят ощущение масштабности, но меня расстроила некоторая потеря фокуса – добавление всё более расходящихся точек зрения, постоянное увеличение объёмов книжек без соответствующего роста общего повествовательного движения. Книжки становятся толще, но не насыщеннее. История увеличивается вширь, но сокращается событийно. Может, я ожидал трилогию, а может просто становится всё яснее, что никакого окончания в ближайшее время не предвидится. А может, включается элемент принижения: первая книга была для меня настолько изумительной, что после неё меня практически невозможно ошеломить в той же степени. Не поймите меня неправильно, книжки были отличными, просто не настолько отличными. Мне кажется, что не только мне хочется увидеть, сможет ли Мартин в конце концов собрать всё воедино.

 

Так что же изменилось между той ранней попыткой написать эпическую фэнтези в 93-м, и намного более успешной (по крайней мере на мой взгляд) в 2002-м? Ну, с одной стороны я вырос, получил опыт работы, расширил горизонты, и научился меньше воспринимать всё всерьёз. Прочитал много истории, что на мой взгляд придаёт моим книгам более убедительную структуру. Прочитал много тяжеловесной литературы – Толстой, Солженицын, Булгаков, Диккенс, Троллоп, Стерн и так далее, которые определенно улучшили мою технику. Прочел немало нуара и детективов, особенно Джеймса Элроя, которые научили меня писать мощную прозу и выдумывать запутанные сюжеты. Я работал монтажером документалок, и это дало мне понимание, как составлять повествование, как выстраивать его направление и как отрезать лишнее (сказал писатель, у которого книжки больше 2 000 000 слов – но ладно вам, мне кажется, они довольно насыщены событиями). Я смотрел много интересных фильмов, включая Тарантино (Бешеные Псы и Криминальное Чтиво сильно на меня повлияли), Джона Ву и мангу – список бесконечный (ну, не бесконечный, но чертовски длинный). За это время, на мой взгляд, телевидение изменилось, стали появляться по-настоящему интересные сериалы, которые сместили ТВ в более реалистичное, сложное, безжалостное направление – например, Клан Сопрано, Щит, 24 часа (во всяком случае, поначалу), Братья по Оружию и поздний Дедвуд, Части Тела и Прослушка (как я люблю Прослушку). И это направление, похоже, проникает и в фантастическое ТВ с такими сериалами, как Герои и Звёздный Крейсер Галактика. Всё это также на меня повлияло, наверняка, и думаю, мои подходы к писательству сейчас больше зависят от того, что я посмотрел, чем от того, что прочитал.

 

Так что в этой кастрюле много ингредиентов. Но если говорить о фэнтези-книгах, написанных между 93-м и 2002-м, то Игра Престолов (и вообще Песнь Льда и Пламени) точно играет выдающуюся (если не определяющую) роль. Сомневаюсь, что Первый Закон выглядел бы так, как выглядит, если бы я не прочитал те книги. Чёрт, может я бы его и вовсе не написал.


Хронология Аберкромби

До недавнего времени одной из особенностей чтения книг Джо Аберкромби были сложности с определением, сколько лет прошло в мире Первого Закона до того или иного события или сколько лет конкретному персонажу.

 

На самом деле, эта проблема - прямое следствие метода "ограниченного третьего лица", которым пишет Аберкромби, ведь обычный человек не станет думать о том, сколько лет назад произошли события, в которых он не участвовал, сколько ему лет, и далеко не всегда знает, сколько лет окружающим. Поэтому сообщать хронологические вехи в тексте нужно строго в подходящий момент.

 

К счастью, в сборнике рассказов "Sharp Ends" перед каждым рассказом обозначен год, и по отдельным фактам в рассказах можно определить, когда происходит действие романов. На основе этого я составил удобную табличку (плюс вписал в неё, когда и за чьим авторством вышли официальные и любительские переводы):

 

Оригинальное название Место действия Год Оф. перевод Автор оф. перевода Любительский перевод Автор
Made a Monster Карлеон, Север ~565*     Создал монстра В.Филиппов
A Beautiful Bastard Кадир, Канта       Прекрасная сволочь bydloman
Small Kindnesses Вестпорт, Стирия       Маленькие добрые дела bydloman
The Fool Jobs К востоку от Кринны, Север   Дурацкое задание Л. Дукорская (2012) Дурацкие задания lopuh21
The Blade Itself Срединные земли, Север, Канта   Кровь и железо В.Иванов (2008)    
Skipping Town Ближняя страна   Рвать когти Э. Иоффе (2014) Из города Booktran
Before They Are Hanged Срединные земли, Север, Канта, Старая Империя   Прежде чем их повесят В.Иванов (2010), О.Орлова и А.Андреев (2013)    
Hell Дагоска, Канта       Ад В.Филиппов
Two’s Company Север       Там где двое bydloman
The Last Argument of Kings Срединные земли, Север   Последний довод королей В.Дьякова (2011, 2013), О.Орлова, А. Питчер, Н.Абдуллин (2015)    
Best Served Cold Стирия   Лучше подавать холодным   Лучше подавать холодным lopuh21
Wrong Place, Wrong Time Стирия       Не в том месте, не в то время В.Филиппов
Yesterday, Near A Village Called Barden Барден, Север       Вчера, у деревушки Барден В.Филиппов
The Heroes Осрунг, Север   Герои А. Шабрин (2013) Герои lopuh21
Some Desperado Ближняя страна   Та еще сорвиголова А. Курышева (2013) Отчаянная bydloman
Three’s a Crowd Талин, Стирия       Третий лишний bydloman
Red Country Ближняя страна, Дальняя страна   Красная страна В.Русанов (2013) Красная страна bydloman
Freedom! Аверсток, Ближняя страна   Свобода! И. Lipka (2015)    
Tough Times all Over Сипани, Стирия   Жить всё труднее В.Русанов (2014) Непростые времена настали bydloman

 

 

К слову, судя по всему, хронология в Земном круге идёт от основания Союза - поскольку, согласно КиЖ, короли в союзе правили около шести сотен лет...

 

Кроме того, вот табличка с возрастом отдельных персонажей на момент каждой книги (и с её помощью легко прикинуть, сколько лет кому было в каждой книге).

 

Увы, далеко не про каждого персонажа сказано хоть что-то, а про некоторых есть лишь смутные сведения. Например, Ищейка, кажется, немного моложе Логена, но это лишь мои предположения - на самом деле он с тем же успехом может быть и старше. Или Трясучка - ясно, что во времена убийства Логеном его брата, его считали мальчишкой, а спустя 6 лет, в ПЧИП, он уже крутой вождь. Полагаю, что в ПЧИП ему не меньше 21, но с тем же успехом может быть и 18 и 25...

 

Персонажи Название Год
Трясучка (~10?), Скейл (11) Создал монстра ~565*
  Прекрасная сволочь  
Шев (21), Секутор (~16?) Маленькие добрые дела  
  Дурацкое задание  
Глокта (35), Логен (~35), Вест (30), Джезаль (<20?) Кровь и железо  
  Рвать когти  
Сульт (>60), Варуз (>60), Калин (<60), Виссбрук (~45), Эйдер (~30?) Прежде чем их повесят  
  Ад  
  Там где двое  
Изерн (10) Последний довод королей  
Коска (~49) Лучше подавать холодным  
  Не в том месте, не в то время  
  Вчера, у деревушки Барден  
Чёрный Доу (~46), Кальдер (~30), Кроу/Зоб/Утроба (~50), Бек/Ручей (17) Герои  
  Та еще сорвиголова  
  Третий лишний  
Шай (~22), Темпл (~30) Красная страна  
  Свобода!  
  Жить всё труднее  

*В сборнике "Sharp Ends" рассказ "Создал монстра" датируется 570 годом, однако, это довольно странно, поскольку Скейлу в нем 11 лет, и было бы удивительно, если спустя 5 лет, во время действия книги "Кровь и Железо", его воспринимали бы как быкоподобного здоровяка.

Я задал по почте этот вопрос Аберкромби, предположив, что в это время шел примерно 565 год, и он ответил:

"Yeah, Made a Monster should be earlier I reckon. Don’t know how that happened…"

(Да, полагаю, "Создал Монстра" происходил раньше. Не знаю, как так получилось...)

Т.е. можно предположить, что с момента убийства Логеном брата Трясучки до начала "Первого Закона" прошло примерно лет десять.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...