Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню освоения дисциплины




В результате изучения курса студент должен:

 

Знать:

- основы профессионального мастерства социального педагога и пути его совершенствования.

 

Уметь:

- «входить» в многообразие социальных ролей социаль­ного педагога;

- выполнять определенные социальные роли, предопределенные самой должностью, а также его особенностями как инди­вида;

- использовать свои индиви­дуальные возможности, комплексное знание о человеке в повседнев­ной социальной практике, прежде всего, в работе с семьей, личнос­тью, средой.

- анализировать конкретные социальные ситуации, а также вести поиск механизмов адаптации, взаимодействия со средой и ее преобразования.

Иметь представление о профессиональном самосовершенствовании социального педагога в роли специалиста:

- по психолого- педагогическому общению;

- психолого-педагогической реабилитации;

- адаптации личности к условиям окружающей среды;

- воспитателя, организатора социально значимой деятельности;

- помощника, защитника интересов и прав своих подопечных;

- конфлик­толога;

- семейного психотерапевта;

- исследователя, эксперта.

Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная (сокращенная образовательная программа)
№№ семестров    
Аудиторные занятия:    
Лекции    
Семинарские и практические занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО часов на дисциплину    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет, №№ семестров) зачет, №10 зачет, №11

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – очная

№ п/п Название темы Трудоемкость Всего аудиторных Из них Самостоят работа
лекции семинары лабораторные
Тема 1 Компоненты профессионального мастерства социального педагога       - -  
Тема 2 Социальный педагог как специалист по психолого-педагогическому общению         -  
Тема 3 Социальный педагог как воспитатель. Педагогическая культура социального педагога         -  
Тема 4 Социальный педагог как защитник интересов ребенка. Социальный педагог как конфликтолог           -  
Тема 5 Социальный педагог как психотерапевт         -  
Тема 6 Социальный педагог как исследователь         -  
Тема 7 Социальный педагог как реабилитатор       - -  
Тема 8 Социальный педагог как хранитель опыта национального этикета. Этнокультурная диагностика социальной среды       - -  
Тема 9 Социальный педагог как помощник в предупреждении и преодолении экстремальных ситуаций   - - - -  
Всего по курсу:         -  

 

Форма обучения – заочная (сокращенная образовательная программа)

№ п/п Название темы Трудоемкость Всего аудиторных Из них Самостоят работа
лекции семинары лабораторные
Тема 1 Компоненты профессионального мастерства социального педагога       - -  
Тема 2 Социальный педагог как специалист по психолого-педагогическому общению       - -  
Тема 3 Социальный педагог как воспитатель. Педагогическая культура социального педагога       - -  
Тема 4 Социальный педагог как защитник интересов ребенка. Социальный педагог как конфликтолог         - -  
Тема 5 Социальный педагог как психотерапевт     -   -  
Тема 6 Социальный педагог как исследователь     -   -  
Тема 7 Социальный педагог как реабилитатор     -   -  
Тема 8 Социальный педагог как хранитель опыта национального этикета. Этнокультурная диагностика социальной среды     -   -  
Тема 9 Социальный педагог как помощник в предупреждении и преодолении экстремальных ситуаций   - - - -  
Всего по курсу:         -  

Содержание курса

Тема 1. Компоненты профессионального мастерства социального педагога.

Гуманистические ценности личности социального педагога. Любовь к жизни, любовь к людям как нравственная основа профессиональной деятельности социального педагога. Христианские заповеди и деятель­ность социального педагога. Этические традиции народа и деятельность социального педагога. Ментальность, духовность нации и деятельность социального педагога. Искусство любить и понимать людей. Миропони­мание человека как нравственная основа деятельности социального пе­дагога. Общинность, соборность, коллективное начало как духовные начала в его работе.

Социальное служение как духовная основа деятельности социаль­ного педагога. Потребность помогать людям как основа личностной ори­ентации и жизненная ценность социального педагога, основа его про­фессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность. Профессиональные знания со­циального педагога: методологические, теоретические, методические, прикладные. Антрополого-генетический подход к личности. Комплекс­ное изучение человеческого организма.

Базовые профессиональные умения социального педагога. Комму­никативные. Прикладные. Организаторские. Аналитические. Педагогичес­кие. Умения морально-волевой саморегуляции.

Прикладные: социально-медицинские, социально-педагогические, творческие, спортивные, социально-правовые, социально-экологичес­кие, социально-психологические, социокультурные, социально-эконо­мические.

Умение работать с личностью и со средой как ключевые умения социального педагога.

Практические приемы по оказанию помощи индивиду, социальной группе.

Взаимодействие, групповая работа со специалистами социальных сфер как основа профессионального успеха.

Мастерство коммуникативной культуры. Мастерство педагогического творчества. Искусство убеждения. Ораторское мастерство. Искусство де­лать людей счастливыми. Мастерство организаторской деятельности. Мастерство общественной защиты. Социальное творчество как неотъем­лемая часть деятельности социального педагога. Мастерство социально-педагогического анализа, проектирования, прогнозирования. Искусст­во исцеления.

Мастерство индивидуальной работы с подопечными, организации группового взаимодействия, социальной работы в общине.

Основы компьютерной грамотности

Мастерство индивидуального творчества. Мастерство самосовершен­ствования, самопознания, самообразования.

Элементы актерского мастерства.

Культура педагогического взаимодействия.

Искусство познания жизни и людей. Вариативность способов. Учас­тие в разнообразной социально полезной деятельности — основное ус­ловие познания. Широта интересов как источник познания жизни. Стрем­ление к разнообразным социальным контактам.

Литература

1. Елканов, СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учи­теля/ С.Б. Елканов. - М.: Просвещение, 1989.

2. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М., 1987.

3. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Кан- Калик, Н.Д. Никандров. - М.: Педаго­гика, 1990.

4. Кузьмина, ЕВ. Очерки психологии труда учителя/ Е.В. Кузьмина. - Л., 1967.

5. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение/ А.В. Мудрик. - М., 1986.

6. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М, 2001.

7. Основы педагогического мастерства / Под редакцией И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989.

8. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. – М.: Изд-во Института молодежи, 1993.

9. Программы высших учебных заведений для специальности № 03.11.00 «Социальная педагогика». Кодекс этики социального педагога и соци­ального работника. М., 1991.

10. Станиславский, К.С. Работа над собой в творческом процессе пережива­ний/ К.С. Станиславский. - М., 1954.

11. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструмен­тарий. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума. «Социальное здоровье России». 1993.

12. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога/ Т.А. Шишковец. – М..2005.

13. Энциклопедия социальной работы. Т. 1. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

Тема 2. Социальный педагог как специалист по психолого-педагогическому общению

Культура речи как неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога, важнейший метод педагогического воздействия, неоценимый инструментарий со­циальной работы, средство общения, развития национальной культу­ры.

Введение в понятие культура речи. Секреты хорошей речи. Инфор­мационная насыщенность речи. Логичность речи. Точность, ясность и простота речи.

Богатство речи. Многообразие значений слова. Синонимические бо­гатства русского языка. Контрастные слова. Разнообразие способов сло­вообразования. Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов. Многообразие синтаксических конструкций.

Чистота речи. Уместность речи. Правильность речи. Правильный вы­бор слов. Как правильно употреблять части речи. Зачем нужны парал­лельные формы имен существительных. Какую роль играют разные формы имен прилагательных. Как используются имена числительных. В чем сек­реты местоимений. Особенности употребления глаголов.

Трудности произношения. Нормативность речи как важнейшее ус­ловие ее действенности. Нормы произношения и ударения. Стили про­изношения. Особенности произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств.

Образность речи. Какую речь называют образной. Художественные определения. Образные сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Синекдоха. Переименование. Олицетворение. Преувеличение и преумень­шение в образной речи. Иносказание. Ирония. Перефразы.

Живость, эмоциональность, выразительность речи. Экспрессивный синтаксис.

Благозвучие речи. Что создает красоту звучания речи. Тайны звуко­записи. Звукообразы. Как передаются голоса природы.

Резервы речевой культуры.

Литература

1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи/ Б.Н. Головин: Учебное пособие. - М., 1980.

2. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - М.: Знание, 1984.

3. Козаржевский, А. Ч. Мастерство устной речи/ А.Ч. Козаржевский. - М.: МГУ, 1984.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...