Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Социальный педагог как психотерапевт




Социальный педагог — своеобразный режиссер «жизненного спек­такля». Основные требования к специалисту, использующему методу психотерапии. Значение психотерапии в работе социального педагога. Применение психотерапии в улучшении психического здоровья лично­сти, совершенствовании личностных качеств, гуманизации окружаю­щей среды. Использование психотерапии с целью оздоровления соци­альных отношений, психокоррекции, эмоционального состояния ран­них проявлений психической неустойчивости, освоения методов пси­хической саморегуляции и психологической защиты личности, преодо­ления ложной ущербности и повышения социальной активности.

«Классификация» отрицательных конфликтных переживаний, осложняюших жизненный путь человека. Многообразие переживаний че­ка значение неожиданности, неподготовленности человека к лю­бым волнующим событиям. Социальные и жизненные ситуации, ока­зывающие стрессовое воздействие на человека.

Опыт преодоления конфликтных ситуаций, стрессовых воздействий. Зависимость исцеления человека от его эмоционального тонуса и ха­рактера, темперамента.

Роль эмоциональных стимулов в процессе борьбы человека с болез­нью и жизненными трудностями.

Социальные установки социального педагога. Искусство убеждения. Психотерапевтические беседы. Роль психотерапевтической информации Значение самовнушения как средства психотерапевтического воздей­ствия Значение самовоздействия человека.

Роль внушаемости человека в процессе психотерапевтических воз­действий.

Неврозы. Природа неврозов. Виды неврозов. Профилактика и психо­терапия неврозов у детей, взрослых.

Многообразие психотерапевтических воздействий. Психотерапия, перестраивающая установки. Внимание, успокоение, дружеское учас­тие, советы — изменение обстановки, окружения, переключения на новые знакомства и встречи как психотерапевтические педагогические средства.

Методы психотерапии. Групповая психотерапия. Индивидуальная психотерапия. Библиотерапия. Трудотерапия. Смехотерапия. Эстетопси-хотерапия. Музыкальная терапия. Методика проведения занятий.

Семейная психотерапия. Социальный педагог как объективный ис­следователь семейных конфликтов. Определенные ритмы отношений людей. Семейная терапия как метод социальной работы.

Аутогенная тренировка как метод психической саморегуляции. Ис­точники аутогенной тренировки. Показания и противопоказания. Ос­новные базовые упражнения. Техника релаксации. Методика проведе­ния занятий по аутогенной тренировке. Особенности применения в под­ростковом и юношеском возрасте, среднем и старшем возрасте.

Литература

1. Алексеев, А.В. Психомышечная тренировка/ А.В. Алексеев. - М., 1979.

2. Буль, П.И. Психотерапия, гипноз и внушение в современной медицине/ П.И. Буль. - Л., 1985.

3. Васильева, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю.В. Васильева.- М.,2001.

4. Вольперт, И.Е. Психотерапия/ И.Е. Вольперт. - Л., 1972.

5. Динейка, К.В. 10 уроков психофизической тренировки/ К.В. Динейка. - М., 1987.

6. Динейка, К.В. Движение, дыхание, психическая тренировка/ К.В. Динейка. - М., 1986.

7. Карвасарский, БД. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. - М., 1985.

8. Леви, В.Л. Искусство быть собой/ В.Л. Леви. - М., 1977

9. Лобзин, В.С., Решетникова, ММ. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетникова. - Л., 1986.

10. Некрасов, В.П. Всегда в хорошем настроении / В.П. Некрасов.- М., 1986.

11. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - М., 1990.

12. Эйдмиллер, Э.Г., Юстицкий, В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдмиллер, В.. Юстицкий. - Л., 1990.

 

Тема 6. Социальный педагог как исследователь

 

Структура исследования и технология исследовательской работы. Составные элементы исследования: предмет, объект исследования, цель исследования, задачи исследования, исходная концепция исследовате­ля, научная гипотеза, методика исследования, получение и анализ на­учных фактов, разработка научной концепции, внедрение в практику результатов исследования.

Виды индивидуального научного поиска. Метод проб и ошибок. «Моз­говой штурм». Метод контрольных вопросов. Научное руководство. Са­морегулирование творческого мышления.

Требования к структурным компонентам исследования.

Организация научно-исследовательской работы. Изучение прак­тического состояния проблемы. Ознакомление с основными научными работами в исследуемой области. Изучение участников коллективного научного поиска. Подготовка общественного мнения к исследовательс­кой работе. Уточнение основных направлений исследования.

Проведение исследования. Отработка критериев. Отработка мето­дов и приемов исследования. Получение и обработка сравнимых, сопо­ставимых результатов (фактов, цифр). Обобщение педагогического опыта.

Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследовательской работы. Структура научного исследования: введение, главы и параграфы (разделы). Описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Заключение. Библиография — список источников и литературы. Приложения (таблицы, отдельные докумен­ты, фотографии, графики, диаграммы, карты и т.п.). Научно-справоч­ный аппарат и правила его оформления (ссылки, примечания, комментарии, библиография и др.). Правила цитирования. Требования к тексту научной работы.

Литература

1. Бадя, Л.В., Дробижев, В.З. Выбор темы и библиографический поиск: мето­дические рекомендации по спецкурсу «Организация и методика науч­ного студенческого исследования»/ Л.В. Бадя, В.З. Дробижев. - М., 1984.

2. Битинас, Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической пси­хологии/ Б.П. Битинас. - Вильнюс, 1971.

3. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследо­ваний/ В.Г. Гречихин. - М., 1988.

4. Журавлев, В.И. Введение в исследование/ В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990.

5. Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь/ В.И. Загвязинский. - М., 1980.

6. Криворученко, В. Диссертационное историческое исследование в совре­менных условиях: Методологические и методические рекомендации аспирантам/ В. Криворученко. - М., 1991.

7. Кухарчук, А.М. и др. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся/ А.М. Кухарчук. – Мн., 2000

8. Методы педагогического исследования /Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972.

9. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова„ Г.В.Воробьева. - М., 1979.

10. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н.В.Кузь- миной. - М., 1980.

11. Новикова, Л.И. Педагогический эксперимент. — В кн.: Проблемы теории воспитания / Под ред. А.Г.Куракина, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой/ Л.И. Новикова. - М., 1974.- Ч. 2.

12. Психодиагностика в профессиональном самоопределенрии учащихся – Мн., 2000. Рабочая книга социолога. М., 1982.

13. Словарь по социальной педагогике. Авт.- сост. Л.В. Мардахаев.- М.,2002.

14. Шишковец, Т.А. Словарь социального педагога/ Т.А. Шишковец. - М., 2005.

15. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­тоды / В.А. Ядов. - М., 1987.

 

Тема 7. Социальный педагог как реабилитатор

Роль личности социального педагога при психолого-педагогичес­кой реабилитации. Значение личных качеств воспитателя. Содержание, способы общения; голос, мимика, жесты, улыбка, внешний облик, одежда. Богатая эмоциональность. Волевые качества личности.

Сущность психологической и педагогической реабилитации. Опре-деления «реабилитации». Цель психологической реабилитации.

Необходимость в психологической и педагогической реабилитации Основания реабилитации: социально-экономические, психологические. Комплексное решение вопросов психолого-педагогической реабилита-ции. Взаимосвязь и взаимодействие дефектологии, лечебной педагогики, медицинской психологии, патопсихологии, психопрофилактики и психогигиены.

Литература

1.. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике/ Л.В. Мардахаев.- М.,2002.

2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.,2001.

3. Рычкова, Н.А. Дезадаптированное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н.А. Рычкова. – М., 2000.

4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001.

Тема 8. Социальный педагог как хранитель опыта национального этикета. Этнокультурная диагностика социальной среды.

 

Концентрическо - круговая схема-модель социализации ребенка в эт-нокультурной традиции. Непрерывное социально-развивающее движение ребенка по «кругам-этапам» социализации, поэтапное его вхождение в открытый социум: этикетная адаптация за пределами дома, семьи. Накопление опыта внеродственных этикетных отно­шений в открытом социуме: личностное самоутверждение в играх со свер­стниками, при встречах с малознакомыми и незнакомыми людьми и др.

Национальные традиции внеродственного общения: употребление этикетных клише в ситуации знакомства, при поддержании или пре­кращении диалога, группового общения, в случае проводов, проща­ния в условиях необходимости обратиться с просьбой, вопросом к стар­шему, сверстнику, младшему, при ситуации благопожелания, поздрав­ления, благословения, при необходимости извинения-прощения. Вер­бальные и невербальные формы выражения одобрения или осуждения отдельного человека или группы людей. Место и роль поклонов, мими­ки, улыбки, жеста в национальном этикете.

Обрядность и этикет, связанные с рождением ребенка. Реакция и этикетные формы выражения радости в общине, социальной группе. Свадебный этикет и национальные концепции становления сексуаль­ности. Социальный контроль со стороны общины за сексуальным пове­дением детей и молодежи. Свадьба как особо интенсивно наполненное этикетом социально развернутое театрализованное действие. Песня, та­нец в структуре праздничного этикета.

Этикетное выражение сочувствия и взаимопомощи в общине в слу­чае несчастья. Тактичные формы и приемы эмоциональной поддержки, сопереживания. Учет возрастных особенностей в применении нацио­нальных стандартов благопристойности поведения человека в миру, на людях. Открытая этнокультурная среда как референтно значимый фак­тор для любого семейного коллектива, составляющего социум. Владе­ние детьми и взрослыми нормами традиционного национального эти­кета как предпосылка завоевания высокого социального статуса семьи. Утверждение традиций своего рода в социуме.

Общая заинтересованность этнокультурной общности в норматив­но здоровом поведении всех детей: национальный опыт воспитания де­тей «всем миром». Традиционное моральное право любого взрослого члена сообщества на социальный контроль и оценку поведения любого ребенка.

Инвариантные модели идеально воспитанного ребенка в различных этнокультурных традициях. Опыт сравнительно-сопоставительной харак­теристики нескольких национальных вариантов таких моделей.

Методика выявления меры выраженности национальных стандар­тов этикетного поведения в современной сельской и городской среде. Приверженность к стандартам национального этикета как один из наи­более важных показателей (коэффициента этнической протяженности) к той или иной этнокультурной традиции.

Литература:

1. Афанасьев, А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор, Литература/ А.Н. Афанасьев. - М., 1986.

2. Бернштам, Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины (XIX-начала XX вв.). Половозрастной аспект традиционной культуры/ Т.А. Бернштам. - Л., 1988.

3. Бернштам, Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крес­тьянской среде (XIX -начало XX вв.) //Этнические стереотипы поведе­ния/ Т.А. Бернштам. - Л., 1985.

4. Белов, В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/ В.И. Лад. - М.: Молодая гвардия, 1982.

5. Желобовский, А.А. Семья по воззрениям русского народа, выраженным в пословицах и других произведениях народнопоэтического творчества Историко-литературный очерк/ А.А. Желобовский. -Воронеж, Типография В.И. Исаева, 1992.

6. Карамзин, ИМ. Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Исто­рии государства Российского»/ И.М. Карамзин. - М.: Изд-во Правда. 1988. Глава: О физи­ческом и нравственном характере славян древних.

7. Лихачев, Д.С. Заметки о русском/ Д.С. Лихачев. -М: Сов.Россия, 1984.

8. Лихачев, Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Пре­мудрого/ Д.С. Лихачев. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962.

9. Лазарев, А.И. Уральские посиделки/ А.И. Лазарев. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977.

10. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX вв./ А.Ф. Некрылова.- М.; Л., 1984.

11. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В., Байбородова. - М..2004.

12. Рыбакова, Б.А. Из истории культуры Древней Руси/ Б.А. Рыбакова. - М., 1984.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...