Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помещение детей в приемные семьи на короткое или длительное время




Приемной мы называем такую семью, в которой короткое или дли­тельное время воспитывается ребенок из другой семьи.

Иногда такие семьи бывают не знакомы с ребенком заранее, до поме­щения его в семью. Семья подыскивается в таком случае с помощью объ­явления в газете и или с помощью картотеки. Если ребенок и приемная семья уже знают друг друга, то речь идет в большинстве случаев о поме­щении ребенка к родственнику или в семью из социальной сети воздействия. В первом случае, к примеру, его помещают к бабушке и/или дедушке, тете или дяде, брату или сестре. В таком случае эта семья может стать опе­куном ребенка и считаться опечной семьей. Во втором случае это могут быть соседи, друзья или знакомые родителей, родители друзей, учителя, социальные работники, с которыми ребенок уже имел дело раньше.

Этот текст с советами и предложениями, касающимися приемных се­мей, написан с целью поддержки сотрудников Института повышения ква­лификации и переподготовки работников народного образования и Кри­зисного центра в Люберцах в их работе по созданию системы приемных семей в Московской области.

Использованная литература: Voorziening voor Pleegzorg. Beleidsplan Voorziening voor Pleegzorg. Amsterdam: SiJA (Stichting interculturele Jeugdzorg Amsterdam), 1994; Neut, B. van der & Portengen, R. Netwerkplaatsing: een andere vorm van pleegzorg, in Bulletin Nederlandse vereniging voor Adoles-centenzorg, jaargang 11, nummer 1, maart 1993, p. 16-22; Berger, M.A. Coa­ching-plus. Hatidboek voor COACHING-plus begeleiders. Amsterdam/Dui-vendrecht: Paedologisch Instituut 1992; Federatie Pleegzorg. Familie- en sociale netwerkplaatsingen (eindverslag voorbereidingsgroep), Amsterdam, 1994.

Наряду с приемными семьями такого типа, где ребенок находится круглосуточно, существуют семьи, обеспечивающие прием детям во время выходных, каникул или исключительно в дневное время. Эти семьи имеют поддерживающую функцию при воспитании ребенка в его собственной семье.

Говоря о приемной семье, мы имеем в виду все вышеназванные формы содержания и воспитания ребенка, такие как:

приемная семья во время кризисной ситуации (какие шаги могут быть предприняты по отношению к данному ребенку, неясно)

приемная семья на короткое время (изучается, что можно предпри­нять по отношению к данному ребенку);

приемная семья на длительное время;

семьи для приема ребенка во время выходных и каникул (остальное время ребенок находится дома);

семьи для дневного пребывания (ребенок спит у родителей).

Семьей-усыновителем мы называем семью, родителям которой наряду с содержанием и воспитанием ребенка передаются и родительские права.

Далее мы будем употреблять термин ребенок/дети, имея также в ви­ду и подростков до 18 лет.

Принципы, которыми руководствуются при помещении ребенка в приемную семью:

на первом месте стоят интересы ребенка;

цель помещения ребенка в приемную семью - создание на короткое или длительное время альтернативной ситуации для его воспитания;

отношения между ребенком и его собственными родителями долж­ны быть улучшены, во всяком случае не ухудшены;

приемная семья должна получать поддержку и указания для реали­зации этих положений;

приемная семья получает денежное возмещение на содержание и воспитание ребенка.

Подбор приемных семей

Приемные семьи набираются с помощью объявлений, "рекламных кам­паний" и других мероприятий. Во время процедуры подбора для прием­ных семей-кандидатов организуется информационный вечер, на котором они получают подробную информацию о своей роли в судьбе детей (на этом вечере также обязательно дают информацию опытные приемные се­мьи). При проверке приемных семей рассматривается, отвечают ли они определенным критериям (это делается во время собеседования). Делается также запрос о благонадежности в полиции и органах юстиции. Данные о выбранной семье заносятся в картотеку в ожидании помещения в эту се­мью подходящего ребенка. Перед тем как семье действительно разрешат принять ребенка, ей предлагается пройти подготовку (курсы), касающую­ся разных аспектов содержания детей в приемной семье и их психосоци­альных проблем. Позже могут предлагаться тематические вечера и допол­нительные специализированные занятия, в зависимости от конкретных проблем ребенка (это могут быть трудности в учебе, последствия перене­сенного насилия и т.д.).

Подбор приемных семей среди родственников и в социальной сети воздействия

Подбор приемных семей среди родственников и в социальной сети воз­действия (далее в тексте: знакомые) происходит совершенно по-другому. Иногда помещение ребенка в семью из ближнего окружения осуществля­ется самим ребенком и его родителями раньше, чем устанавливается кон­такт с учреждением социальной помощи, иногда социальный работник, социальный педагог вместе с семьей ищет подходящую семью среди род­ственников или знакомых родителей или ребенка. В обоих случаях важно обсудить этот вопрос со всеми причастными сторонами, т.е. с родителями, ребенком и приемной семьей-кандидатом. Чтобы дать приемной семье-кандидату возможность все хорошо взвесить, с ней проводится также со­беседование в отсутствии ребенка и его родителей. Прежде чем дать офи­циальное согласие на помещение ребенка, проводится:

исследование материального состояния семьи;

проверка на благонадежность в органах юстиции;

запрос медицинских документов.

Родственники или знакомые берут на себя обязанности приемной семьи из-за существующих родственных или дружеских связей и из чувства верности по отношению к семье ребенка и/или к самому ре­бенку. Помещение ребенка в семью из близкого окружения происхо­дит только с взаимного согласия всех сторон.

Процедура отбора

Говоря о процедуре отбора, мы имеем в виду двухсторонний отбор: с одной стороны, социальный работник рассматривает, подходят ли в принципе на роль приемной семьи заявившие о себе, с другой стороны, заявившие о себе рассматривают, их ли это дело стать приемной семьей.

Процедура отбора требует особой тщательности. Здесь незаменима четкая подробная письменная (в виде брошюры) и устная информация.

Во время процедуры отбора, начиная с первого контакта с приемной семьей, предпринимаются следующие шаги:

1. Посылка информационной брошюры. К брошюре прилагается пись­мо, сообщающее, помимо прочего, о том, что примерно через неделю бу­дет установлен контакт с приемной семьей для разговора о возможных во­просах, возникших при чтении брошюры. Приемная семья, разумеется, может и сама проявить инициативу. Начиная с первого контакта с прием­ной семьей, все предпринятые и планируемые шаги должны систематиче­ски регистрироваться на бумаге. Сюда входят такие данные, как имя, ад­рес, номер телефона, дата первого контакта, возможные замечания, по­сылка брошюры, дата ответного звонка, первая реакция заинтересованной приемной семьи, дата предстоящего контакта и т.д.

2. Телефонный разговор с приемной семьей спустя несколько дней по­сле посылки брошюры. Это делается в первую очередь для того, чтобы выяснить, достаточно ли ясна информация, предлагаемая в брошюре, не возникло ли каких вопросов при ее чтении и т.д. Для этого бывает доста­точно телефонного звонка. В этом же разговоре выясняется, заинтересова­ны ли по-прежнему кандидаты в приеме ребенка в свою семью. Теперь может быть проведен первый анализ жестких критериев отбора.

3. Приглашение приемной семьи на информационный вечер. Цель этого мероприятия, дать как можно больше информации по самым разным аспектам, касающимся функционирования приемной семьи, на основе которой кандидаты могут получить представление, что их ожи­дает, их ли это дело. Дополнительную информацию дают также роди­тели, имеющие опыт приема детей.

4. Раздача специальных бланков заявлений для приемных родителей. За­полнив этот бланк, приемная семья заявляет окончательно о своем решении.

5. Отборочный визит в приемную семью. Такой визит длится мак­симально полтора часа. Визит вдвоем имеет преимущество в том, что "визитеры" могут дополнять вопросы друг друга, задаваемые семье, а после разговора обсудить его результаты. Если окажется, что этот раз­говор дал недостаточно информации, назначается второй отборочный визит. (Чем больше состоится таких встреч, тем труднее будет отказать приемной семье.)

6. Сообщение окончательного решения приемной семье. Существу­ют три возможности:

а) семья подходит на роль приемной семьи. Об этом ей можно со­общить по телефону с посылкой письменного подтверждения (с ко­ротким освещением причин);

б) семья не подходит на роль приемной семьи. Сообщение об этом посылается в письменном виде: в письме, наряду с положительными сторонами, приводятся аргументы отказа. Разъяснения касательно этих аргументов могут быть всегда даны в устной форме;

в) семья, возможно, подойдет на роль приемной семьи в будущем. Этому могут быть разные причины. К примеру, приемная семья через год будет иметь больше времени, или ситуация в доме будет более стабильной. Об этом может сообщаться в письменной или устной форме во время пояснительного разговора.

Вопросы для проверки приемных семей

Чтобы определить, подходит ли данная семья на роль приемной се­мьи, важно выяснить следующие вопросы.

Кто сделал выбор стать приемной семьей?

Что послужило причиной сделать подобное заявление?

Как они реагировали на этот вопрос?

Какие изменения и для какого члена семьи несет с собой появление приемного ребенка (роли в семье, обязанности, внимание, помещение для ребенка и т.д.)?

Как изменятся отношения между приемными родителями и собст­венными родителями ребенка?

Есть ли проблемы в приемной семье-кандидате, касающиеся собст­венных детей?

Как происходит общение в семье?

Сможет ли приемная семья создать необходимые условия, отве­чающие специфической проблематике приемного ребенка? В каких случаях эти условия подходят, в каких нет?

Имеют ли приемные семьи представление о проблемах несовер­шеннолетних, выведенных из родной семьи?

Относятся ли положительно родственники приемной семьи к факту приема и воспитания чужого ребенка?

Как относится приемная семья к курированию со стороны социаль­ного работника, социального педагога?

Хорошо ли отрегулированы родительские права (и возможное опе­кунство) между биологическими родителями и приемными?

Поддерживают ли биологические родители помещение своего ре­бенка в приемную семью эмоционально?

Сможет ли приемная семья взять на себя задачу/ответственность по содержанию и воспитанию ребенка с трудным поведением?

Достаточно ли материальное обеспечение (кровать, питание, поме­щение для игры, работы)?

Каковы домашние правила для собственных детей? Различны ли они для разных детей?

Есть ли предпочтения при выборе детей возраста и пола?

Проверка в полиции и органах юстиции необходима для гарантии, что приемная семья в прошлом не совершала поступков, могущих стать препятствием для безопасности ребенка, для создания нормаль­ных условий его пребывания в приемной семье, для его содержания и воспитания. Мы имеем в виду, например, истязания детей, побои, по­ловое насилие, финансовые преступления, наркоманию и алкоголизм одного или нескольких членов семьи-кандидата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...