Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания студентам




 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 1. Компоненты профессионального мастерства социального педагога Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). Составление списка литературы к теме
Тема 2. Социальный педагог как специалист по психолого - педагогическому общению   Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору
Тема 3. Социальный педагог как Воспитатель. Педагогическая культура социального педагога Разработка индивидуальной программы повышения уровня педагогической культуры студента. Составление творческого портрета социального педагога.
Тема 4. Социальный педагог как конфликтолог Анализ конкретных проблемных ситуаций (приводятся ниже)
Тема 5. Социальный педагог как психотерапевт На основе рекомендованной по теме литературы подготовить выступление на семинаре о различных направлениях, методиках, техниках и технологиях психотерапии (по выбору студента)
Тема 6. Социальный педагог как исследователь Актуальные проблемы методики социально-педагогического иссле­дования Подобрать диагностические методики для комплексного изучения социокультурного потенциала микрорайона и подготовить сообщение на семинарском занятии
Тема 7. Социальный педагог как реабилитатор Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;  
Тема 8. Социальный педагог как хранитель опыта национального этикета Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). Составление списка литературы к теме
Тема 9. Социальный педагог как помощник в предупреждении и преодолении экстремальных ситуаций Решение проблемных ситуаций и их анализ (см. ниже)  

 

 

Задания к занятию по теме 4. Социальный педагог как конфликтолог

Задание № 1

1. Обобщенная формулировка задачи. В современной школе часто возникают конфликтные ситуации в отношениях учитель- ученик, ученик - ученики, учитель - учителя, которые не всегда разрешаются конструктивно. Возникает вопрос: как подготовить школьников к конструктивному разрешению конфликтов.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на выработку у подростков знаний, умений и навыков позитивного разрешения конфликтных ситуаций.

 

3. Контекст решения задачи. В классе случился конфликт, пострадала девочка - Оля Н. 14 лет. Она пришла из другой школы в начале учебного года. Девочка замкнутая, не нашла общий язык с ребятами, все время держалась «особнячком», хотя очень хорошо училась и старательная. Классный руководитель думала, что она еще не привыкла к новой школе, к ребятам, что пройдет время, и она с кем-нибудь подружится. Неожиданно случился конфликт. Одноклассницы устроили ей «разборки». На следующий день Оля не пришла в школу. Пришла ее мама и рассказала о случившемся. Со слов мамы, девочки оскорбили Олю и потребовали, чтобы она ушла из школы. Классному руководителю она не захотела объяснить ситуацию.

Из беседы социального педагога с Олей выяснилось, что она сильно переживает отверженность со стороны одноклассниц. В прежней школе у нее было много друзей, она была общительной, а теперь ей трудно, отсутствие подруг сильно угнетает ее. Красивая и привлекательная девочка вызвала симпатии мальчиков и ревность со стороны одноклассниц, что и послужило непосредственной причиной конфликта.

Оля пыталась подружиться с одноклассницами, подходила ко многим, пыталась поддержать их разговор, но они сразу замолкали, и она чувствовала себя лишней. После школы одноклассницы окружили девочку, сказали, что «если она будет отбивать у них парней, то пожалеет об этом». Оле никогда еще такого не говорили, она не знала, за что с ней так поступают.

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Соберите информацию о том, как решают эту задачу социальные педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.

3. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной конфликтной ситуации.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса. Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

5. Оформите и представьте окончательный вариант решения задачи.

 

 

Задание № 2

 

1. Обобщенная формулировка задачи. В современной школе часто возникают ситуации, когда учащийся переходит из одной школы в другую, поэтому классные руководители и социальные педагоги должны быть готовы к оказанию помощи школьнику в социальной адаптации к новым условиям.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на выработку у подростков адаптационных механизмов и умений решать нестандартные ситуации в условиях новой школы.

 

3. Контекст решения задачи. Костя, 13 лет, переживает отверженность со стороны мальчиков класса. Он пришел в класс из другой школы. По началу понравился всем, был в центре внимания, у него появилось много друзей, но в последнее время что-то случилось. Классный руководитель заметила, что на классном вечере ребята отнеслись к нему не совсем дружелюбно, держали его «на расстоянии», он был грустным и ушел раньше всех с вечера. Подросток стал пассивен на уроках, отказывается отвечать, как - будто чего-то боится. Раньше он был общительным, открытым, даже болтливым, хвастливым, веселым, лидером, пользовался авторитетом у ребят. Из беседы с ребятами класса выяснилось, что отношения к нему они изменили в связи с тем, что он с легкостью дает обещания и не выполняет их, излишне болтлив. Началом разлада послужил какой-то поступок Кости, из-за которого ребята отвернулись от него. Учитывая, что Костя умеет критично себя оценивать, признавать свои ошибки, ищет пути сближения с ребятами, классный руководитель решила продумать действия по оказанию помощи ему в этом.

 

 

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Соберите информацию о том, как решают эту задачу социальные педагоги

в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.

3. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной нестандартной ситуации.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса. Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

5. Оформите и представьте окончательный вариант решения задачи.

 

 

Задание № 3

1. Обобщенная формулировка задачи. В современной школе возникают ситуации, когда классному руководителю и социальному педагогу приходится решать экстремальные, сложные ситуации, когда требуется комплексная помощь ребенку по восстановлению психического состояния, и они должны быть готовы к оказанию такой помощи школьнику.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на восстановление психического состояния учащегося.

 

3. Контекст решения задачи. У классного руководителя вызывала тревогу Катя С., 16 лет, которая постоянно находилась в подавленном состоянии, уклонялась от всяких поручений, не имела друзей в классе, не посещала никакие кружки и секции. Она пригласила в школу родителей, чтобы побеседовать о состоянии девочки и неожиданно для нее мама рассказала о том, что она обнаружила дневник дочери и тоже встревожена ее состоянием, познакомила классного руководителя с некоторыми выдержками из дневника: «Никто меня не понимает: отец псих, мать орет только, брат- дурак. Все орут, орут, орут. Так все надоело. И мне ничего не хочется. Поймала себя на мысли, что не хочу больше жить, а зачем? Идти на самоубийство боюсь, да к тому же, это тяжелый грех. Почему меня никто не понимает? Вообще никто. Никто не знает, что творится в моей душе. У меня нет такой подруги, которой я могла бы рассказать все, все. Надьке сказать не могу, хотя она хорошая девчонка. Зачем жить на свете?»

 

 

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Соберите информацию о том, как решают эту задачу социальные педагоги

в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.

3.Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной экстремальной ситуации.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса. Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

5. Оформите окончательный вариант решения задачи

 

Задание № 4

1. Обобщенная формулировка задачи. Сегодня ситуация в обществе складывается таким образом, что оно не может обеспечить передачу многонационального культурного опыта Пермского края молодому поколению. Нет единой государственной системы по воспитанию толерантности. Но есть новые методики и технологии, разработанные энтузиастами Пермской региональной общественной организации содействия развитию культуры «Дом дружбы». Возникает вопрос: как использовать опыт работы этой общественной организации по привитию интереса к знанию своих корней, истории народов края детям раннего возраста.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к изучению истории народов Пермского края, к проявлению толерантности в своей жизнедеятельности.

 

3. Контекст решения задачи. В 5 классе появились новые учащиеся разных национальностей, родители которых мигрировали в Пермский край. Новичкам не удалось установить контакт с ребятами, они держались «особнячком», хотя проявляли большой интерес к классному коллективу. Классный руководитель думала, что они еще привыкнут к новой школе, к ребятам, что пройдет время, и они с кем-нибудь подружатся. Неожиданно случился конфликт. Один из новичков отказался дежурить в классе: мыть пол, делать уборку. Одноклассники не поняли его поведения и стали требовать активного участия в делах класса. Классный руководитель попыталась разобраться в ситуации, попросила подростка объяснить мотив такого поведения.

Тогда он ответил, что такую работу в их семьях выполняют только женщины, считается, что это ниже мужского достоинства. Возникла проблема, как разрешить эту ситуацию, каковы действия педагога по воспитанию толерантности у подростков.

 

4.Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Познакомьтесь с методиками и технологиями, разработанными общественной организации «Дом дружбы» по воспитанию толерантности.

3. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной конфликтной ситуации.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса. Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

5. Оформите и представьте окончательный вариант решения задачи.

Задание № 5

1. Обобщенная формулировка задачи. В современном обществе остро стоит проблема профилактики и преодоления злоупотребления ПАВ. Недостаточно разработаны методика и технологии предупреждения данного негативного явления в условиях общеобразовательной школы. Вместе с тем, в Пермском крае имеется положительный опыт, свидетельствующий об успешном решении данной проблемы. Возникает вопрос, как использовать этот опыт в отдельном образовательном учреждении.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на предупреждение злоупотребления ПАВ подростками.

3.Контекст решения задачи. На дискотеку, проводимую в параллели 7 классов,

пришел Олег Н., 13 лет, либо в алкогольном опьянении, либо под воздействием ПАВ. Это проявлялось в излишней развязности, болтливости, безудержной веселости. Как правило, этот подростков был довольно сдержанным, мало общительным, ничем внешне не выделялся среди одноклассников. Своим неадекватным поведением он шокировал девочек, они отказывались с ним танцевать. Дежурный на дискотеке предложил Олегу успокоиться или покинуть зал. Олег в резкой форме ответил дежурному и отказался подчиниться ему.

В ситуацию вмешался социальный педагог, присутствующий на дискотеке. Возникла проблема, как правильно разрешить эту ситуацию?

 

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Познакомьтесь с методиками и технологиями, разработанными в общеобразовательных учреждениях Пермского края.

3. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной конфликтной ситуации.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса. Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

5. Оформите и представьте окончательный вариант решения задачи.

 

Задание № 6

 

1. Обобщенная формулировка задачи. В современной жизни часто возникают ситуации, когда ребенок-инвалид испытывает большие проблемы в социализации. Социальные педагоги должны быть готовы к оказанию помощи школьнику в социальной адаптации. Одним из направлений деятельности ПРО ООО «ДИМСИ» является программа «Диалог индивидуальностей», сутью которой является индивидуальная помощь детям инвалидам, из неполных семей, опекаемым с целью их успешной социализации. Социальными педагогами некоторых школ города накоплен положительный опыт участия в этой программе. Как использовать этот опыт в работе социального педагога по данному направлению?

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на социальную адаптацию ребенка- инвалида в общественном объединении.

3. Контекст решения задачи. Ирина О., 11 лет, инвалид детства, с сохранным интеллектом, учится в СОШ с первого класса. В связи с хроническим заболеванием пропускает много занятий в школе. Имеет пробелы в знаниях по математике, русскому языку, испытывает трудности в общении со сверстниками, поэтому она слабо включена в жизнь классного коллектива.

Девочка воспитывается в неполной семье, проживает с папой и бабушкой, друзей среди одноклассников не имеет. В свободное время любит рисовать, занимается компьютерной графикой. У девочки слабо развиты коммуникативные способности, заниженная самооценка повышенная тревожность. Ирине требуется постоянная педагогическая поддержка старших.

 

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое и практическое знание поможет вам решить задачу.

2. Соберите информацию о том, как решают эту задачу социальные педагоги

в современной практике работы со школьниками этой категории.

3. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной нестандартной ситуации.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса. Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

5. Оформите и представьте окончательный вариант решения задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...