Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседа с подростками об их сексуальном опыте




Сексуальность - тема щекотливая. Подросткам не просто говорить о собственном опыте в этой области. Чтобы все-таки узнать об опыте подростков старше 12 лет, воспитатель может использовать трехмер­ную модель, дающую возможность обсудить эту тему в контексте взаимоотношений, в индивидуальном и социальном контекстах.

Проводя разговор по данной модели, не спрашивают напрямую о мнении, или опыте подростка, в результате чего разговор становится менее опасным. Разговор на щекотливую тему проходит поэтапно.

1) Введение темы. Если существует причина, по которой затрагива­ется такая чувствительная/опасная тема, важно коротко объяснить, по­чему она затрагивается. Подросткам важно узнать, к примеру, что эта тема волнует всех людей данного возраста потому, что именно в этом возрасте многое меняется, или потому, что в это время делается выбор.

2) Сведения общего характера (социальный контекст). Разговаривая на щекотливые темы, "безопаснее" всего беседовать о социальном контексте. Воспитатель беседует с подростками об общественных нормах и ценно­стях, о сведениях общего характера или о необычном в общественной жизни. К примеру, воспитатель говорит: "Вчера я видел по телевизору...", "Прочитал в брошюре о..." или "Некоторые юноши считают...".

3) Контекст отношений относится к прямому окружению подростка. Воспитатель просит рассказать о мыслях, опыте или поведении друзей, знакомых или родственников. К примеру, воспитатель спрашивает: "Есть у тебя друзья, которые иногда...?", "Как твои друзья к этому от­носятся?", "Что, по-твоему, думают об этом родители?" или "Как они выходят из подобной ситуации?"

4) Индивидуальный контекст имеет отношение к мыслям самого юно­ши по данной теме и к его опыту. Воспитатель спрашивает юношу, к при­меру: "А ты сам когда-нибудь...?" или "А ты-то что об этом думаешь?"

5) Проблемы или жалобы. Если у подростка возникли вопросы по поводу противоречий между его мнением и мнением его родителей, друзей или других лиц, воспитатель может предложить еще раз вер­нуться к данным вопросам. Заканчивает воспитатель разговор фразой: "У тебя есть еще вопросы по теме?"

Пример. Ты видел плакат о СПИДе? Знаешь, что имеется в виду? Когда-нибудь разговариваешь об этом с друзьями? Что они по это­му поводу говорят? А ты как считаешь? Друзья твои пользуются презервативами? Я прочел в газете, что для многих молодых людей использование презервативов представляет определенную труд­ность. Ты об этом слышал? Сам ты к этому как относишься? Что ты думаешь об использовании презервативов? Когда ты их использу­ешь, а когда - нет?

Используя вышеназванные этапы, воспитатель создает возможность для непринужденного разговора. Если подросток непринужденно бе­седует об одном контексте, воспитатель может перейти к контексту, имеющему непосредственное отношение к подростку. Если подросток чувствует смущение (отводит глаза, вздыхает, отвечает очень корот­ко), воспитатель, для того чтобы помочь подростку расслабиться, мо­жет вернуться назад, к более отвлеченному контексту.

Сексуальное насилие

Дети, находящиеся в приютах, часто испытывают проблемы в половой области. В семьях, из которых дети происходят, они зачастую подвергаются насилию, включая и сексуальное. Иногда подростки являются жертвами или свидетелями сексуального насилия или принимают активное участие в сек­суальном насилии над членами семьи. Во всех этих случаях существует ве­роятность возникновения проблем в области сексуального развития. Про­блемы в этой области могут возникать и у подростков, выросших в семьях, в которых постоянно практикуются проституция или другие формы "секса за деньги" (например, участие в порнофильмах в Нидерландах).

"Сексуальное насилие" - это действия сексуального порядка, произво­димые против воли насилуемого. Жертва насилия не в состоянии дать от­пор подобным действиям, находясь под давлением эмоций, само собой ра­зумеющегося перевеса сил, угрозы применения насилия и/или под дейст­вием насилия. Действия могут иметь характер сексуального запугивания (сальности, облапывания), попытки изнасилования и изнасилованием.

Сексуальное насилие связано с различием в положении мужчин и женщин, взрослых и детей. Последствия сексуального насилия, дляще­гося иногда много лет подряд, могут приводить к возникновению та­ких эмоций, как недоверие, стыд, чувство вины и страх.

Недоверие: над тобой надругался отец, которого ты так любила; по­пытку насилия совершил юноша, который тебе очень нравился; твой муж (или друг), которого ты так любишь, избивает тебя и принуждает вступать с ним в половые отношения, а ты думала, что людям можно доверять, теперь ты никому не веришь.

Стыд: ты думаешь, что подобное могло произойти только с тобой, и чувствуешь себя униженной; то, что произошло, - гадко и грязно, ты не осмеливаешься кому-нибудь об этом рассказать.

Чувство вины: ты думаешь, что сама дала повод, надо было оказать более сильное сопротивление, насильник сказал тебе, что ты сама это­го хотела; не оказывая сопротивления, ты теперь думаешь, что сама во всем виновата.

Страх: ты боишься, что все может повториться, что тебя саму обви­нят во всем; больше никому нельзя доверять, ты больше никуда не хо­дишь, боишься оставаться дома одна или, наоборот, боишься оставать­ся дома один на один с насильником.

Часто считается, что чем грубее насилие, тем более далеко идущие последствия оно вызывает. Это не обязательно происходит именно так. Очень важна ситуация, в которой происходит сексуальное насилие, и то, как и при каких обстоятельствах оно происходит, как оно воспри-

нимается жертвой, каковы отношения между жертвой и насильником. При этом играет роль и среда, из которой происходит жертва, ее пред­ставления о моральных нормах и ценностях. Наряду с этими фактора­ми большую роль играют поддержка и понимание родных и близких, оказывающих большое влияние на то, каким образом жертва перера­батывает опыт сексуального насилия.

В литературе по сексуальному насилию над детьми часто приводят­ся четыре фактора, которые помогают уяснить травмирующие послед­ствия сексуального насилия:

1) нарушение сексуального развития: ребенок учится использовать сексуальное поведение для удовлетворения различных несексуальных нужд, в результате чего может наблюдаться ненормальная и прежде­временная сексуальная активность, неясная сексуальная идентифика­ция и сексуальное возбуждение с отклонениями;

2) бессилие: ребенок чувствует себя беспомощным, что вызывает у него страх;

3) стигматизация: ребенок чувствует себя ущербным, и сам несет ответственность за произошедшее, в результате чего возникают стыд, чувство вины и заниженная самооценка;

4) предательство: ребенок испытывает разочарование; после того как над ним надругался человек, которому он доверяет, от которого ждет любви и защиты. Это может привести к недоверию и враждебно­сти к другим людям.

Первые два фактора связаны с событиями (их восприятием), про­изошедшими во время сексуального насилия: с характером сексуаль­ных действий (имело ли место пенетрация?), с частотой и продолжи­тельностью насилия, с угрозой или с использованием физического на­силия и т.д. Два последних фактора зависят от того, в каких отношени­ях находятся жертва и насильник, и от возможной реакции третьих лиц (например, реакция родителя, не участвовавшего в сексуальном наси­лии, произведенном другим родителем). Чем больше факторов имеется в наличии, тем серьезнее последствия сексуального насилия.

У некоторых детей и подростков с опытом сексуального насилия воз­никают проблемы с установлением собственных "границ" поведения и с их "защитой". Некоторые дети с подобным опытом показывают признаки сексуальной "испорченности": носят сексуальную одежду, пытаются со­блазнить подростков и т.д. Зачастую такое "испорченное" сексуальное по­ведение не встречает понимания у окружающих и осуждается ими. Чтобы предотвратить подобное, нужно иметь представление о последствиях сек­суального насилия для его жертв и о том, какую тактику они применяют для того, чтобы выжшъ. К примеру, если над ребенком надругался отец, это может привести к тому, что ребенок в ответ на внимание и любовь, проявленные к нему, может отреагировать только показав сексуально "испорченное" поведение и что ребенок не знает, каким другим образом он может заслужить внимание и любовь.

Есть подростки, которые научились вести себя как можно более не­заметно, чтобы предотвратить (насколько это возможно) повторение сексуального насилия. Они избегают людей, часто их присутствие почти незаметно. У них возникают большие проблемы с интимностью и сексуальностью, а следовательно, и с вступлением в отношения с ок­ружающими и с поддерживанием их.

Существует много "тактик на выживание", возникающих вследст­вие сексуального насилия, к примеру, отказ от пищи (anorexia nervosa) или, наоборот, поедание пищи в больших количествах, причинение се­бе боли. Представление о стратегии, используемой жертвой, может многое прояснить как для социального работника, так и для самого ре­бенка в его поведении, и дать возможность, в том случае, если ребенок захочет этого, изменить поведение. Это представление нужно и для то­го, чтобы окружающие лучше научились понимать ребенка.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...