Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебный элемент 2.3.4.Материальные нормативы, их виды и назначение




Материальные нормативы – это важная составная часть планово-экономической нормативной базы предприятия, которая характеризует величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление единицы продукции – предметов труда и средств производства.

Нормы затрат предметов труда определяют планируемую величину расхода сырья, основных материалов, топлива, различных видов энергии и других затрат овеществленного труда на единицу продукции или выполнения заданного объема работы.

В состав нормы затрат материальных ресурсов входят обоснованные планово-расчетные величины полезного расхода сырья и материалов, а также обусловленные применяемой технологией и организацией производства отходы и потери материала.

В норму расхода материальных ресурсов не включаются отходы и потери материала, вызванные отступлением от установленной технологии и организации производства, методики планирования расходов, а также обусловленные браком продукции.

Норма затрат материальных ресурсов может выражаться как в натуральных (кг/шт., кВт/шт., кбм./шт. и др.), так и стоимостных показателях (руб./шт.).

В рыночных условиях при внутрипроизводственном планировании используются не только нормы расхода, но и нормативы использования материальных ресурсов.

Норматив использования материальных ресурсов определяется значением коэффициентов, характеризующих отношение полезно расходуемого материала к установленной норме на единицу продукции (например, массы детали к массе заготовки).

Он показывает не только степень использования материалов на данном предприятии, но и экономическую эффективность действующей технологии производства и форм его организации (К исп.мат.< 1). При планировании и оценке степени использования материальных ресурсов применяются также расходные коэффициенты и нормативы выхода продукта (полуфабриката).

Расходный коэффициент – это обратная величина фактического норматива (коэффициента) использования материалов. Его величина всегда больше единицы и определяется отношением установленной нормы расхода сырья или материала к полезной (чистой) массе детали.

Коэффициент выхода продукции выражает соотношение общего объема производства изделий или выполнения работ и количества фактически израсходованного сырья (материала), например поковок из проката, отливок из слитков и т.п.

Этот показатель позволяет оценивать эффективность использования материальных ресурсов на предприятии в целом и давать оценку сбалансированности планов производства и МТО предприятия.

Нормативы затрат средств труда и производства определяют потребность предприятия в рабочих местах, производственной площади, технологической оснастке, инструменте, и других основных фондах на выполнение установленного годового объема продукции.

К важнейшим нормативам использования основных средств труда и производства относятся:

· режим работы оборудования;

· коэффициенты сменности и загрузки оборудования;

· нормативы фондоотдачи и рентабельности основных фондов;

· номы производительности оборудования и съема продукции с единицы производственной площади;

· нормы простоя оборудования в ремонте и длительности межремонтных циклов.

В состав материальных нормативов, используемых в процессе внутри производственного планирования, входят также нормы текущих, технологических и страховых запасов материалов, нормативы незавершенного производства, готовой продукции и оборотных средств.

Нормативы организации производства характеризуют оптимальные соотношения между основными элементами трудовых, технологических и производственных ресурсов по всем стадиям обработки и подразделениям предприятия.

К основным календарно-плановым нормативам движения ресурсов по всем стадиям производства относятся:

· показатели длительности производственного цикла;

· размеры партий запуска-выпуска изделий;

· величина производственных заделов и запасов заготовок;

· время наладки и переналадки оборудования и др.

Конкретный состав календарно-плановых нормативов и их назначение на предприятии определяется целым рядом факторов: типом производства, видом выпускаемой продукции, особенностями технологических процессов и др.

Учебный элемент 2.3.5. Методы разработки плановых нормативов и норм

Они должны, прежде всего, отвечать требованиям современного рынка и быть по своим значениям:

· научно-обоснованными и прогрессивными;

· реальными и стабильными;

· объективными и динамичными;

· едиными и равнонапряженными;

· доступными и удобными при расчетах.

При их разработке используется метод научного обоснования, который позволяет в каждом конкретном случае находить оптимальное значение той или иной нормы при различных вариантах комбинирования используемых ресурсов.

Аналитически-расчетный метод основан на расчленении выполняемых работ и расходуемых ресурсов на составные элементы, анализе условий и состава работ и ресурсов.

Расчет норм полезного расхода материальных ресурсов на производство продукции осуществляется по данным анализа конструктивно-технологической документации, рабочих чертежей, карт раскроя и других производственных факторов, регламентирующих процесс изготовления продукции и величину используемых материалов. Данный метод установления нормативной базы производственных затрат имеет наибольшее распространение.

Аналитически- исследовательский метод применяется для обоснования необходимых норм в условиях действующего производства на основе проведения наблюдений и экспериментов.

Экспериментальный, или опытный, метод разработки норм заключается в определении затрат производственных ресурсов на основе данных замеров полезного их расхода, потерь и отходов, определяемых в лабораторных или производственных условиях.

Опытными считаются также нормы, установленные по опыту мастеров, технологов и других специалистов.

Опытно-статистический метод заключается в том, что нормы затрат производственных ресурсов устанавливаются на основе отчетных или статистических данных за прошедший период. Этот метод устанавливает нормы без анализа работы и не способствует эффективному использованию ресурсов.

Нормы затрат ресурсов носят соответствующее название:

· аналитические;

· опытные;

· типовые;

· микроэлементные и т.д.

Система планово-экономических норм и нормативов должна создаваться на предприятии на основе соблюдения следующих требований:

· достижение единства применяемых методов и методик установления затрат ресурсов на производство продукции;

· комплексное формирование нормативной базы для планирования всех показателей деятельности предприятия;

· систематическое обновление и обеспечение высокой степени прогрессивности существующих норм и нормативов;

· обеспечение сопоставимости и равной напряженности норм и нормативов в разных подразделениях предприятия;

· применение автоматизированной системы сбора, накопления разработки и обоснования норм и нормативов;

· стимулирование персонала за эффективное использование и экономию (снижение) расхода ресурсов.

Многие экономические нормативы формируются под действием рынка или регулируются законодательством:

· учетные ставки за кредит;

· минимальный уровень оплаты труда и др.

Учебный элемент 2.3.6. Механизм взаимодействия нормативов и плановых показателей

В условиях рынка главными конечными результатами являются финансовые показатели, определяющие общую сумму прибыли или дохода предприятия.

На их величину влияют различные производственные, трудовые, экономические и другие промежуточные по отношению к финансовым показатели.

Экономический механизм предприятия составляет четкое взаимодействие между исходными, промежуточными и конечными результатами в его планово- производственной деятельности. Между нормами и планами существует прочный экономический механизм взаимодействия. Норме потребления предшествует определенный план производства, который с ней должен быть сбалансирован по закону маркетинга: «производить нужно столько продукции, сколько ее можно продать на рынке».

Основными составляющими элементами любого экономического механизма выступают как исходные нормативы и нормы, так и промежуточные с конечными плановыми показателями.

Рыночное планирование предусматривает широкое применение разнообразных экономических нормативов и показателей расхода ресурсов. Прогрессивные нормативы служат основой разработки всех показателей комплексного плана социально-экономического развития предприятия и составления бизнес-планов различного назначения.

Главной целью планирования на предприятии является обеспечение сбалансированности и равновесия планов:

· по производству и продаже продукции;

· по труду и численности персонала;

· по внедрению новой техники и инвестициям;

· по доходам и расходам, другим взаимосвязанным показателям.

Учебный модуль 3. Стратегическое планирование

Модульная единица 3.1. Методология стратегического планирования на предприятии

Учебный элемент 3.1.1. Сущность и структура стратегического планирования

Одной из управленческих технологий, определяющей отношение к изменениям, и как следствие, - конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе, является стратегия. Она предполагает ответы на множество сложных вопросов:

  • Какой будет ваша компания через 3-5 лет?
  • Чего вы хотите добиться, какие у вас цели?
  • Как изменится ваш рынок через 3-5 лет?
  • Это будет еще ваш рынок? Можете ли вы сформировать новый рынок?
  • Какой портфель продуктов будет в вашем бизнесе через 3-5 лет?
  • Какую позицию вы займете на рынке в будущем?
  • За счет каких факторов успеха вы придете к этой позиции?
  • Какая организационная структура необходима для достижения ваших целей?
  • Какие изменения следует произвести в продажах, маркетинге, производстве, бизнес-процессах?
  • Какие дополнительные компетенции нужно приобрести для реализации стратегии? Сколько (и каких) потребуется дополнительных финансовых ресурсов?
  • Насколько разработанная стратегия совместима с существующей корпоративной культурой?

Чтобы ответить на эти конкретные вопросы, в стратегическом менеджменте существует более 100 методик. Стратегия не дает детальной картины будущего, но определяет его образ, ваше место в этом будущем и путь его достижения.

Стратегия предполагает учет качественных преобразований конкурентной среды (как внешней, так и внутренней) в будущем – и в этом ее принципиальное отличие от перспективных планов.

Трактат «Искусство войны», китайский мудрец Сунь Цзы:

«Когда воин глубок и дальновиден в стратегии, его расчетливость дает преимущество в битве, и он побеждает до её начала. Если стратегия воина поверхностна и близорука, то его расчеты бесполезны, и он проигрывает битву, еще не вступив в неё. Победитель тот, кто одерживает победу и, лишь потом отправляется на войну, а побежденный – тот, кто отправляется воевать, чтобы в сражении попытаться завоевать победу».

Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса дал свое определение стратегии: «Стратегия заключается в поиске и разработке индивидуального, неповторимого способа конкурентной борьбы не только потому, что это самый универсальный способ конкурентной борьбы, но и потому, что он позволяет компании построить деятельность своей ценовой цепочки индивидуальным, неповторимым образом».

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по её достижению. Оно является основной функцией стратегического управления. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Стратегическое планирование имеет свою методологию, которая включает следующие этапы:

  • Определение миссии предприятия (фирмы);
  • Формулирование целей и задач в деятельности предприятия;
  • Анализ и оценку внешней среды;
  • Разработку и анализ стратегических альтернатив;
  • Выбор стратегии

Учебный элемент 3.1.2. Особенности стратегического планирования

Для успешной деятельности организация как субъект рыночных отношений сама должна определить стратегические цели и тактические задачи, обеспечивающие достижение задуманного. Совокупность ориентиров деятельности предприятия можно разделить на три основных типа:

Идеалы (видение, миссия) – ориентиры, которые предприятие не рассчитывает достичь в будущем, но стремится к ним приблизиться.

Цели – наиболее общие ориентиры деятельности предприятия в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части.

Задачи – конкретные ориентиры, определяющие форму и время выполнения задания.

Видение – это руководящая философия конкретного бизнеса, которая определяет смысл существования предприятия.

Миссия – это смысл существования организации, ее предназначение, роль и место в рыночной экономике.

Цели организации в отличие от идеалов выражают конкретные направления деятельности.

Миссия необходима для выработки целей, которые служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегии на различных управленческих этапах и организационных уровнях. Например, Генри Форд, создатель и руководитель автомобильной компании, определил миссию своей компании как предоставление людям дешевого транспорта.

Он отмечал, что если «кто-то это сделает, то прибыль едва ли пройдет мимо». Чтобы заработать прибыль, необходимую для ее выживания, организация должна следить за средой, в которой функционирует.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...